Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Богатые и бедные: В социальном расслоении виновато все общество

№0'0000 Жизнь в Церкви  17.10.12 08:00 Версия для печати. Вернуться к сайту

Каким образом должны сосуществовать миры богатства и бедности и о том, что наша общая беда сегодня – лживые богачи и надменные нищие, рассуждает руководитель автобуса помощи бездомным «Милосердие» диакон Олег ВЫШИНСКИЙ.

В советское время ходил анекдот: У Леонида Ильича Брежнева спросили, будут ли при коммунизме деньги. «По этому вопросу существуют разные суждения, – ответил генсек, – например, китайские догматики говорят, что денег при коммунизме не будет, югославские же ревизионисты считают, что будут. Мы же к этому вопросу подходим диалектически: у кого-то они (деньги, то есть) будут, а у кого-то – нет».

Слава Богу, мы живем в обществе имущественного неравенства. Имущественное неравенство отражает сущностное неравенство между людьми и обуславливает взаимозависимость людей. А эта взаимозависимость – естественная почва для работы по выстраиванию взаимоотношений между людьми. Будь каждый человек самодостаточным, людям было бы очень трудно объяснить, в чем должны состоять дела любви, ведь тогда никто бы ни в ком не нуждался.

И заповедь о любви к ближнему была бы еще менее понятна, чем заповедь о любви к невидимому Богу. Возможно, дело бы дошло до того, что люди перестали бы верить не только в Бога, но и в реальность существования себе подобных (хотя эта мысль могла бы стать хорошим сюжетом для писателей-фантастов).

Итак в самом факте существования богатых и бедных нет никакой глобальной несправедливости. Священное Писание оперирует словами «богатый» и «убогий». Будучи антонимами, эти слова являются однокоренными и подразумевают особое отношение того или иного человека к Богу.

Богатый – это человек, которого Бог щедро наделил некими благами под его ответственность за распоряжение богатством. Убогий же сам находится «у Бога», который непосредственно печется о нищем, сироте и вдовице.

Однако всякое естественное положение дел может быть до неузнаваемости извращено и приобрести неестественно уродливые черты.

Нравственная составляющая проблемы контрастов обличается в Евангельской притче «о Богатом и Лазаре».

Богатый осужден не за богатство, и не за то, что жил весело, а за то что при всем этом рядом с его домом просто находился страждущий Лазарь. За что Лазарь получил награду – не говорится, но можно вывести, что за терпение.

Однако, несмотря на то, что Евангелие изобилует предупреждениями богатым, есть предупреждения и бедным.

Например, притча о рабе, зарывшем талант в землю. Когда этот раб будучи призван к ответу, он отвечает: «Я боялся Тебя, ибо ты человек жестокий, жнешь, где не сеял и собираешь, где не рассыпал…», однако в этих словах чувствуется не страх, а обида на Господина, который доверил ему меньше всего: ну раз мне так мало дано, чего с меня спрашивать! Эту позицию, к сожалению, занимают многие бедные.

Есть еще одна фраза в книге Иисуса, сына Сирахова, которая просто гремит против нашего общества: «… И три рода людей возненавиела душа Моя, и очень отвратительна для Меня жизнь их: надменного нищего, лживого богача и старика-прелюбодея…» (Сир. 25:3-4)

Наши работодатели экономят, принимая на работу мигрантов-нелегалов, чтобы им платить меньше зарплату, а налоги и страховки вовсе не платить, они идут на обман, не ради выживания, или хотя бы спасения бизнеса, а просто из-за жадности.

А наши нищие порой настолько высокомерны, что к ним и не подъедешь. Уж Господь их и так смирил, а они не смиряются. В контрастах виновато все общество. Но главный вопрос не «Кто виноват?», а «Что делать?».

Богатых нужно призывать не только к благотворительности, но и к социальной ответственности, к деятельности по развитию производства, созданию рабочих мест.

Социальные программы для бедных со стороны Церкви должны подразумевать поддержку их собственных ресурсов – обучения, профессиональной подготовки. Необходимо увещевать также бедных не унывать, не впадать в зависть, в «классовую ненависть», призывать их к терпению, трудолюбию и бережливости.