Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Художник Гор Чахал: Гельман сам стал культурным объектом

№0'0000 Культура  17.05.12 16:29 Версия для печати. Вернуться к сайту

Краснодарский скандал вокруг выставки современного искусства подходит к концу. Что остается в сухом остатке? Новый конфликт художников с Церковью? За ответом мы обратились к Гору Чахалу, известному своим кредо переговорщика между Православной Церковью и современным искусством.

15 мая в Краснодаре открылась выставка современного искусства под руководством известного галериста Марата Гельмана. Открытие обернулось настоящим скандалом, церковное священноначалие осудило выставку, а художников и организаторов у входа встретил настоящий пикет, организованный силами казаков и православной общественности, оскорбленной экспонатами, представленными в проекте, большинство из которых эксплуатируют религиозные образы. Православный галерист и знаток современного искусства Константин Бедениктов в интервью нашему журналу не нашел кощунства в привезенных Гельманом в Краснодар работах. Тем не менее, возмущения казаков поддержала Екатеринодарская епархия, как сообщил нашей редакции ее пресс-секретарь, негативную реакцию вызвали не сами экспонаты (большинство из которых уже не раз выставлялись в Москве), а личность куратора. «В связи с выставкой в епархиальное управление поступило множество устных и письменных обращений, – сообщает официальный сайт епархии. — И не только от казачества и духовенства, но и от представителей творческой интеллигенции, в первую очередь художников и галеристов, которые говорят об угрозе разрушения кубанской культурной среды».

«Имя Марата Гельмана для современного Русского Православия является своего рода отрицательным отмером: не секрет, что именно он вдохновил глумление над священными символами Православия на так называемых выставках современного искусства, — сообщается в официальном епархиальном пресс-релизе. — Екатеринодарская и Кубанская епархия считает духовно пагубным проведение выставок, которые Марат Гельман, по его утверждению, запланировал на 15 мая».

Правящий архиерей соседней Ставропольской епархии, епископ Кирилл, как руководитель Синодального отдела по взаимодействию с казачеством, еще до официальной реакции Екатеринораского архиерея опубликовал собственное обращение, в котором просил не допустить очередного глумления над чувствами народа.

За комментарием мы обратились к известному современному художнику Гору Чахалу, чьи работы участвуют в выставке. Ранее работы Гора Чахала экспонировались в притворе московского Татьянинского храма при МГУ, чей настоятель протоиерей Максим Козлов, некоторое время назад предоставил современным художникам, в формате диалога, возможность сделать выставку на «церковной» территории.

«Поскольку «ситуация» вокруг Краснодарской выставки сложилась до её открытия, и экспонаты выставки пикетчики посмотреть никому не дали, то я думаю, очевидно, что скандал вызвали не работы художников, а имя куратора, давно уже ставшее притчей во языцах в России, – согласен с оценками практически всех наблюдателей художник Гор Чахал. — С 90-х годов прошлого века, связав свою судьбу с радикальными стратегиями в искусстве, Марат Гельман постепенно и, подчас, сознательно, обрастая специфической мифологией, сегодня сам стал объектом искусства под названием «Черный Гельман». Помести его в любое художественное пространство, и скандал будет обеспечен. Поэтому в данном случае я не вижу очередного обострения конфликтной ситуации между современным искусством и Церковью. Выставка ведь готовилась при участи протоиерея Всеволода Чаплина, Председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата. Какой уж тут конфликт? Кстати и отзывы зрителей о выставке, спокойно, вроде, открывшейся на следующий день, которые я вижу в сети, в основном только положительные».

Действительно, за некоторое время до открытия выставки протоиерей Всеволод Чаплин весьма благосклонно высказался относительно ее экспонатов.

Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, пригласивший Гельмана и оказавшийся главным адресатом протестных петиций, реагирует в целом нейтрально: «Я считаю, что право на жизнь имеют разные точки зрения, в том числе и в искусстве. Давно говорил, что такому городу, как Краснодар, нужны современные, актуальные выставки и авторы, имена, — передает его слова пресс-служба. — К творческим проектам Гельмана можно относиться по-разному, и мне тоже не все близко. При этом могу сказать, что у Гельмана, конечно, нет патента на современное искусство. И если, действительно, на его выставке будет представлено то, что идет в разрез с моральными ценностями, верой, нравственностью и законом, то мы не будем сотрудничать». При этом губернатор особо подчеркнул, что скандальный проект реализуется не на деньги краснодарских налогоплательщиков, а самостоятельно: из бюджета края на него не было выделено ни рубля.

С работами, представленными на выставке можно ознакомиться по этому адресу: http://mono-polist.livejournal.com/247886.html