Апостол Андрей – одна из самых известных и загадочных фигур среди учеников Христа. Неутомимый путешественник и проповедник, принявший мученическую смерть в Патрах на кресте в виде буквы Х, стал героем «Деяний апостола Андрея», которые иногда читается как увлекательный роман. 13 декабря Церковь празднует его память.Апостол Андрей Первозванный. Мозаика базилики Марторана в Палермо. 40-50 годы XII в
Апокрифические апостольские деяния, не вошедшие в состав Нового Завета, – важный жанр в истории христианства. В нем отразилась борьба идей, происходившая между еретиками и православными христианами. В Средневековье не было понятия авторства, и апостолам сознательно приписывали постулаты, разделяемые той или иной сектой. Так, например, Деяния Павла и Феклы содержат проповедь апостола Павла, запрещающую вступать в плотские отношения с мужем и создавать семью, что противоречит традиционному христианскому учению о браке и посланиям первоверховного апостола.
В «Деяниях апостола Андрея» также можно найти проповедь безбрачия, которая фактически стала причиной смерти апостола, но главный акцент сделан на путешествия первоверховного апостола в страну людоедов и успешной проповеди среди варваров.
Повествование в «Деяниях Андрея и Матфия в городе людоедов» начинается с рассказа о том, как апостолы по жребию отправляются проповедовать в разные части света. Апостолу Матфию, которого потом будет спасать Андрей Первозванный, предстояла поездка в город людоедов, где «люди ни хлеба не ели, ни вина не пили, но питались человеческой плотью и пили человеческую кровь. Поэтому всякого человека, который прибывал в их город, они хватали и ослепляли, выколов, ему глаза. Выколов глаза, его поили зельем, приготовленным при помощи колдовства и магии, и когда его поили зельем, изменялось его сердце и переменялся его ум».
Страшное описание отражает традиционное отношения жителя Римской империи и Византии (деяния были написаны по–гречески) к варварам, как к немым, жестоким существам, лишенным разума и человеческого облика. Отталкивающая характеристика тех, кто позже превратиться в последователей новой религии, повышала значение проповеди апостолов, способных сделать христианина даже из людоеда. Этим приемом активно пользовались христианские апологеты, для которых апостол Андрей и стал «специалистом» по обращению людоедов.
Злые жители города схватили Матфия, ослепили его и напоили зельем, превращающим человека в животного (эпизод Деяний напрямую отсылает нас к истории Одиссея, который избег хитрости одной из нимф и не стал пить отвар, превративший его спутников в свиней). После этого апостола Матфия сажают в темницу, где он проводит 27 дней, после чего слышит разговор стражников о том, что через 3 дня жители города его убьют и съедят.
В это же время святой Андрей отправляется помогать узнику. Со своими учениками он плывет на корабле, которым управляет сам Христос в виде прекрасного юноши, и рассказывает спутнику и кормчему об основах христианства. Прибыв в город людоедов, первозванный апостол освобождает узников, что приводит к голоду. В городе происходят жуткие сцены – жители сперва решают по жребию убивать стариков, чтобы на время утолить потребность в каннибализме, но один из варваров предлагает вместо себя съесть своих детей. Далее начинаются многодневные пытки апостола Андрея, которого на веревке волочат по всему городу. Затем святой совершает чудо, и статуя, стоявшая в темнице, обрушивает на людоедов потоки настолько соленой воды, что она разъедает плоть варваров.
Пораженные язычники начинают верить в «бога чужестранца», и деяния оканчиваются пространной проповедью Андрея Первозванного, наказанием самых жестоких каннибалов и основанием новой церковной общины.
По мнению Андрея Виноградова, исследователя «Деяний апостола Андрея», именно проповедь является главным элементом текста, а рассказ об увлекательном путешествии – лишь способ привлечь внимание читателя к учению, которое проповедует первоверховный апостол.
Этим приемом пользовались как христианские, так и античные авторы, помещавшие важные размышления, в текст биографий или житий. Историк Плутарх в одном из своих сравнительных жизнеописаний прямо говорит о том, что цель любого исторического сочинения – помочь читателю выбирать добро и удаляться от зла.
Отметим, что проповедь апостола Андрея составляет один из самых скучных разделов «Деяний» с точки зрения современного читателя. Он подробно пересказывает евангельскую историю и основы нравственного учения Христа. В «Деяниях» постоянно подчеркивается, что ни апостол, ни его ученики не берут никакого вознаграждения за свои труду и всюду проповедуют крайнюю нестяжательность. Они совершают многочисленные чудеса, исцеляют больных, изгоняют бесов и воскрешают мертвых, что в конечном итоге открывает перед ними сердца даже самых диких варваров.
Успешной проповеди среди каннибалов посвящен и еще один агиографический текст, входящий в корпус «Деяний апостола Андрея». «Рассказ о святом Христомее» целиком посвящен людоеду, которому явился ангел. Он запретил варвару вредить апостолам и призвал всячески помогать святому Андрею и его ученикам, а также изменил его нрав с дикого на кроткий.
Преображенный Христомей предстал перед учениками Христа во всем своем великолепии: «Ростом он был в шесть локтей (от двух до трех метров – Ред.), лицо его было диким, глаза горели, как огненные лампады, зубы свешивались изо рта, словно у дикого кабана, ногти на руках были кривыми, как серпы, а на ногах – будто у крупного льва. Он выглядел так, что, увидав его лицо, невозможно было остаться в живых». Увидев его, святой Андрей помертвел и призвал на помощь своего спутника Варфоломея, а их ученик попросту упал в обморок. Далее варвар, чудесным образом выучивший греческий язык, рассказал спутникам о явлении ангела, и они вместе отправились проповедовать в один из городов парфян. Христианин–дикарь просит апостолов закрыть свое лицо, чтобы не пугать людей. Случилось так, что первоначально проповедь апостола Андрея не имела успеха, горожане натравили на христиан диких зверей.
Тогда Христомей попросил время вернуть ему первоначальную природу: «И внял Бог его молитве, и обратил его сердце и разум к прежней дикости. Открыл он лицо свое... и бросился на зверей и разорвал их... перед народом. Увидев, как он рвет на части зверей, толпа сильно перепугалась, ее охватил великий ужас. Все бросились вон из цирка, попадали в панике друг на друга, и многие в толпе погибли от страха перед его обликом». После этого проповедь христианства пошла успешнее, и по молитве апостола Андрея дикарь вновь стал кротким и смиренным, воскресил и крестил тех, кто умер от страха перед ним и даже растерзанных им животных. Далее пути апостолов и Христомея расходятся.
Заметим, что апостол Андрей со своими спутниками представляется автором легенды не только как проповедник христианства, но и как проводник римской культуры и цивилизации. Иудей по происхождению он превращается в римского гражданина по своим функциям. Христианская апологетика использует этот образ, чтобы убедить власти империи в полезности новой веры. Нетрудно заметить, что обращение Христомея не изменяет его природы, а лишь делает ее безвредной, управляемой. По мысли автора легенды, он остается варваром-христианином, а апостол Андрей – это носитель привычной римской культуры с благообразным видом и искусно простроенной речью, который несет цивилизацию на дикие земли.
Этой же функцией наделяет апостола Андрея и легенда о том, что он установил крест на холмах, где впоследствии появится Киев. «Повесть временных лет» однозначно связывает это действие одного из ближайших учеников Христа с последующим распространением христианской веры и культуры на Руси. Апостол Андрей благословляет киевские горы. Водружение креста на месте основания города. Миниатюра Радзивиловской летописи. Кон. XV в.
Летописец даже заставил апостола Андрея посетить бани и удивиться странному обычаю использования веников. Разумеется, этот апокриф не имеет никакого отношения к реальной фигуре Андрея Первозванного, но зато показывает желание наших предков превратиться из варваров, которыми их считали византийцы, в древний христианский культурный народ, которому проповедовал еще первозванный апостол.
Этим же аргументом пользовался и Иван Грозный в споре о вере с иезуитом Антонием Посевином. Русский царь был не согласен с тем, что Русь приняла веру от греков, но прямо указывал на то, что христианство принесли на территорию Руси апостолы. Как видим, образ апостола Андрея могли использовать и цари, чтобы подчеркнуть свое право считаться государями страны, части христианской цивилизации.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Испания: Апостол Иаков — покровитель паломников Самому древнему паломническому маршруту Европы — пути апостола Иакова в Испании посвящен самый первый путеводитель для паломников. Его автором считается папа римский Каллист II (XII век). Путь был опасным, все время нападали мавры-мусульмане и местные бродяги. Обеспечивали охрану рыцари Ордена святого Иакова, но решались идти только герои духа (и судя по историческим источникам, их было немало). Сегодня Путь апостола Иакова охраняется ЮНЕСКО. А паломникам, его прошедшим, выдают «паспорт пилигрима»
Святыни Европы: в Рим по стопам апостолов Выбрать одну, да еще главную, святыню в Италии, в городе-колыбели христианства, невозможно. Мы решили опереться на святоотеческий авторитет. Иоанн Златоуст где-то писал, что он любит Рим, потому что здесь проповедовали, примирились (были в непростых отношениях) и приняли смерть первоверховные апостолы: Петр и Павел
Апостолы Петр и Павел: интернациональные имена Двенадцатого июля Церковь чтит память святых апостолов Петра и Павла, этот праздник предварял первый из двух летних постов Петров, почти месяц верующие готовились к этой дате, как к большому празднику. Почему? За что мы почитаем апостолов, в чем заключалась миссия Петра и Павла? Об этом рассуждает кандидат физико-математических наук и диакон Николай СОЛОДОВ.
Апостол Руси: был ли Андрей Первозванный на киевских холмах? Апостолом Руси и вообще северных земель мы считаем Андрея, брата апостола Петра, родом из Вифсаиды, городка на северном берегу Галилейского озера. Его память – 30 ноября (13 декабря по новому стилю) и 30 июня (13 июля по н. ст.), в праздник «Собор Двенадцати апостолов». Почему именно апостола Андрея мы считаем просветителем Руси и бывал ли он в Киеве? Рассказывает церковный историк Юрий Рубан.
Как выглядели апостолы Петр и Павел? В греческом тексте Евангелия апостолы называются "со-учениками". 12 июля Церковь чтит память двух из них: Петра, самого стойкого из учеников Христа, на краеугольном камне его веры Спаситель метафорически обещал построить Церковь, и Павла, бывшего гонителя палестинских христиан, уверовавшего в Сына Божьего и обратившего в христианство греческий мир.
Апостол Петр – народный герой «Петр и Павел час убавил» — знаете такую поговорку? О том, как народное сознание воспринимало образы первоверховных апостолов, — публицист и историк Андрей ЗАЙЦЕВ
Как проповедовали апостолы? От Пасхи до Троицы в Церкви читаются Деяния Апостолов — книга о миссии. Какими миссионерами были апостолы? Почему люди, в том числе и только что кричавшие «Распни», сбегались на проповедь, каялись и обращались?
Зачем пришел Святой Дух? Что онтологически нового для человека в том, что ему был ниспослан Святой Дух? Что изменилось в апостолах? И как нам воспринять дары Святого Духа?
Крест апостола Андрея: история святыни В Россию для поклонения доставлен крест святого апостола Андрея, вернее - частицы креста в особом крестовидном ковчеге. Святыня прибыла из греческого города Патры, где святой принял мученическую кончину около 70 года. Об истории этой святыни - Андрей ЗАЙЦЕВ.
Неделя о блудном сыне: мне все позволено? Свобода должна быть «от чего-то» или «для чего-то»? Чем опасен поиск наслаждений? Почему запрещен блуд? В Неделю о блудном сыне читаются слова апостола Павла, которые дают ответ на эти вопросы. Объясняет архимандрит Ианнуарий (ИВЛИЕВ)
Иоанн Богослов: иконы Ученик, «которого любил Иисус», и старец, который повторял своим ученикам «детки, любите друг друга», единственный из апостолов он остался при Кресте и первый из них вошел в пещеру Воскресения, он видел фаворский свет и принял Откровение о судьбах мира – смотрите житие апостола и евангелиста Иоанна Богослова в иконах.
Единственная неудача апостола Павла В контексте скандалов, неожиданно свалившихся на Церковь, и споров вокруг «немиссионерского» поведения некоторых защитников Церкви, «Нескучный сад» задался вопросом: как выглядела церковная миссия во времена апостолов? Всегда ли она была успешна? Ответить на эти вопросы постарался магистр богословия и доцент кафедры библеистики ПСТГУ Антон НЕБОЛЬСИН.
Готовы ли мы на жертвы? Апостолы шли на проповедь без денег, запасов пищи, даже смены одежд. Взамен Бог давал им Свою помощь. По мнению епископа Орехово-Зуевского ПАНТЕЛЕИМОНА, это возможно тогда, когда миссионер готов на жертвы
Чин умовения ног: первый стал слугой Сегодня Святейший Патриарх Кирилл совершил чин умовения ног, омыв ноги 12 священникам по образу Христа, омывшего ноги своим апостолам в знак глубокого смирения. Роль Иуды не досталась никому, а роль апостола Петра выпала прот. Владимиру Дивакову
Богослужебные тексты для общего народного пения: Память святых апостолов Петра и Павла (11-12 июля 2012 г.) Во многих храмах Москвы прихожане стараются подпевать, в некоторых храмах даже практикуется «народное пение». Участвовать в богослужении можно и молча. Но в любом случае богослужебные тексты хорошо бы понимать, удобно следить глазами за текстом ключевых богослужебных песнопений. Размещаем текст для общего народного пения к праздничным всенощной и литургии
Петр и Павел: два непохожих апостола Прославляя их в один день, Церковь, кажется, хочет напомнить нам о разнообразии человеческих характеров и путей, ведущих к Богу. Обоих апостолов называют первоверховными, но и первенство у них совсем не одинаковое. Петр был одним из ближайших учеников Христа при Его земной жизни, а Павел вообще не имел никакого отношения к евангельским событиям. Он начал проповедовать намного позднее, и даже не был «официально утвержден» в роли одного из двенадцати апостолов. И все-таки мы можем сравнить в самых общих чертах две эти судьбы
Технологии Святого Духа Исследуя жизнь апостолов и первых христиан, мы неизбежно придем к выводу, что они владели лишь одной, увы, не столь распространенной ныне технологией — технологией Святого Духа. Идите и научите все народы, а Я пребуду с Вами до скончания века, говорит им Христос. И они пошли и проповедовали везде, при божественной помощи и подкреплении их миссии различными знамениями. Что ж, хорошо им было. Но разве это невозможно и сейчас?
Июльский номер «Нескучного сада». Выполнима ли миссия в современном мире? Новый номер журнала «Нескучный сад» о миссии и миссионерах. Тема номера — апостолы и мы. 2000 лет назад ученики Господа разошлись по миру, рассказывая о Христе. Сегодня новые миссионеры окружены не только язычниками или иноверцами, но еще атеистами и агностиками. Насколько на самом деле далеки мы от апостолов? Может быть, существует универсальный рецепт успешной миссии?
Икона «Уверение Фомы» Первое воскресенье по Пасхе называется Фомино Воскресение. Почему же именно Фоме, да еще прозванному Неверующим, специально выделено воскресение, сразу же следующее за Воскресением Христовым? Не Петру, как главе общины апостолов, не Андрею, призванному самым первым, даже не Иоанну, который был любимым учеником Иисуса, а Фоме.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.