На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Культура №0'0000

Встреча Джотто и Рублёва


Версия для печати
21.12.11, 13:24

В знаменитом баптистерии Сан Джованни (крещальне св. Иоанна Предтечи) во Флоренции сегодня открывается выставка русских икон. Одновременно с нею в Третьяковской галерее с 19 декабря экспонируются два произведения итальянского мастера Джотто ди Бондоне, величайшего художника, творчество которого символизирует собою начало эпохи Ренессанса. Картины Джотто впервые привезены в Москву. Взаимные «гастроли» памятников живописи стали новым словом в культурном диалоге между Италией и Россией

Джотто ди Бондоне. Мадонна Оньисанти (Ок. 1310 г.) Образ хранится в галерее Уффици (во Флоренции).

Пространство древнего флорентийского баптистерия как нельзя лучше подходит для «визуализации» диалога между Италией и Россией – главного культурного приоритета двух стран в 2011 году. Икона «Богоматери Одигитрии», созданная в Пскове в 13 веке, оказалась среди великолепных мозаик этого же времени, а икона «Вознесение», связываемая с творчеством Андрея Рублева, – рядом с творениями его современника, скульптора Лоренцо Гиберти, создавшего для баптистерия врата с большим количеством новозаветных сцен. В рамках проходящего года российской культуры это не первая встреча итальянского зрителя с иконой – весной в палаццо Питти привозили шедевры из Русского музея в Петербурге, в том числе образ «Спаса Вседержителя» 16 века. А в сентябре в Риме открылась выставка икон из частного московского музея.

Одновременно с проходящей во Флоренции выставкой, в Третьяковской галерее с 19 декабря экспонируются два произведения итальянского мастера Джотто ди Бондоне, впервые привезенные в Москву. Значение этого события трудно переоценить. Джотто является величайшим художником, творчество которого символизирует собою начало эпохи Ренессанса. При этом его произведения редко экспонируются за пределами Италии, точно также как иконы Андрея Рублева практически никогда не покидают России. Джотто жил на столетие раньше Андрея Рублева, но так же, как и Рублев, превзошел своим талантом предшественников, дав качественно новый толчок к дальнейшему развитию всей итальянской живописи. Как иконами Рублева вдохновлялись на протяжении многих веков русские иконописцы, так и к образам, созданным Джотто, обращались крупнейшие художники – Мазаччо, Леонардо да Винчи и Микеланджело. Кистью Джотто восхищался Данте. Наследие Джотто составляют не только станковые произведения, отдельные алтарные образы и многочастные полиптихи, но и масштабные циклы фресок. Именно в них рождался новый художественный язык, новое понимание пространства и расположения в нем фигур, связанных общим действием, жестами и эмоциями. По-настоящему оценить красоту этих росписей и присущий им светлый, необычайно тонкий колорит возможно лишь «вживую» – фрески нельзя привезти по культурному обмену. А что же можно увидеть на открывшейся выставке Джотто в Москве? Прежде всего – удивительный образ Богоматери, в котором сочетаются византийские традиции иконописания и новые живописные черты, которые с увлечением развивал итальянский мастер.

Джотто ди Бондоне. Мадонна Сан Джорджио алла Коста (Ок. 1300 г.) До 19 марта этот образ можно будет увидеть в Третьяковской галерее.

Привезенный образ «Мадонны с Младенцем» из флорентийской церкви Сан Джорджио алла Коста считается одним из ранних произведений Джотто. Он выполнен в византийской иконописной технике – на загрунтованной доске, темперными красками, с густым золочением фона. В стиле живописи также чувствуется влияние византийской традиции с плоскостной трактовкой изображения, звучности локальных красок и обобщенности форм. Красная подушечка и богато орнаментированная ткань, закрывающая трон, не проминаются под тяжестью фигуры. Строгий монументальный образ почти полностью задрапирован в синий мафорий, края которого сходятся на груди, образуя небольшой треугольный вырез. Округлый лик Богоматери с несколько иными, чем в византийских и русских иконах, чертами, обрамляет чепец – такой же, как на православных иконах. В алтарном образе «Мадонна Оньисанти», выполненном на десять лет позже (хранится в галерее Уффици), вместо чепца из-под мафория выступает уже край накидки с драгоценным тонким кружевом, а сам мафорий не закрывает на груди атласную тунику Богоматери, словно сотканную из драгоценной ткани, в передаче которой видно большое мастерство живописца. Здесь края подушки, на которой сидит Мария, немного изогнуты вверх, что придает Ее фигуре большую телесность, осязаемость. Из тех черт, которые выдают интерес Джотто к материальным деталям, в образе из ц. Сан Джоржио отметим крошечные гвоздики, к которым на тонких петельках прикреплена ткань за спиной Богоматери. В целом же этот образ более архаичен по сравнению с «Мадонной Оньисанти» и другими произведениями Джотто, и гораздо ближе к работам его итальянских предшественников (Дуччо, Чимабуэ), также как и к византийским иконам. Посетители выставки в Третьяковской галерее могут сравнить его с образами на двухстороннем полиптихе из ц. Санта-Репарата (одной стороной он был повернут к верующим, а другой – к священнослужителям). Этот памятник интересен образами местных флорентийских святых, и был выполнен, по всей видимости, во время строительство собора Санта Мария дель Фьоре – храма, в котором художник в последствии будет похоронен. За несколько лет до своей смерти Джотто был назначен главным архитектором Флоренции. Под его руководством была возведена кампанила (колокольня) при соборе Санта Мария дель Фьоре, возвышающаяся над тем самым баптистерием, где ныне представлены русские иконы.

Светлана ЛИПАТОВА

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Встреча Джотто и Рублёва

В знаменитом баптистерии Сан Джованни (крещальне св. Иоанна Предтечи) во Флоренции сегодня открывается выставка русских икон. Одновременно с нею в Третьяковской галерее с 19 декабря экспонируются два произведения итальянского мастера Джотто ди Бондоне, величайшего художника, творчество которого символизирует собою начало эпохи Ренессанса. Картины Джотто впервые привезены в Москву. Взаимные «гастроли» памятников живописи стали новым словом в культурном диалоге между Италией и Россией

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.