На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №1 (36)'2009

Говорить ли духовнику о грехе друга?


Версия для печати
12.02.09, 14:20

Надо ли учить неправославное стихотворение?Здравствуйте, я хотела бы спросить про школьную литературу. Я учусь в 11-м классе, мы сейчас проходим поэзию Серебряного века, и нам задают учить стихотворения некоторых поэтов. Недавно задали А. Блока, стихотворение «Девушка пела в церковном хоре», но мне оно почему-то не понравилось, мне показалось, что оно противоречит вере. И я почему-то думаю, что верующий человек так бы не написал. У меня душа не лежит к этому стихотворению и к этому поэту, я даже учить его не хочу. Может быть, я не права, и это хорошее стихотворение, и оно не противоречит вере? Просто мне кажется, если что-то не по вере, то человеку это не нужно. Мне в последнее время даже неприятно все то, что не по вере. Мне, наверное, надо спокойнее ко всему относиться? Ответьте, пожалуйста, если сможете! Екатерина

Отвечает священник Сергий КРУГЛОВ, клирик Спасского собора города Минусинска Красноярского края:
-- Здравствуйте, Екатерина! Ваш вопрос очень важен. Упоминание о поэзии не могло меня не задеть: я пишу стихи уже четверть века. И десять лет служу священником. Крестился я довольно поздно, в 30 лет, но не избежал начального этапа входа в Церковь, через который проходят все. Кратко его называют неофитством -- перед тобой открывается новый мир, мир веры Христовой, ты все пробуешь на вкус впервые, все видится ярким, прекрасным, важным, и остальное на какой-то момент тускнеет, отходит в сторону… Отходит, кажется, навсегда. Так было и со мной. В порыве неофита я уничтожил все свои стихи (а к тому времени у меня были публикации и в России, и за рубежом), много книг выбросил на помойку, посчитав все это, говоря вашими словами, «не по вере». И несколько лет стихи не возвращались ко мне.

А потом -- вернулись, хотя уже и на ином, христианском уровне. Оказалось, что поэзия и вера -- не враги, а друзья. Поэзия -- Божий дар человеку, тот самый евангельский талант, который надо не зарывать в землю, а развивать и служить им ближнему. Ведь и Самого Бога святые отцы называют «Поэт», «Творец»…
И что еще более важно -- я понял, как согрешал своим неофитским самомнением в первые годы жизни в Церкви: тем, что сам, будучи в ней без году неделя, судил, что по вере, а что -- нет… Оказалось, что Церковь -- большая, а я -- еще маленький. Что мои открытия уже кем-то были открыты в жизни Церкви, что на мои жгучие вопросы уже кто-то до меня искал ответы. Что люди просто разные, но это не мешает, а даже помогает им быть едиными во Христе. Что выглядеть православным -- не всегда значит на деле им быть. И наоборот: в людях, внешне далеких от православного облика, я увидел гораздо большую близость ко Христу, чем у меня самого, имеющего бороду и рясу, постящегося и молящегося по-церковнославянски… Евангелие полно словами Христа, обличающего фарисеев, имеющих все внешние атрибуты благочестия, но сердцем -- далеких от Бога. Самое страшное -- стать вот таким фарисеем!..

Милость Божия меня не оставила -- моя гордыня не смогла помешать мне расти во Христе. В процессе роста я понял, что от Бога -- не только то, что есть в церковной ограде, но и вообще все хорошее на земле и в людях. Да, конечно, Церковь, Литургия, Евангелие, Богообщение -- центр всего. Но Божие творение, мир, который Христос пришел не уничтожить, но спасти, не состоит только из центра -- для равновесия существуют и края… Искусство, поэзия, наука, бытовая жизнь -- все способно славить Христа, если несет в себе любовь. Если же внешне что-то из этого имеет вид нехристианский (скажем, хороший человек -- но он буддист или мусульманин, хорошие стихи -- но не вписываются в каноны православной гимнографии и так далее) -- значит, мы, христиане, должны об этом помолиться, и то, о чем мы молимся, придет, обязательно придет ко Христу, а грехи и заблуждения -- изживут себя, отпадут, ведь еще рано подводить итоги и выносить окончательный приговор миру и людям, мы еще «в процессе»…

Зачем вам учить стихотворение, которое вам не понравилось? Думаю, не только из послушания и чтобы получить аттестат. Изучая это стихотворение, можно понять состояние души поэта, а шире -- состояние общества в России начала века, в котором Блок был одним из «властителей дум», понять, чем жили эти люди и почему с Россией произошло в ХХ веке то, что произошло. Можно увидеть, как глубоки христианские корни у русских поэтов и писателей того времени, ведь все они -- то борясь с Христом, то защищая Его, то пытаясь по-новому осмыслить жизнь Церкви и российского общества в новом веке -- так или иначе питаются живительными соками именно через эти корни.

Есть слова Шоу: «Советы -- как касторка: давать легко, принимать -- противно», но я все же попробую представить, что бы сделал я в вашей ситуации. Выучил бы это стихотворение наизусть. Почитал бы побольше о творчестве Блока, в том числе и работы православных литературоведов, а также историков, пишущих о том времени. Попытался бы разобраться в христианских образах, имеющихся в тексте, и в том, что именно хотел сказать ими автор. И сделал бы письменную или устную работу под названием «Почему я считаю стихотворение А. Блока “Девочка пела в церковном хоре” антихристианским». Думаю, что вам была бы обеспечена не только пятерка с плюсом за хорошее знание предмета, но и уважение учителя, видящего вашу убежденную и, что не менее важно, доказательную духовную позицию. И, кстати, умение доказательно, а не просто эмоционально «нравится -- не нравится» исповедовать свою веру -- заповедь Божия христианам.

Благослови вас Господь!

Грех ли любить заключенного?Я познакомилась с мужчиной через интернет. Спустя некоторое время он сообщил, что находится в местах лишения свободы. Ему осталось еще около двух лет, я согласна его ждать, так как в процессе общения мы поняли, что нам хорошо вместе даже на расстоянии. Является ли общение с таким человеком грехом? Не раз слышала, что заключенные обманывают. Что мне делать? У меня была семья, мы прожили 17 лет, двое детей. А теперь семьи нет, я одна со своими мальчиками. Хочется быть любимой. Я запуталась. Помогите, пожалуйста. Татьяна

Отвечает протоиерей Александр ТУПИКОВ, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Волгограда, начальник отдела тюремного служения Волгоградской епархии:
-- Общение с заключенными, конечно, не грех. Господь наш Иисус Христос заповедовал нам заботиться о них: «В темнице был, и вы пришли ко мне» (Мф. 25, 36). Сегодня многие миряне посещают тюрьмы, переписываются с заключенными. Но одно дело -- моральная и духовная поддержка, в том числе и по переписке, и другое -- переписка женщины с заключенным с возможной перспективой личного знакомства и создания семьи. Вот тут я бы советовал быть осторожнее.

Я посещаю заключенных уже десятый год и знаю не так много случаев, когда после освобождения люди реально изменились: устроились на работу, деньги несут в семью, не обижают жен. А ведь женились после освобождения десятки, и чаще всего как раз все начиналось с заочного знакомства по переписке. Жить-то многим из них негде, вот и ищут доверчивых одиноких женщин. Говорят красивые слова, а в итоге садятся им на шею либо снова совершают преступление. Отвыкают люди в тюрьмах от работы, не хотят социализироваться, честно трудиться. Сколько освобожденных (в том числе и досрочно) на моей памяти через год-другой возвращались сюда! Не зная лично ни вас, ни вашего знакомого, трудно что-то посоветовать. Вдруг он как раз из тех немногих, кто действительно хочет начать новую, нормальную жизнь, работать, заботиться о семье? В любом случае прежде, чем принимать решение, вам надо хотя бы что-то узнать об этом человеке. Лучше всего у священника, окормляющего колонию, но если он в храм не ходит, то можно у администрации колонии. За что сидит, какой раз, на каком счету у начальства? Сам ли пишет письма? Ведь в тюрьмах многие зарабатывают тем, что пишут письма за других.

Ваша история осложняется тем, что переписывается он с вами по интернету, то есть нелегально. Ни в одном исправительном учреждении у заключенных нет доступа к интернету. Значит, он пользуется сетью через мобильный телефон, который также имеет незаконно. Поэтому я допускаю, что вы даже не знаете, где он отбывает наказание. И в такой ситуации я бы вам ни в коем случае не советовал давать ему свой адрес, тем более -- приглашать к себе после освобождения. Не хочу возводить на человека напраслину, но пока он для вас -- кот в мешке. У вас дети растут, подумайте прежде всего о них. Большинство бывших заключенных, увы, оказываются очень плохими мужьями и родителями.

Говорить ли духовнику о грехе друга?Мой близкий друг ходит в церковь, исповедуется и причащается, при этом все чаще совершает поступки, несовместимые с христианством, не считая это грехом. Недавно он даже начал покуривать травку, а на мои замечания усмехнулся: «Я же не всерьез, наркоманом не стану, а в жизни все надо попробовать». На вопрос, как к этому относится его духовник, он уверенно ответил, что не считает нужным обсуждать с ним такие пустяки. Должен ли я, как православный человек, сообщить его духовнику, что мой друг согрешает? Константин

Отвечает священник Сергий ПАШКОВ, настоятель Богоявленского храма села Быки Курчатовского района Курской области, руководитель секции дзюдо для детей и подростков:
-- Вспомните Евангелие: «Если же согрешит против тебя брат мой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18, 15-17). Ваш друг, похоже, очень легкомысленно относится к своей вере, не понимает, что такое грех. Если он при этом продолжает исповедоваться и причащаться, то такое причащение скорее будет ему в осуждение, чем во спасение. Раз вам его вразумить не удается, вы, безусловно, должны сказать об этом его духовнику. В данном случае молчанием предается Христос. Святые отцы учат, что, даже если мы сами останемся чистыми и непорочными, но не обратим ко спасению погибающих ближних, погибнем вместе с ними. Так что вы просто обязаны поставить его духовника в известность. Не исключено, что вы поссоритесь и он перестанет ходить в церковь. Но не надо бояться правды. Рано или поздно он поймет свою ошибку.

Приведу пример из современной жизни. Один священник, окормляющий воинскую часть, отказался отпевать покончившего с собой офицера. Другие офицеры сказали, что в часть его больше не пустят. Он сказал им: «Я просто исповедовал правду Божию». Через полгода один из высших офицеров той части пришел к нему, встал на колени и попросил прощения. «Ты меня спас, -- сказал он священнику. -- На днях я потянулся к пистолету, хотел застрелиться, но вспомнил, что ты не отпел моего друга, и положил пистолет». Принципиальность священника, навлекшая сперва на него гнев офицеров, в итоге спасла одного из офицеров от самоубийства. Это и называется полагать душу за други своя. И вы, если искренне, по любви переживаете за друга, должны быть готовы положить за него душу. Какой бы ни была его первоначальная реакция, ваша забота непременно принесет плоды.

Подготовил Леонид ВИНОГРАДОВ

Версия для печати

Тэги: Духовник 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.