Когда до Пасхи остается всего семь дней, верующий погружается в богослужебной церковной жизни в череду торжественных и скорбных событий. Первое из них – Вербное воскресенье. Песнопение, которое поется на службе этого дня 7 раз: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси, вземше Крест Твой, глаголем: благословен Грядый во Имя Господне, осанна в вышних». Благодать святого Духа собрала верующих в Церкви, чтобы порадоваться и поприветствовать входящего в Иерусалим Господа («Осанна»!), но и затем, чтобы последовать по его крестному пути.
Канва праздничного события Вербного воскресенья объясняется следующим образом. Многим стало известно о воскресении Лазаря. Одни, уверовали во Христа, другие – «иудейская сонмица» - решают Его непременно убить в праздник Пасхи. «И вот Тот, Кто небо имеет престолом, восседши на осленка, входит в Иерусалим. Отроки евреев, да и сами они постилали Ему одежды и срезанные ветви фиников, иные же, неся ветви в руках, провожали Его, восклицая: «Осанна Сыну Давидову, благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» Ветви финиковых пальм знаменовали победу Христа над смертью. Победителей в бою или на войне встречали с ветвями вечнозеленых растений. С одной стороны как победитель смерти Христос явился, когда воскресил Лазаря, с другой – Ему предстоит страдать, умереть и окончательно победить господствовавший над людьми закон смерти.
Словосочетания «вербное воскресенье» вы не найдете ни в Постной триоди, на в Типиконе. В русской традиции этот день принято называть «Неделя ваий». Вайа – молодая ветвь финиковой пальмы. Чтение, разъясняющие смысл праздника, санаксарий из Триоди на этот день говорит, что «Вайа бо у евреев ветвь мягкая глаголется». По понятным причинам в наших широтах место финиковых ветвей заняли вербы – наши русские вестники весны и нового пробуждения мира от зимнего оцепенения. Так, что там, где написано «Неделя ваий», смело можем говорить «Вербное воскресенье». В Богослужении Вербного воскресенья вайи-вербы упоминаются многократно, практически во всех песнопениях. Во время утреннего богослужения Вербного воскресения, после чтения Евангелия, ветви кадятся, над ними читается молитва на освящение ваий, а затем раздаются верующим. Эти трогательные атрибуты и символически, и осязательно позволяют верующим проникнуть сквозь тысячелетия к событию, полному трепетного торжества и кажущейся нелогичности. Поэтому ветви верб – участники именно утренней части богослужения Вербного воскресенья, а не весеннее украшение квартир. Вне храма, вне нашего участия в богослужении они теряют свой символический смысл…
Уже с вайями – вербами Вербного воскресенья верующие поют на службе тропарь, песнопение, в котором сопрягаются торжество и печаль этого праздника: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне». В Вербное воскресенье мы, словно те еврейские дети, встречавшие Христа в Иерусалиме, встречаем Его «победы знамения носящее», то есть с вербами, знаменами христовой победы над смертью, помня о воскресении Лазаря, которое уверяет нас в общем воскресении мертвых. Но все это – «прежде Твоея страсти».
Впереди – последний, самый трудный шаг. Это особо продолжительные богослужения, максимальное воздержание в пище и отказ от суеты в повседневной жизни. Вербное воскресенье – последняя передышка перед Страстной неделей. В этот день второй раз в великом посту на трапезе вкушают рыбные блюда.
В последующие дни, Великий Понедельник, Великий Вторник, и Великая Среду церковные песнопения посвящены и воскрешению Лазаря и Входу Господа в Иерусалим. Но появляется песнопение, которое заставляет верующего оставить в чем-то бесшабашную радость Вербного воскресенья: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися да не смерти предана будеши и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас». В нем объединены образы двух евангельских притч, о десяти девах и о рабах, которым приказано заниматься каждому своим делом, пока хозяин их отсутствует. И девам, в ожидании жениха, грядущего в полночь нужно запастись маслом для светильников и рабам, которые не знают, когда придет хозяин предписано бодрствование. Верующим чтобы не потерять участия в Царствии Божием в последние дни перед Пасхой также надлежит быть начеку.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Вход Господень в Иерусалим: иконы, фрески, рельефы Царь царей въезжает в город не на белом коне, а на осляти. Дети постилают одежды по пути. Апостолы радуются. Но вдалеке уже замышляют свои коварные планы книжники, фарисеи и саддукеи. Многофигурная композиция Входа Господня в Иерусалим одна из излюбленных для художников разных эпох.
Страстная седмица: гид по неделе После торжества Недели ваий начинается напряженное восхождение по ступеням страстной недели к вершине Голгофы. Для христиан древности это и была Пасха - крестная. Страстная неделя для нас, христиан современности стала актуальным переживанием подвига Христа, необходимым, чтобы достойно встретить Пасху торжественную, Пасху Воскресения.
Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: Будем в день Пасхи радостью друг для друга Мы часто думаем о себе слишком плохо и слишком хорошо одновременно. Это помогает меньше от себя требовать, но и показывает отсутствие подлинного смирения. Как увидеть себя настоящего, рассказывает епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. ВИДЕО
Чин умовения ног: первый стал слугой Сегодня Святейший Патриарх Кирилл совершил чин умовения ног, омыв ноги 12 священникам по образу Христа, омывшего ноги своим апостолам в знак глубокого смирения. Роль Иуды не досталась никому, а роль апостола Петра выпала прот. Владимиру Дивакову
Сошествие во ад. Жизнь и смерть Бога Предпоследняя заметка диакона Августина Соколовски, доктора Фрибургского университета и преподавателя Киевской Духовной Академии посвящена сошествию Спасителя во ад и теме смерти Бога
Как причащаться в пасхальные дни? Как причащаться в дни Пасхи? Каждый раз придется этот вопрос решать индивидуально. Единого мнения в Церкви нет. Некоторые священники не причащают на Пасху, а некоторые наоборот считают, что по слову святого Иоанна Златоуста и достойные и недостойные должны приступить к Чаше. Так что же правильно?
Великая Пятница: Свет истины В Великую пятницу мы предлагаем читателям познакомиться со следующей заметкой диакона Августина Соколовски, доктора богословия, преподавателя Фрибургского университета в Швейцарии и Киевской духовной академии.
Великая Среда: Зачем Церковь проклинает Иуду? В Великую Среду вспоминается предательство Иуды. Священное Писание называет его "сыном погибели", церковные песнопения "раб и льстецом", "другом и диаволом". Но в наши дни часто говорят, что ученик-предатель просто несчастный соблазнившийся человек или даже орудие Божиего замысла о спасении человечества. Как относиться к Иуде, рассуждает архимандрит ИАННУАРИЙ (ИВЛИЕВ)
Великий Четверг: между Христом и Иудой Что отличает достоинство и недостоинство человека при причащении? Критерий различения между достоинством и недостоинством, между подлинностью и неподлинностью правильного отношения к Евхаристии, это критерий различия между Христом и Иудой – считает диакон Августин Соколовски, доктор богословия, преподаватель Фрибургского университета (Швейцария) и Киевской Духовной Академии. Его размышлениями о Великом Четверге мы делимся с нашими читателями.
О двух путях О предательстве Иуды, о непостижимости судеб Божиих, о том как грешники становятся праведниками и как призванные к святости нисходят во глубину ада сказал в своей проповеди на Литургии Преждеосвященных Даров в больничном храме, в Великую среду епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Как сделать пасху: пасочница Кулич, творожная пасха и крашеные яйца – вот три ключевых момента пасхальной трапезы, ее сакральные блюда, освященные и долгожданные, необходимые и достаточные, обрядово-традиционные и современно-актуальные. Пасхальная трапеза сегодня – все та же, что и много десятков лет назад
Вербное Воскресенье - Неделя Ваий: царский путь Два дня радости отделяют покаянное время Четыредесятницы от скорби Страстной Седмицы. В 2013 года Церковь вспоминает Воскресение Спасителем праведного Лазаря 27 апреля, а Вход Господень в Иерусалим - 28 апреля. В чем смысл этих событий? Какие особенности богослужения? Почему освящаем вербу и едим рыбу?
Как устроена Страстная седмица? Оказывается, на Страстной седмице совершается еще один чин прощения — за все обиды, которые мы причинили друг другу во время Великого поста, а чтение 12 Евангелий раньше были шествием по городу — на остановках читали, на переходах пели. Подробнее строй богослужения Страстной седмицы объясняет Илья КРАСОВИЦКИЙ, старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ
Вход Господень в Иерусалим глазами поэта Тимура Кибирова "Наш-то на ослике — цок да цок — Навстречу смерти своей.
На встречу со страшною смертью своей, На встречу со смертью твоей и моей!
Не плачь, она от Него не уйдет, Никуда не спрятаться ей!". СТИХОТВОРЕНИЕ ТИМУРА КИБИРОВА.
Богослужебные тексты для общего народного пения: суббота и воскресенье (27 и 28 апреля 2013 г.) Во многих храмах Москвы прихожане стараются подпевать, в некоторых храмах даже практикуется «народное пение». Участвовать в богослужении можно и молча. Но в любом случае богослужебные тексты хорошо бы понимать, удобно следить глазами за текстом ключевых богослужебных песнопений. Размещаем текст для общего народного пения к субботней всенощной и воскресной литургии.
Воскрешение Лазаря: иконы победы над смертью Иконописных изображений Воскрешения Лазаря великое множество. Большинство сложны и передают эмоции участников событий. Мы выбрали самые лаконичные. На них только Христос, Лазарь и пещера гроба. Создатель и его творение. Идущий на страдание Господь и возвращенный им к жизни человек. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Евангелие в Вербное Воскресенье: Навстречу смерти твоей и моей В тропаре Вербного воскресения поется: «…мы яко отроцы победы знамения носяще». Знамя нашей победы -- не боевой штандарт, а ветка вербы – символ победы жизни над смертью, веры над отчаянием, любви над ненавистью. Об этом говорит и праздничное евангельское чтение. Комментирует протоиерей Сергий ГАНЬКОВСКИЙ
Поем вместе: тропари и кондак Входа Господня в Иерусалим Радостные песнопения, в которых повторяется "Благословен Грядый во имя Господне", будут звучать в храмах в день Вербного Воскресенья и накануне на всенощном бдении. Как их петь показывают священник Александр ЛАВРУХИН и Никита ТАУ НАЛЕДИ. ВИДЕО
Письма со Святой Земли В распоряжении нашего журнала оказался интересный документ: подборка писем, посланных из Иерусалима в Москву нашей современницей своим внукам. Описание Святого Града — жанр, уходящий в глубокую древность, в первые века христианства. В письмах, предлагаемых нашим читателям, современные реалии сочетаются с древними, точнее, вечными чертами Иерусалима и Святой Земли. Тем, кто там еще не был, эти письма помогут понять, что чувствует современный православный человек, оказавшийся в местах, про которые всю жизнь читает в Библии.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.