Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Богатые и бедные: христианские ценности важны для нового поколения богатых

№0'0000 Жизнь в Церкви  17.10.12 18:18 Версия для печати. Вернуться к сайту

Протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма при МГИМО, считает, что только Церковь и способна сегодня примирить разные слои общества

У нас выросло поколение детей богатых родителей, которые либо совсем не жили при социализме, либо чуть-чуть застали его в раннем детстве и ничего другого, кроме богатства не видели. Судите сами, советскому закону 1987 года о кооперации, давшему старт свободному предпринимательству, в этом году уже 25 лет. Либерализации цен правительством Егора Гайдара – 20. Это значит, что дети тех, кто тогда начинал свой бизнес, составил состояние, уже взрослые и скоро этот бизнес унаследуют, у них уже есть свои дети или скоро будут. Будут ли они в своей жизни руководствоваться христианскими ценностями? Этот вопрос открыт.

Конечно, мы знаем, что «Дух дышит, где хочет». Может быть, кто-то из молодых богатых придет в Церковь потому что будет искать искренность, подлинный мир и сердечность отношений, а не иллюзии, которые дает роскошь. Кому-то, как это не звучит невероятно, будет близок именно аскетизм. Есть же примеры и неединичные, когда советские молодые «мажоры», выросшие в атеистическом окружении, бросали все и приходили в Церковь. Некоторые становились священниками и монахами, кто-то просто жил христианской жизнью. Это происходило, когда было мало храмов, когда Библию достать было тяжело. Правда, в то время с Церковью связывалась некое фрондерство – отрицание двойной морали «страны Номенклатурии» и скучной предопределенности хорошей карьеры и вольготной жизни. Сегодня, едва ли.

Для кого-то из молодых богатых христианские ценности станут защитой от падения. Не надо думать, что отцам пришлось не раз и не два идти на компромиссы с совестью, устанавливая контроль над собственностью, зарабатывая капитал, а дети будут почивать на лаврах. По данным статистики, примерно 53% компаний сохраняются в собственности наследников. Вторую половину отнимут – конкуренты, рейдеры, собственные менеджеры. Для третьего поколения богатых показатель сохранения собственности уже меньше четверти. Это означает, что наследники будут сталкиваться с искушениями властью и деньгами, с разочарованием в людях, с отчаянием, им придется проявлять такую же жесткость, как и отцам, чтобы сохранить контроль над собственностью. Им придется проявлять даже большую изворотливость и иезуитство. Им, привыкшим к богатству и своему превосходству.


О том, насколько православие сегодня интересно студентам вуза, который традиционно считается местом обучения золотой молодежи, мы спросили настоятеля недавно освященного храма св. Александра Невского при МГИМО протоиерея Игоря ФОМИНА:

- МГИМО известен как вуз, в котором учатся студенты из состоятельных семей. Насколько им интересно православие?
Интересы очень велики. Об этом свидетельствует то, что студенты и преподаватели стали инициаторами создания храма св. Александра Невского, в котором 30 сентября была совершена первая Божественная Литургия. Еженедельные встречи со студентами христианами также подтверждают: жажда знаний велика. Как это соотносится и состоятельностью студентов? Это большой вопрос, потому что во Христа верят не по доходам, а потому что Он есть.

- По вашим наблюдениям, превозношения своими возможностями, одеждой, машинами, среди студентов становится больше или меньше?
Я думаю, как и раньше это было, щегольство присуще тем, кто не имеет нравственных основ или думает, что знаками внешнего мира можно себя оградить от волнений, потрясений и внутренней пустоты. Щегольство присуще не только МГИМО, но и всей молодежной среде. Просто у «золотой молодежи» для этого больше материальных возможностей. Но отмечу, в нашем университете учатся дети, которые хорошо учились в школе, а богат он или нет дело второстепенное.

- Но есть и часть вашей паствы более лоботрясная, прожигающая жизнь, – о чем с ней говорить, как ее учить тому, что наслаждение это еще не все в жизни?
По преимуществу, показывая своей жизнью, а не просто рассказывая о Христе. Такая проповедь может быть основательной, твердой и может изменить жизнь человека.

Как можно преодолеть социальное разделение между мирами богатых и бедных?
Только Церковь и способна сегодня разные слои общества примирить и помочь им найти общий язык. Ведь перед алтарем, перед Христом вместе стоят люди разного сословия, вкушают трапезу любви и богатый, и неимущий. Общаясь с людьми и в МГИМО, и в Казанском соборе на Красной площади, где я также несу послушание, я понимаю, что во Христа одинаково верят и богатые люди и неимущие. Добавлю, что священник должен смотреть на духовную жизнь человека, не оценивая меру его материального достатка.