На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Дмитрий Энтео: Людям было все равно, что над их Матерью издеваются


Версия для печати
18.12.12, 17:05

Дмитрий Энтео рассказывает о разнице между акцией и провокацией, сорванной майке и скандале в Му-му, формировании православного социального заказа и проповеди хипстерам по-пелевенскии, целях своего акционизма и позоре московских прихожан

Дмитрий Энтео – фигура неоднозначная, но, несомненно, яркая. Мы взяли интервью у двадцатитрехлетнего активиста, чтобы попытаться его понять. Интервью мы разделили на две части. Одна, которую вы сейчас читаете, посвящена акциям и провокациям. Другая – вопросам духовной жизни. В ближайшее время мы также опубликуем комментарии священников к интервью. Смотрите также наш фоторепортаж с одной их последних акций «Энтео поджег землю».

— Считаете ли вы свои акции провокационными?
— Если исповедовать неповрежденную православную веру, не подгоняя ее под стандарты и не стесняясь ее, то это уже провокация. Как было две тысячи лет назад «для иудеев соблазн, а для эллинов безумие», так же и сейчас, ничего не изменилось. Когда человеку говорят, что Православие – единственный путь к Богу, что Истина одна, что без Христа спасения нет, что миру 7521 год, что нельзя блудить, что надо хранить девственность до брака, что гомосексуализм – мерзость перед Богом – это уже скандал.

А сами акции, какие из них вы считаете провокацией? У нас был один разговор в кафе «Му-му», который действительно провокацией являлся. Это видео выложили наши оппоненты примерно полгода назад. Мы тогда пришли в кафе после суда над Pussy Riot очень усталые и встретили там людей, которые перед только что изгалялись над православной верой, вывешивали баннер с хулой на Бога и Патриарха. Это была одна из участниц Pussy Riot, известная лесбиянка-либеральная журналистка в окружении своих друзей. И мы решили возмутиться тем, что они используют священные для нас имена и образы в своей политической борьбе. Мы какое-то время пытались их привести к покаянию, решили не дать им спокойно сидеть и смеяться над нашей верой. Потом вызвали полицию и сделали так, что окружающие люди, незнакомые нам, начали вместе с нами возмущаться футболкой с образом Богородицы на молодом человеке. Но это не акция, это просто правда жизни. Можно назвать это провокацией, хорошо. А остальные акции называть провокацией я бы не стал. Часто бывает, что о нашей деятельности судят по публикациям в либеральных СМИ, не очень себе представляя, чем мы занимаемся на самом деле. Об этом написано на нашем сайте ЗаКрест.ру, эти акции обычно не попадают в СМИ.

— А если вспомнить, как вы сняли с кого-то майку на вокзале? Вы считаете допустимым своими акциями обижать людей?
— Это нельзя назвать акцией, это мой личный поступок как гражданина и как православного верующего. Это давно уже было, но я помню, как это происходило. Я бежал из последних сил, пока мой друг говорил с этим человеком. Человек уже заходил в поезд, двери закрывались. На самом деле мы хотели сдать человека в полицию, но не успели, успели только схватить за майку, дернули, и она порвалась. Я не захотел проходить мимо, когда мой брат, который кормил бомжей на Павелецком вокзале, мне сказал, что увидел человека в майке со страшной карикатурой на икону Божией Матери «Знамение». Я считаю, что это нормальная реакция любого нормального гражданина, для которого Бог и Его Мать – это реальные личности. И если бы у кого-то на футболке была карикатура на мою земную мать, я бы с ним достаточно жестко поговорил, будучи христианином. А здесь идет речь о том, что бесконечно выше нас, о Божией Матери. Я глубоко убежден, что народ, который позволяет осквернять свои святыни, Господь покарает не за то, что делают безбожники, а за то, что православный народ смотрит на это и молчит. Вот так. Но в каждом отдельном случае нужно действовать по обстоятельствам. И мы надеемся, что в скором времени будет принят закон, который защитит верующих, и мы сможем отстаивать свои права уже в правовом поле. Принятие таких законов — естественный процесс самосохранения нашего народа.

— Ну хорошо, а остальные ваши акции? Чего вы хотите достичь с их помощью? На какой эффект рассчитываете?
— У нас есть два разных направления работы, и их не хочется смешивать. Одно дело — работа в общественном пространстве. А второе – миссия в среде творческой молодежи Москвы, хипстеров, если их так можно назвать. Для них мы создаем медиа-контент, участвуем в мероприятиях, которые важны для этих людей, делаем выставку современного искусства с православной тематикой «Присно», темой которой будет через богатый инструментарий концептуализма, раскрыть подлинное соотношение вечных и временных ценностей, закончить думаем к Пасхе. Мы пытаемся говорить на понятном им языке, чтобы заинтересовать эту самую активную и, возможно, самую перспективную часть нашей молодежи. Поэтому часть своей активности мы называем именно акциями, а себя – в какой-то мере художниками-акционистами, чтобы найти подход к сердцам этих людей. К сожалению, сейчас в этой среде грех и критика Церкви являются трендом. И мы пытаемся это изменить, показать, что и Православие может быть интересным, интеллектуальным, и в нем есть ответ на все вопросы. И в нем каждый человек может избавиться от той страшной пустоты, которая образуется без Бога, может наполнить себя Богом, а свою жизнь — красотой и смыслом. Мы пытаемся создать православный лайфстайл, православный уклад жизни, показать этим молодым людям, что есть альтернатива, есть другой путь. Это очень сложная задача – говорить на языке столь изощренной публики и быть в их дискурсе. Проповедовать православие оригинально, скажем так, по-пелевенски. Но это приносит плоды. Деятели СИ начинают воцерковляются, начинают причащаться спустя 16 лет после последнего причастия. К нам присоединяются люди, с которыми мы познакомились на выставках, мы находим им духовников, они начинают причащаться, участвовать в нашей работе. Это происходит прямо на наших глазах, и иначе как чудом это назвать сложно. И к этому мы трепетно относимся и считаем крайне важным. Один такой творческий человек, который обращается из среды, может очень многое в этой среде сделать.

А в общественном пространстве мы поднимаем сверхважные темы, которые по-другому не обсуждаются. В традиционный для СМИ дискурс, в котором обычно присутствуют ультралиберальная и умеренно либеральная точки зрения, мы вносим ортодоксальную и просим с ней считаться. Хотя бы как с одной из возможных. Например, по телевидению сложно найти передачу, в которой хотя бы упомянули, что есть мнение, что аборты надо запретить, потому что это убийство. А нашу акцию, во время которой мы «штурмовали» абортарий и писали заявление в полицию по факту незаконных абортов на поздних сроках, два викенда подряд в праймтайм показал один из каналов. И люди задумываются, мы этому рады. Поднять этот вопрос в общественном пространстве, призвать человека к критическому мышлению очень важно, особенно когда речь идет о мифологемах. Таких, например, как либерализм, коммунизм, гуманизм, национализм. То есть о некоторых мировосприятиях, которые понимают временное как главную ценность человеческого бытия. И когда у нас получается акцентировать внимание на самой сути, на идеологической плоскости, на ментальном пространстве человека и том, что там творится, тогда может быть мы можем показать человеку, что его мировосприятие не является единственно истинным, что можно и должно строить свою жизнь вокруг Бога. Важно показывать людям мира сего, что в Православной Церкви есть люди, которые готовы защитить ее, защитить ее святыни, которые готовы демонстрировать ее мнение в общественном пространстве. И демонстрировать не как официальная часть Церкви, а как самые обычные церковные люди. Мы — часть общества. И мы — верующие люди. И мы хотим строить гражданское общество, в котором наши права, права большинства, ценились бы.

— Вы часто говорите «мы», какую организацию вы имеете ввиду?
— Официальной организации пока нет, есть активность, вокруг которой собираются верующие. На наших глазах это превращается в общественное движение. Это 6 десятков людей, которых мы знаем лично, и которые готовы сказать, что принадлежат к нашей активности. Мы предъявляем к ним очень четкие требования, в первую очередь – регулярное участие в таинствах Церкви. Мы просим, чтобы все те, кто участвуют в наших акциях, причащались хотя бы раз в три недели. Мы стараемся, чтобы они знакомились со святоотеческим учением, чтобы не было догматических искажений. Большая часть из них сейчас получают дополнительное миссионерское образование. Молодой человек активен, у него много сил, его обязательно надо чем-то занять в Церкви. Многие именно в этом находят свое служение. Конечно, оно не отменяет других послушаний, таких как дела милосердия и миссионерское служение. А еще есть база из 1.5 тысяч активных православных, которые готовы участвовать в акциях. Но это дело не хочется маргинализировать, а хочется представлять просто активную православную общественность. Согласитесь, одно дело, когда что-то делает православная молодежь, а другое – члены Союза православных хоругвеносцев. Мы хотим показать, что для православного нормально иметь активную позицию и свидетельствовать о своей вере. На самом деле это наша обязанность– не замыкаться на себе и не стесняться исповедовать свою веру открыто. И как-то участвовать в создании того общества, в котором будут жить наши дети. Хотя бы через создание социального заказа. Потому что очевидно, что ни один закон не будет реализован, пока на него не будет социального заказа. Пока об этом не начнут писать в СМИ, не станут говорить на ток-шоу, не будет митингов, крестных ходов и акций. Есть некоторые люди, которые пытаются противопоставить нашей публичной активности традиционную благотворительность, но это не корректно, ведь одно не заменяет другого, и наши активисты занимаются и тем и другим. Все это пути стяжания Святого Духа, и мы чувствуем, как Господь утешает нас, во время и после акций, так же как и после других добрых дел.

— Есть ли у ваших акций границы, и где они проходят?
— Конечно. Во-первых, граница это все же законы Российской Федерации. В том, что касается акций, мы стараемся всегда действовать в правовом поле. Случай с футболкой возможно вышел за эту границу, но это была не акция, а мой личный поступок как христианина и гражданина, и к православному активизму он прямого отношения не имеет. Вторая граница – православная догматика. И четкое осознание – что мы делаем, на какую аудиторию это рассчитано, во имя чего это делается. То, что мы делаем, должно гармонично проистекать их наших отношений с Богом. Конечно, по поводу акций мы стараемся советоваться со священниками и между собой, обдумывать их, и чего-то скоропалительного не делать. Потому что мы понимаем, что чем больше мы этим занимаемся, чем больше людей в это вовлечено, чем больше внимания к тому, что мы делаем, тем больше наша ответственность. И цена ошибки может быть очень высокой. То же самое, что делаем мы, делают и в других поместных церквях. Когда в Греции недавно был спектакль «Тело Христово», где апостолы были представлены гомосексуалистами, возмущенные верующие точно так же пришли к зданию театра, у них в руках были иконы, и люди так же свидетельствовали, что давать такие спектакли недопустимо. И точно так же либеральное сообщество называло их мракобесами, которые выступают против современного искусства и современного общества.

Когда во время суда над известной панк-группой Церковь нужно было поддержать, когда все глумились над нашими святынями и говорили, что «это все ерунда, просто девочки набедокурили, что же их, наказывать за это», первыми к суду начали ходить Георгиевцы. Они свидетельствовали, что судьбу хулиганок должен решать суд, но их поступок не может быть приемлемым в нашем обществе. Потом начали и другие ходить. Я знаю огромное количество людей, которых именно эта волна атак на Церковь вернула в евхаристическую жизнь. И уже в конце христиан у судов стало больше, чем безбожников. И картинка в СМИ больше не была такой однозначной, что вся Россия якобы считает Церковь пережитком средневековья и выступает против клерикализации и против власти. Оказалось что вот, есть люди, которые защищают Церковь, они живые, их большинство. Церковь через Высший церковный совет выступила с призывом к верующим людям проявлять любую гражданскую активность, чтобы защитить интересы Церкви. Главное, чтобы активность была в правовом поле и не была сопряжена с насилием. То есть Церковь была вынуждена просить нас. Мне кажется, для верующих это большой позор, что мы допустили, чтобы Церковь просила нас о помощи. Людям было все равно, они не обращали внимания на то, как над нашей матерью издеваются.

Справка:
Дмитрий Энтео (Цорионов), православный акционист и миссионер, родился в Москве в 1989 году. Мать — русская, отец — осетин. Отец преподавал в МГИМО, сейчас занимается предпринимательской деятельностью. Дмитрий пишет диплом на факультете прикладной экономики и коммерции, заочно учится на втором курсе богословского факультета ПСТГУ, закончил миссионерскую школу пророка Даниила, отслужил в ВДВ. В Православие Дмитрий обратился около 5 лет назад. Энтео – псевдоним со времен, когда Дмитрий увлекался эзотерикой и неоиндуизмом. Слово происходит от др.-греч. ἔνθεος, дословно «Бог внутри». Настоящая Фамилия – Цорионов. В СМИ личность Энтео стали обсуждать после того, как в сеть попал ролик в кафе Му-му, в котором Энтео конфликтует со сторонниками группы «Pussy riot». Частично акции согласовываются с духовенством. Так, по словам Энтео, схиархимандрит Илий (Ноздрин) благословил Энтео на акции, связанные с противодействием абортам, протоиерей Олег Стеняев — возглавить службу помощи пострадавшим от восточного оккультизма, Синодальный миссионерский отдел дал письменное благословение на проповедь, на борьбу с распространителями рекламы проституции и музеем блуда на Арбате , благословил прот. Артемий Владимиров, на какие-то проекты активистов благословлял прот. Всеволод Чаплин. У самого Энтео есть духовник, обычный священник одного из московских храмов. Батюшка следит за общественной активностью своего духовного чада. Сейчас единомышленники Энтео ищут духовника всему движению.


Читайте также:
Дмитрий Энтео: Противостояние мира и Церкви нужно сами православным

Протоиерей Константин Островский: благословлять акции Энтео нельзя

Энтео поджег землю

«Православные гопники» или миссионеры?

Записал Кирилл МИЛОВИДОВ

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.