На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Всякое разделение в Церкви отец Александр считал грехом
В 1991 году протопресвитер Александр КИСЕЛЕВ (1909-2001) вернулся в Россию. Накануне объединения Русской Церкви в интервью «Нескучному саду» об отце Александре рассказала его дочь Милица Александровна ХОЛОДНАЯ


Версия для печати
21.05.07, 03:43

Протопресвитер Александр КИСЕЛЕВ (1909-2001) являлся одним из авторитетнейших деятелей русской эмиграции и клириков Российской Православной Церкви за рубежом. о.Александр с супругой, матушкой Каллистой, вскоре после рукоположения. Эстония, 30-е ггВ 1930-х он настоятельствовал в таллиннском храме, где в то же время прислуживал совсем юный Алеша Ридигер – будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С приходом в Эстонию Красной армии чудом избег репрессий и в 1941 на пароходе, эвакуировавшем прибалтийских немцев в Германию, покинул Эстонию. В 1945 году в Мюнхене основал Дом милосердного самарянина – культурно-благотворительный центр русской общины с гимназией, издательством, школой сестер милосердия. 2 июня 1949 г. о. Александр Киселев с семьей переселился в Соединенные Штаты Америки, куда был вызван епископом Иоанном Бруклинским (кн. Шаховским) на должность личного его секретаря. В Нью-Йорке о. Александр организует РСХД (Русское Студенческое Христианское Движение), Свято-Серафимовский Фонд. В 1978 г. назначается председателем Комиссии по проведению празднования 1000-летия крещения Руси. В 1991 году протопресвитер Александр Киселев вернулся в Россию, где, по благословению Святейшего Патриарха Алексия поселился в Донском монастыре, став тем самым «первой ласточкой» в деле объединения двух ветвей Российской Церкви – в Отечестве и в рассеянии. 2 октября 2001 года, не дожив всего нескольких дней до 92 лет, он отошел ко Господу.


-- Милица Александровна, решение родителей вернуться в Россию было для вас неожиданностью?
-- Неожиданностью для всех стала сама возможность вернуться. Мы раньше даже не надеялись увидеть Россию. Первыми из нашей семьи в Россию приехали мои сыновья, внуки отца Александра. Сначала Андрей, учившийся в Колумбийском университете, приехал по обмену в Петербургский (тогда еще Ленинградский) университет, а через пару лет также по обмену приехал в Петербург Петр. Он сейчас священник, а Андрей – врач, член-корреспондент Российской академии медицинских наук (если я не ошибаюсь, он стал им первым из иностранцев). А в 1985 году мой муж Игорь Петрович был на научной конференции в Финляндии, и организаторы конференции устроили для всех иностранных гостей двухдневную поездку в Ленинград. Там произошел интересный случай. Экскурсию по городу для них проводила не очень любезная молодая женщина, к тому же воинствующая безбожница. С этих позиций она им все и объясняла. Когда пришли в Исаакиевский собор, увидели киот без иконы. Игорь Петрович расстроился, спросил, почему нет иконы. Она ответила, что «здесь раньше была какая-то (!) чудотворная икона». Всех ответ удовлетворил, но не Игоря Петровича. «Где сейчас эта икона? Когда она вернется?», - спросил он экскурсовода. Рассердил он бедную женщину не на шутку, и она ему довольно резко ответила: «Я же вам сказала: чудотворная. Когда захочет, тогда и вернется». Вот вам и безбожница! Я вспомнила сейчас эту историю, потому что к возможности приезжать в Россию мы относились именно как к чуду. В 1986 году, к 25-летию нашей с Игорем Петровичем свадьбы, наши дети подарили нам билет в Россию. «Хватит говорить о том, чего вы никогда не видели», - сказали они. А родители впервые приехали сюда в 90-ом (как раз на интронизацию Святейшего Патриарха Алексия) и поняли, что могут вернуться. Нашу семью их решение не удивило. Значит, была на то воля Божия.

-- Как друзья и знакомые отнеслись к возвращению родителей и к тому, что, живя в России, отец Александр служил в местных храмах?
-- По-разному отнеслись. Но чтобы вы поняли позицию самого отца Александра, я зачитаю вам 2 отрывка из написанного им. Первый - из воспоминаний: «Я не могу признать «юрисдикцию» явлением богоугодным. Я «верую в единую святую соборную и апостольскую Церковь», верую в святость Православия, а не в ту или иную юрисдикцию.
Юрисдикционная борьба среди православных русских людей особенно преступна сейчас, когда мы должны подражать нашим предкам, жившим в Смутное время, сумевшим всем миром, от именитых до простых, со своими священниками и епископами встать на спасение Отечества!». И второй - из частного письма: «Спасибо за только что полученное от Вас письмо. Я уже утром, при нашем телефонном разговоре, сказал, что ни по каким юридическим вопросам я не хочу высказываться. Мне добавить к этому нечего. Присланное же Вами письмо – это вся церковная нецерковность. В этом вся суть. Я прошел эту почти восьмидесятилетнюю школу, был бы рад как-нибудь встретиться с вами и поговорить по душам». Всякое разделение в Церкви отец Александр считал грехом. Он подчинялся церковной дисциплине, но вопросы юрисдикции его мало интересовали. Он просто делал свое дело, служил Богу.


о.Александр с супругой, матушкой Каллистой, по возвращении на Родину

-- Но, наверное, он переживал, что Святейший Патриарх, который в детстве был у него алтарником, во время приезда в Америку, не мог совершить литургию у него в храме?
-- Конечно, переживал. Но именно потому, что знал Патриарха. Также он переживал, что не смог сослужить за литургией в Дивеево, когда в 1991 году туда перевезли из Москвы вновь обретенные мощи преподобного Серафима Саровского. Было столько народу, что служили не в храме, а на специальных подмостках. Возглавлял литургию Святейший, а сослужили ему множество архиереев и духовенства. А отец Александр стоял без облачения у северных врат. Я подошла к нему и спросила: «Папочка, ты здесь один стоишь. Тебе очень грустно?». А он отвечает: «Стою один в алтаре и плачу». Много бы он дал, чтобы сослужить за той литургией. Но смиренно нес свой крест: нельзя – значит нельзя. Теперь, слава Богу, можно. Несомненно, будь отец Александр жив, он бы с огромной радостью отнесся к нынешнему объединению. В его сердце Церковь всегда была едина. Он считал, что хорошие и плохие христиане есть по обе стороны границы (о чем тут можно спорить, если даже среди апостолов был Иуда Искариот?), но в Русской Православной Церкви не должно быть никакого разделения. И такое отношение он привил нам. Например, в Страстную Пятницу мы с Игорем Петровичем и детьми всегда старались успеть приложиться к плащанице в ближайших православных храмах Нью-Йорка, в том числе и в Никольском соборе – храме Московского Патриархата.

-- А в целом эмиграция относилась к Русской Церкви Московского Патриархата с недоверием, считала ее «красной»?
-- Понимаете, когда в хрущевские времена приезжали священнослужители из России и говорили, что никаких гонений на верующих в СССР нет… Мы в то время не имели контакта с Родиной, но все же знали о непростом положении Церкви. Это было одной из причин недоверия. Но отец Александр всегда учил никого не осуждать: «Почему этот человек так говорит, я не могу вам объяснить. Мы в его положении не были. Но судить я не имею права».
В начале перестройки много смуты в настроения эмиграции внесли так называемые опальные священники и некоторые миряне из России. Уже потом, когда эмигранты стали ездить в Россию, узнали, что, мягко говоря, не все они пострадали безвинно. А тогда мы ничего не знали, а люди приезжали из Союза и рассказывали: у нас там такое делается, я вам такое расскажу.
С другой стороны, например, митрополит Анастасий (Грибановский) часто показывал своим иподиаконам фотографии своей молодости и очень хорошо отзывался о своих однокурсниках и сослужителях, оставшихся после революции в России и ставших архиереями Русской Православной Церкви. Он знал их по дореволюционным временам. Лично знал и верил в их порядочность и верность Церкви. Так и отношение отца Александра было во многом обусловлено тем, что в молодости он знал семью Святейшего Патриарха и нескольких священников в России. А многие эмигранты, действительно, относились с недоверием.

-- Милица Александровна, а сегодня русская молодежь в эмиграции (потомки эмигрантов первой волны) в курсе русской трагедии XX века, гонений на Церковь в России после революции?
-- Некоторые ассимилировались, то есть офранцузились или обамериканились. Но те, кто остается русскими (а таких, к счастью, немало), интересуются тем, что произошло в России в XX веке и что происходит сейчас. Они ездят в летние русские лагеря, учатся в воскресных школах, где изучают не только Закон Божий, но и русскую историю, русский язык, литературу, церковнославянский. Моя 15-летняя внучка пишет сейчас большую работу о новомучениках ... для американской школы в Лондоне, в которой она учится. И ее учитель одобрил выбор темы, сказав, что он об этом ничего не знает, но ему будет интересно почитать.

-- Многих ли в эмиграции смущало, что большинство новомучеников приняли Декларацию митрополита Сергия?
-- Почему вы думаете, что смущало? Ведь прославление новомучеников произошло сначала за границей, а потом в России. Некоторые были против. А были и противники прославления царской семьи. И вот тогда как раз отец Александр по благословению священноначалия ездил с лекциями по Америке, а также в Европу и в Австралию, читал лекции о новомучениках и о прославлении царской семьи.

-- Он был монархистом? Считал ли он возможным восстановление монархии в России?
-- Он считал монархию идеальной формой правления, но именно идеальной, которую еще надо заслужить. Если бы нам Господь сейчас послал царя, что бы мы с ним делали? Конечно, и цари были разные, далеко не все – святые, но… Знаете, американцы говорят, что демократия – не идеал, но лучше других форм правления. Думаю, отец Александр то же самое мог бы сказать о монархии.
Но, разделяя не все американские идеалы, и отец Александр, и все русские эмигранты первой волны, оказавшиеся в Америке, благодарны ей за то, что она дала нам возможность выжить, более молодому поколению – получить образование. И всем нам дала свободу. Нам никто не мешал делать свое русское православное дело. За это Америке земной поклон!

-- За 5 с половиной лет после смерти отца Александра многое изменилось в политической жизни России? Как бы отнесся к этим переменам отец Александр?
-- Думаю, что на этот вопрос нельзя ответить. Для отца Александра всю жизнь главным было спасение души человеческой: его собственной и всех тех, кто с ним общался. А когда жизнь подходит к концу, люди тем более сосредоточиваются на самом главном. Все остальное становится уже не так важно. В том числе и политика.

Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ

См. также: Сайт памяти прот.Александра Киселева

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Всякое разделение в Церкви отец Александр считал грехом

Протопресвитер Александр Киселев (1909-2001) – одна из самых ярких фигур русской эмиграции, организатор Русского Студенческого Христианского Движения в Нью-Йорке. Впервые он смог побывать на Родине только в 1990 году, а еще через год навсегда вернулся в Россию, по благословению Святейшего Патриарха поселился в Донском монастыре. Не все в эмиграции поняли его решение, а также то, что, живя в России, он иногда служил в местных храмах. Но отец Александр любое разделение в Церкви считал грехом. И это его понимание во многом приблизило совершившееся в праздник Вознесения Господня объединение Русской Церкви.

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.