В знаменитом баптистерии Сан Джованни (крещальне св. Иоанна Предтечи) во Флоренции сегодня открывается выставка русских икон. Одновременно с нею в Третьяковской галерее с 19 декабря экспонируются два произведения итальянского мастера Джотто ди Бондоне, величайшего художника, творчество которого символизирует собою начало эпохи Ренессанса. Картины Джотто впервые привезены в Москву. Взаимные «гастроли» памятников живописи стали новым словом в культурном диалоге между Италией и Россией
Джотто ди Бондоне. Мадонна Оньисанти (Ок. 1310 г.) Образ хранится в галерее Уффици (во Флоренции).
Пространство древнего флорентийского баптистерия как нельзя лучше подходит для «визуализации» диалога между Италией и Россией – главного культурного приоритета двух стран в 2011 году. Икона «Богоматери Одигитрии», созданная в Пскове в 13 веке, оказалась среди великолепных мозаик этого же времени, а икона «Вознесение», связываемая с творчеством Андрея Рублева, – рядом с творениями его современника, скульптора Лоренцо Гиберти, создавшего для баптистерия врата с большим количеством новозаветных сцен. В рамках проходящего года российской культуры это не первая встреча итальянского зрителя с иконой – весной в палаццо Питти привозили шедевры из Русского музея в Петербурге, в том числе образ «Спаса Вседержителя» 16 века. А в сентябре в Риме открылась выставка икон из частного московского музея.
Одновременно с проходящей во Флоренции выставкой, в Третьяковской галерее с 19 декабря экспонируются два произведения итальянского мастера Джотто ди Бондоне, впервые привезенные в Москву. Значение этого события трудно переоценить. Джотто является величайшим художником, творчество которого символизирует собою начало эпохи Ренессанса. При этом его произведения редко экспонируются за пределами Италии, точно также как иконы Андрея Рублева практически никогда не покидают России. Джотто жил на столетие раньше Андрея Рублева, но так же, как и Рублев, превзошел своим талантом предшественников, дав качественно новый толчок к дальнейшему развитию всей итальянской живописи. Как иконами Рублева вдохновлялись на протяжении многих веков русские иконописцы, так и к образам, созданным Джотто, обращались крупнейшие художники – Мазаччо, Леонардо да Винчи и Микеланджело. Кистью Джотто восхищался Данте. Наследие Джотто составляют не только станковые произведения, отдельные алтарные образы и многочастные полиптихи, но и масштабные циклы фресок. Именно в них рождался новый художественный язык, новое понимание пространства и расположения в нем фигур, связанных общим действием, жестами и эмоциями. По-настоящему оценить красоту этих росписей и присущий им светлый, необычайно тонкий колорит возможно лишь «вживую» – фрески нельзя привезти по культурному обмену. А что же можно увидеть на открывшейся выставке Джотто в Москве? Прежде всего – удивительный образ Богоматери, в котором сочетаются византийские традиции иконописания и новые живописные черты, которые с увлечением развивал итальянский мастер.
Джотто ди Бондоне. Мадонна Сан Джорджио алла Коста (Ок. 1300 г.) До 19 марта этот образ можно будет увидеть в Третьяковской галерее.
Привезенный образ «Мадонны с Младенцем» из флорентийской церкви Сан Джорджио алла Коста считается одним из ранних произведений Джотто. Он выполнен в византийской иконописной технике – на загрунтованной доске, темперными красками, с густым золочением фона. В стиле живописи также чувствуется влияние византийской традиции с плоскостной трактовкой изображения, звучности локальных красок и обобщенности форм. Красная подушечка и богато орнаментированная ткань, закрывающая трон, не проминаются под тяжестью фигуры. Строгий монументальный образ почти полностью задрапирован в синий мафорий, края которого сходятся на груди, образуя небольшой треугольный вырез. Округлый лик Богоматери с несколько иными, чем в византийских и русских иконах, чертами, обрамляет чепец – такой же, как на православных иконах. В алтарном образе «Мадонна Оньисанти», выполненном на десять лет позже (хранится в галерее Уффици), вместо чепца из-под мафория выступает уже край накидки с драгоценным тонким кружевом, а сам мафорий не закрывает на груди атласную тунику Богоматери, словно сотканную из драгоценной ткани, в передаче которой видно большое мастерство живописца. Здесь края подушки, на которой сидит Мария, немного изогнуты вверх, что придает Ее фигуре большую телесность, осязаемость. Из тех черт, которые выдают интерес Джотто к материальным деталям, в образе из ц. Сан Джоржио отметим крошечные гвоздики, к которым на тонких петельках прикреплена ткань за спиной Богоматери. В целом же этот образ более архаичен по сравнению с «Мадонной Оньисанти» и другими произведениями Джотто, и гораздо ближе к работам его итальянских предшественников (Дуччо, Чимабуэ), также как и к византийским иконам. Посетители выставки в Третьяковской галерее могут сравнить его с образами на двухстороннем полиптихе из ц. Санта-Репарата (одной стороной он был повернут к верующим, а другой – к священнослужителям). Этот памятник интересен образами местных флорентийских святых, и был выполнен, по всей видимости, во время строительство собора Санта Мария дель Фьоре – храма, в котором художник в последствии будет похоронен. За несколько лет до своей смерти Джотто был назначен главным архитектором Флоренции. Под его руководством была возведена кампанила (колокольня) при соборе Санта Мария дель Фьоре, возвышающаяся над тем самым баптистерием, где ныне представлены русские иконы.
Светлана ЛИПАТОВА
Версия для печати