Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Деньги и счастье

№0'0000 Жизнь в Церкви  20.07.11 10:37 Версия для печати. Вернуться к сайту

Почему человек так зависим от денег? И бедным, и богатым их всегда не хватает. Как научиться довольствоваться тем количеством, которое есть? Размышляет клирик храма Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне протоиерей Алексий ПОТОКИН.

Великая иллюзия

Человек интуитивно ищет счастья, потому что Адам и Ева были в раю и знали, что такое быть счастливыми. И человеку кажется, что, если он имеет власть, деньги, он будет счастлив. Берет миллиард, смотрит — он несчастлив. Может, этого мало и надо удвоить? И вот есть десять миллиардов — а счастья нет. Деньги не дают счастья... Счастливым можно стать только в отношениях — с человеком, Богом. Но не в отношениях с идолом.

Еще в Ветхом Завете было сказано: когда богатство идет к тебе в руки, не отказывайся, но не прилагай сердца (см. Пс. 61: 11). Что это значит? За все, чем мы обладаем, нужно благодарить, но нельзя, чтобы эти дары стали нашими идолами. Один из самых сильных соблазнов в мире — любовь к богатству, деньгам. Когда Моисей спускался с горы, где получил от Бога десять заповедей, то увидел, как его народ, который только что просил его узнать у Бога, как жить дальше, пока он спрашивал, уже поклонялся золотому тельцу!

Деньги сами по себе ни в коем случае не являются злом. У Максима Исповедника есть одно из определений греха: грех — это неправильное использование вещей. Можно из любой, самой святой вещи сделать идола. И можно к деньгам относиться просто. Грех — это всегда уклонение в какую-то крайность. Есть жадность, есть расточительность. Поможет найти меру только совесть.

В долг трудно брать сребролюбивым

Если деньги для человека не становятся кумиром, то отношения между людьми из-за них не портятся. Евангельские притчи достаточно полно говорят о том, что мы должны делать, если любим. Если я люблю другого человека, я ему даю, не желая получить обратно. Христос говорит: когда будете давать, пусть ваша левая рука не знает, что делает правая (ср.: Мф. 6: 3). Он нам не навязывает условия, но рассказывает о том, как Он сам живет. Он дает так. Конечно, это максима, но она — вектор, указывающий, какой должна быть истинная, христианская мотивация, когда мы даем.

Но наши люди больны. У нас есть такая крайность: если что-то вдруг дарят, дают просто так, из расположения к человеку, без всякой задней мысли, или предлагают в долг, нам принять трудно. Это говорит, как ни странно, о сребролюбии. Если мне так трудно взять то, что другой предлагает от чистого сердца, значит, для меня деньги являются страстью, сверхценностью.

Есть духовный закон, которым живет Христос: чего не хочешь, чтобы делали тебе, не делай другим. А чего хочешь себе, делай другим (ср.: Мф. 7: 2). Если вы хотите, чтобы кто-то от вас принял подарок, и для вас будет оскорблением, если его не примут, — принимайте сами!

Конечно, в случае непринятия есть и гордость, но гордость — корень вообще каждого греха. Например, чревоугодия: я говорю, вы мне не важны, мне важен мой желудок. В случае с непринятием помощи человек думает: как это, что ктото другой мне дает? Значит, я в нем, в его помощи нуждаюсь? Значит, я не самостоятелен, не самодостаточен, зависим от другого! Но если бы человек относился к деньгам просто, чисто, без примеси гордости и сребролюбия, ему было бы легко как брать, так и отдавать.

Эти правила нужно применять не к чужим людям, посторонним, но к друзьям, близким. Хотя, в идеале, все мы должны, по закону Христову, становиться друг другу не посторонними. Тогда все вопросы, даже деликатные, становятся очень простыми. Отец в притче о блудном сыне говорит старшему сыну: все мое — твое (см. Лк. 15: 31). И когда дружба развивается в людях, общего становится больше. Это и есть путь к любви.

Но вот дожить до этой простоты непросто. А пока я от власти денег не свободен, пока бываю жаден или расточителен, надо прибегать к данному Богом для всех покаянию, которое и несовершенного делает совершенным. Хотя бы просто каждый вечер говорить: Господи, не хочу посвятить свою жизнь любостяжанию. Ведь, раскрывая перед Богом свои страсти, грехи, от них постепенно освобождаешься. Если даже на минуту от них на исповеди освободился, придут верные решения, желания. Но потребуется труд, чтобы они исходили не как приказы, извне, а приходили бы в согласие с опытом, совестью.

В чем соблазн кредитов?

Есть народы, культуры, которым легко жить в кредит, они и берут, и отдают легко. Может быть, они более рационалистичны, дисциплинированны, во всяком случае, они в этой системе воспитаны, и потому для них взять кредит и жить в кредит — естественно.

В нашей стране кредитная система только устанавливается. Если вы берете долг на несколько лет, вы рискуете, и должны это хорошо понимать. Вы занимаете не у друга, который предлагает от чистого сердца, а у системы, которая пока очень ненадежна, нестабильна. Сегодня в обществе вообще мало стабильности, и потому риск очень высок, рушатся государства, а не только институты и заводы.

Почему люди так легко соглашаются на предложения на улице: купите, получите подарок бесплатно, кредит за час и так далее? Потому что они забывают в этот момент, что, для того чтобы заработать, нужно потрудиться. Все имеет свою цену.

Господь сказал Адаму: «...в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3: 19). И поэтому человек, который хочет получить что-то легко и быстро, изменяет своей совести. Совесть знает, что все достается трудом, и, когда предлагается что-то слишком легкое, в этом есть ложь, приманка. В желании легкой прибыли проявляется наша жадность, сребролюбие, так ловят на страсти.

Как сами по себе деньги не плохи, так и не плоха возможность взять кредит. Вопрос в том, как ее использовать. Кредит может облегчить жизнь, но за это облегчение обязательно придется платить: ограничением своих потребностей, зависимостью. И надо честно проверить себя, готов я пойти на жертвы или просто хочу легко поживиться?

Когда есть семья, кредиты нужно обсуждать вместе. И если с кем-то что-то случится, то все будут выручать, пойдут работать, будут нести ответственность за свое совместное решение. Такие испытания, если к ним правильно отнестись, могут быть даже во благо.

Но и здесь должна быть мера: нормально, когда в кредит покупается одна необходимая крупная вещь и потом долг возвращается. Но когда покупается сразу несколько вещей, необходимых и не очень, долг растет, и риск не вернуть его тоже растет. Бывает, кредиты берут в экстренных ситуациях, когда кто-то из близких серьезно заболевает. Конечно, в таком состоянии человеку очень сложно трезво взвесить возможности, он попросту хватается за соломинку. Но есть правило: никакие решения, тем более серьезные, нельзя принимать в немирном состоянии, когда мне плохо, больно, страшно, когда я в отчаянии. Умного решения в этом состоянии человек не примет. Приди сначала в мир, успокойся, поговори с тем, кому доверяешь, и тогда решай.

Откуда берется страдание о деньгах?

Даже очень трудолюбивому и умеренному человеку, особенно если он семейный, денег может недоставать, и человек страдает, все время думает о них, где бы их взять, сетует на судьбу. Откуда же берется страдание о деньгах?

Если вы чувствуете, что в вашей жизни есть Кто-то близкий, если вы знаете, что Бог вас любит, что Он вас помилует, будете вы думать о деньгах? Придет к вам эта мысль? Думаю, тогда этот вопрос снимается.

Но когда человек теряет мир с Богом, начинаются самые разные проблемы: беспокоят деньги, беспокоит то, что меня не понимают, что с кем-то я в трудных отношениях.

Вот вы причастились, скажите, есть у вас в жизни все? Или нет? Если вы скажете: да, у меня есть все, — вы увидите, что вот эта зависимость от того, чего у вас мало, ослабевает. Сердце проясняется. Если человек был когда-нибудь счастлив и хранит эту память сердца — так Максим Исповедник называл благодарность, — тогда тоска о том, чего не хватает, становится слабее. Когда человек знает, сколько ему вручено и сколько еще будет вручено, недостаток чего-либо уже не будет так мучить.