На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Общество №0'0000

Выборы: как не дать партиям себя обмануть


Версия для печати
02.12.11, 15:08

4 декабря пройдут выбору в Госдуму. Зачем православному христианину туда ходить? Можно ли разобраться в партиях и программах? По каким критериям стоит судить о кандидатах? Возможен ли осознанный выбор в сегодняшней России? Готовиться к выборам «Нескучному саду» помогают главный редактор портала «Религия и СМИ» Александр Щипков и руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии Иеромонах Макарий (Маркиш)



Александр Щипков, главный редактор портала «Религия и СМИ», директор Православного правозащитного центра «Территория Церкви», действительный государственный советник 3 класса:


На мой взгляд, православный христианин должен занимать в обществе активную позицию. Прежде всего, потому, что от общественно-политической ситуации в стране зависит не только его частная жизнь, но и положение Церкви. Являясь членом Церкви, ты несёшь за нее ответственность и, следовательно, не можешь оставаться безучастным к ситуации в стране. Исходя из этого, я считаю, что христианин обязан идти на выборы и обязан участвовать в них. Но чтобы сделать осмысленный выбор, необходимо разобраться — что реально происходит на политической площадке.

Это потребует определенных усилий, впрочем, как и любая другая интеллектуальная работа. Во время предвыборных баталий каждая партия себя нахваливает и что-то обещает, это нормальная практика, как у нас, так и в других странах. Просто в России у ряда политиков больше наглости и меньше уважения к избирателям.

Первое. Можно сравнить обещания партий с их реальными делами за прошедший период. Например, посмотреть, сколько в вашем регионе просьб о разрешении построить храм осталось лежать под сукном и сколько торговых центров выросло на тех местах, где верующие хотели построить церковь. Или почему программа «600 храмов в Москве» скукожилась до двухсот. А через пять лет не забудьте посчитать, сколько же реально будет построено.

Второе. Можно дать себе труд прочитать политические программы. Если сравнить программы четырех парламентских партий (Единой России, КПРФ, ЛДПР и Справедливой России), то мы обнаружим, что они достаточно похожи. Везде есть слова о том, что нужно поддерживать социальную справедливость, стремиться к экономическому равенству, развивать социальные программы и поддерживать традиционную культуру, в которую неизбежно входит и Православие. Но если присмотреться, то начинаешь замечать нюансы. Обращать внимание следует на статьи, в которых излагается отношение к национальному вопросу и культуре.
Третье. Стоит также посмотреть, есть ли в программе такой раздел, как «наши ценности». Этот пункт во многом отражает мировоззрение партии. А от мировоззрения зависит и поведение партии в целом.

Как оценить мировоззрение самих партийных лидеров? С «Единой Россией» все очень сложно, поскольку нет одной фигуры, которая бы персонифицировала всю партию. Но, поскольку это партия большинства, партия власти, то мы можем обратить внимание на состояние телевидения. В России телевидение всегда зависит от власти и всегда является лицом власти — меняется власть, меняется и телевидение. Вспомните телевидение Ельцина, Брежнева, Хрущева и сравните с нынешним. Очень чётко видно, что какая власть, такое и ТВ. Посмотрите, какое мировоззрение исповедует наше телевидение? Точно такое же мировоззрение исповедует и правящая партия. Поменяется партия, изменится и телевизионный контент.

С ЛДПР, КПРФ и Справедливой Россией все более-менее понятно. Есть три явных лидера: Зюганов, Миронов и Жириновский, и мы можем оценивать их слова и поступки. Зюганов постоянно говорит, что он атеист. Не обязательно это означает, что он будет предпринимать по отношению к Церкви что-то враждебное, но, тем не менее, эту позицию стоит отметить. На днях Зюганов с таким восторгом рассказывал о буддизме Стива Джобса, что я невольно вспомнил старую работу о. Андрея Кураева, в которой он проводил сравнительный анализ буддизма и атеизма. Также Зюганов неоднократно заявлял, что моральный кодекс строителя коммунизма повторяет Нагорную проповедь Иисуса Христа. Отсюда и распространенное выражение, что Иисус Христос был первым коммунистом. А вот это уже прямая ложь и идеологическое передёргивание. Христос не был коммунистом, он был Сыном Божиим. Коммунисты христиан преследовали.

Жириновский декларирует, что поддерживает Русскую Православную Церковь. Но недавно он потребовал отменить Рождество Христово как государственный праздник. Что стоит за этим? Внутренняя неприязнь к христианству? Лоббирование чьих-то интересов? Тогда чьих? Это требует пристального взгляда со стороны православного избирателя. Еще одна любопытная деталь, на которую многие не обратили внимания: ЛДПР выступала против Федерального Закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", который был принят в конце 2010 года. Почему Жириновский принял такое решение? Наверное, это как-то согласуется с его мировоззрением.

Миронов – социал-демократ. В просторечии - социалист. Мы, православные, жили при социализме, который строили коммунисты-атеисты, и у многих из нас слово «социализм» не вызывает симпатии. Что такое социал-демократия нам не совсем понятно. Однако, в программе «Справедливой России» сказано: «наши ценности – справедливость, свобода, солидарность». Этот лозунг прямо совпадает с лозунгом европейских христианских демократов. Парадоксально, но сегодня русские социалисты апеллируют к христианско-демократическим ценностям. Понятия «справедливость» и «солидарность» имеют глубинный религиозный смысл. Процесс проникновения христианской этики в политические программы – положительный симптом.

Итак, существует три способа разобраться в партиях. Первый — оценить соответствие прошлых политических обещаний реальным делам. Второй — вчитаться в их программные документы. И, наконец, – оценить мировоззренческую платформу партии. О мировоззрении партии власти мы вынуждены судить по телевидению, в остальных случаях - оцениваем лидера.

Я убежден, что осознанный выбор возможен всегда, если человек находится в здравом уме и твердой памяти. Проблема в том, чтобы не вестись на рекламные трюки и не оказаться в итоге обманутым. Лучше заранее проанализировать позицию кандидатов и принять соответствующее решение.

Когда говорят, что православные – консерваторы, это ложь. Когда говорят, что православные – либералы, это тоже ложь. Православная Церковь настолько выше политики, что в ней есть представители разных политических взглядов. Создавать христианские партии нам запретили законодательно. Очевидно из опасений за своё политическое будущее. Следовательно, остается выбрать из того, что нам православным ближе и полезнее для нашей Церкви. Главное – не впадать в политическую апостасию и обязательно идти на выборы. Просто нужно делать это осмысленно.


Иеромонах Макарий (Маркиш), клирик Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Духовной Семинарии, руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии:

— Когда спрашивают: «Зачем православным участвовать в выборах?», то самим вопросом отделяют Православие от жизни российского государства. Патриарх неоднократно подчеркивал, что Церковь – часть общества. Именно от нашей гражданской активности во многом зависит и будущее этого общества, и общественный авторитет Церкви. А если мы изначально решим, что это не наше дело, конечно, даже не сможем разобраться в кандидатах – лозунги-то на первый взгляд у всех правильные.

Социальная концепция Русской Православной Церкви запрещает духовенству участвовать в политической борьбе. Духовенство поддерживает сам факт гражданской и политической жизни, но мы не должны занимать чью-то сторону. Я напоминаю об этом, поскольку на самом деле многие, спрашивая священника о выборах, надеются услышать от него совет проголосовать за Иванова, Петрова или Сидорова. Был бы я мирянин, мог бы поделиться с читателями своим мнением о тех или иных кандидатах, обосновать свою позицию. Но, как священник, я не имею на это права. Я участвую в выборах, если буду жив, непременно пойду и на ближайшие, проголосую, но за кого именно, говорить не должен и не буду. Скажу одно – Церковь отвергает только те политические силы, которые нарушают закон. А партии и персоналии, которые участвуют в гражданском процессе в соответствии с Конституцией, мы признаем как кандидатов, голосование за которых, вообще говоря, допустимо.

В этой связи у многих вызывает протест присутствие на сегодняшней политической арене коммунистов. Мы почитаем новомучеников и исповедников Российских, и одного этого достаточно, чтобы понять отношение Церкви к той идеологии, во имя которой Церковь и Россия были подвергнуты адским мукам. Но раз КПРФ существует в России на законном основании, я не могу отождествлять ее членов с теми, кто разрушал нашу страну в XX веке. Хотя название для партии странное, и такой выбор остается на совести ее лидеров.

Леонид ВИНОГРАДОВ
Кирилл МИЛОВИДОВ

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Выборы: как не дать партиям себя обмануть

4 декабря пройдут выбору в Госдуму. Зачем православному христианину туда ходить? Можно ли разобраться в партиях и программах? По каким критериям стоит судить о кандидатах? Возможен ли осознанный выбор в сегодняшней России? Готовиться к выборам «Нескучному саду» помогают главный редактор портала «Религия и СМИ» Александр Щипков и руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии Иеромонах Макарий (Маркиш)

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.