На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Успение Богородицы. Что мы празднуем в этот день?


Версия для печати
28.08.13, 08:45

Есть праздники, которые отчетливо показывают неотмирность (необычность) христианства. Обычно факт смерти – трагедия. Для христиан смерть часто входит в содержание праздников. Почив, святые обретают возможность продолжить свою жизнь с Богом и возносить к Нему за нас молитвы. Потому и радуются христиане смерти праведников. И в Успении Пресвятой Богородицы этот христианский принцип отношения к смерти проявился наиболее полно. Успение – это просто сон.

Успение Богоматери. 1847 г. Музей монастыря Киккоса

Священное Писание Нового Завета сообщает нам крайне скудные сведения о земной жизни Пресвятой Девы Марии – только то, что имеет непосредственное отношение к Евангельскому повествованию. Лишь из древних апокрифических источников нам известно о чудесном рождении Марии и Ее родителях – св. Иоакиме и Анне, введении ее в Иерусалимский Храм, отрочестве, о Ее жизни после вознесения Спасителя, событиях, связанных с Ее блаженной кончиной. Об Успении Пресвятой Девы повествуется в апокрифических трактатах “De Obitu S. Dominae (Об Успении Владычицы)”, надписанным именем св ап. Иоанна Богослова, но появившемся не ранее IV-V вв., в книге “De Transitu Virginis” (О переходе [в вечную жизнь] Девы Марии), приписанной св. Мелитону Сардийскому и в послании, подписанном именем св. Дионисия Арепагита (но на самом деле ему не принадлежащем).

Понятие “апокриф” часто употребляется в негативном смысле – как подложное, фальшивое повествование, которому априори не следует доверять. Такой подход является несколько предвзятым по отношению к древнехристианским апокрифам. Безусловно, эти книги не являются боговдохновенными, как священные книги, включенные в канон Нового Завета. Авторами апокрифов являются анонимные писатели, которые по весьма распространенному в древности обычаю надписывали свои произведения именами апостолов и святых. Содержание апокрифов так же, как правило, требует критического подхода - некоторые из них могут содержать явно еретические, например гностические, идеи. Поэтому церковные иерархи часто запрещали читать апокрифы во время богослужений в церкви. Так, в своем декрете “О Книгах Принятых и Отвергаемых” (известном как Decretum Gelasianum De libri Recipiendis et non recipiendis) римский папа Геласий I (492-496 гг.) привел обширный список известных ему апокрифов, написанных, по его мнению, “руками схизматиков и еретиков”. Cреди них - упомянутый “De Obitu S. Dominae”. Но это не означает, что исторические факты, о которых повествуют апокрифы, обязательно ложны. Св. Иоанн Богослов в заключительных словах своего Евангелия признает, что оно не является полным и всеобъемлющим повествованием о событиях земной жизни Иисуса Христа: “Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг” (Ин. 21. 25.). Евангелия предоставляют нам неполные и недостаточные сведения о событиях жизни Богоматери или родственников Иисуса, поскольку внимание евангелистов фокусируется на личности Спасителя. Объективно говоря, исторические данные, приводимые в апокрифах, вполне можно считать равноценными по сравнению с данными церковных хроник или частными мнениями тех или иных Святых Отцов.

В святоотеческих писаниях мы не встречаем упоминания о событии Успения Пресвятой Богородицы до VI в.. Более того, св. Епифаний Кипрский в своем труде “Панарион”, в котором он собрал описания всех известных ему ересей и их опровержения, прямо заявил, что ему ничего не известно о кончине земной жизни Пресвятой Богородицы (Ересь. 78.10-11, 23). Из восточных отцов впервые событие Успения упоминают в своих поучениях св. Андрей Критский и Модест Иерусалимский (оба жили в VII в.). Св. Иоанн Дамаскин (VIII в.) составил три Похвальных Слова на Успение Богоматери. Во втором слове он повествует о том, как императрица Пульхерия (V в.), построив Влахернский храм Богоматери в Константинополе, попросила у Иерусалимского патриарха св. Иувеналия мощи Пресвятой Девы Марии. Св. Иувеналий ответил ей, что тело Божией матери взято на небо. Он пересказал ей апокрифическое предание, как Апостолы были перенесены по небу чудесным образом на погребение Богородицы. Апостол Фома прибыл лишь на третий день. Для него специально был открыт гроб, который оказался пуст: Богоматерь телесно была вознесена на небо.

Из этого факта происходит разница восприятия событий Успения у христиан Востока и Запада. Особая роль Пресвятой Богородицы в евангельской истории на Западе закрепилась, помимо прочего, во мнении, что Дева Мария не пережила человеческой смерти, но телесно была переселена в рай. Восточные христиане верят в то, что особое предстательство Богородицы перед Богом за человеческий род связано не только с милостивым и человеколюбивым устроением ее души, но и с тем, что она знает, что такое смерть, которую пережила.

См. также нашу специальную страницу "Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии"

Протодиакон Константин Маркович

Версия для печати

Тэги: Успение Богородицы 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Успение Богородицы. Что мы празднуем в этот день?

Есть праздники, которые отчетливо показывают неотмирность (необычность) христианства. Обычно факт смерти – трагедия. Для христиан смерть часто входит в содержание праздников. Почив, святые обретают возможность продолжить свою жизнь с Богом и возносить к Нему за нас молитвы. Потому и радуются христиане смерти праведников. И в Успении Пресвятой Богородицы этот христианский принцип отношения к смерти проявился наиболее полно. Успение – это просто сон.

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.