На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Волхвы, пастухи и ангелы из старинного Неаполя


Версия для печати
13.12.11, 14:17

В Храме Христа Спасителя открылась выставка рождественских вертепов XVIII века, или, как без перевода называют эти итальянские скульптурные композиции, «презепе». Конечно, главными героями выставки стали Божия Матерь с Младенцем, но среди поклоняющихся Спасителю оказались и современники художника – завсегдатаи итальянских харчевен.



Христу каждый старается принести то, что любит, — вот и неаполитанские художники, думается, приносили то, что их умиляло или завораживало: кто фигурки животных, а кто — кукол в восточных одеждах под стать «Тысячи и одной ночи». Зато и современные зрители, особенно маленькие, найдут что-то интересное в каждой витрине: затейливо расшитые одежды, миниатюрные музыкальные инструменты, целый зоопарк из овец, коз, оленей и ланей, пастушьих собак… Герои вертепа встречаются у колодцев, у дверей своих домов, у пещеры Рождества – и делятся друг с другом той «хорошей новостью», на которой вот уже две тысячи лет строится европейская цивилизация.

Латинское praesepe без перевода


Вертеп или, иначе, пещера – место рождения Младенца Иисуса; тот Вертеп, который можно писать с большой буквы, и сейчас находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме.



Изображать сцену рождения Спасителя стали уже на самых первых иконах. А под Рождество 1223 года святой Франциск Ассизский, надеясь еще глубже ощутить чудесное событие и сделать своих современников его участниками, решил воссоздать сцену Рождества в «живой картине». Так было положено начало традиции «вертепа-презепе» (от латинского praesepe, то есть ясли), которая вскоре распространилась по всему миру.

Сегодня широко известны каталонские, провансальские, германские вертепы в различных формах и стилях, но, пожалуй, наиболее выдающимися по своему многообразию и художественной выразительности стали итальянские вертепы.



Золотой период презепе приходится на XVIII век. Много времени уделял презепе король Карл Бурбон, а королева развлекалась пошивом одежд. Затем в богатстве и роскоши оформления презепе стали соревноваться между собой аристократы и буржуа. Ювелиры получали заказы на крошечные копии настоящих украшений – для людей ростом по 40 сантиметров. Одежда на фигурках вертепа нередко была отделана богатой вышивкой. Фигуры вертепа «несут на себе» уникальный этнографический материал о народном костюме того времени, утверждают историки.

Евангелие в переводе на неаполитанский


У художников Неаполя художественное осмысление евангельского повествования становится соединением «священного и мирского, человеческого и божественного, мифа, истории и суеверия, богатства и бедности, театра просвещенного и народного», пишут организаторы выставки. Это «страница Евангелия в переводе на неаполитанский язык», как сказал о презепе Микеле Кучиньелло.



«В Италии было создано несметное число художественных произведений – настоящих шедевров, с помощью которых в разные исторические эпохи посредством разнообразных форм выражения, техник и стилей была сделана попытка «инкультурации», то есть воплощения великого события, обозначившего всю историю человечества, в особой культуре и народных традициях каждого региона страны. Воспроизведение Рождества Христова или Поклонения волхвов среди руин Древнего Рима или типичных улочек Неаполя, на фоне сицилийского или альпийского пейзажа вовсе не означает, что в них превалирует фольклор или местный патриотизм, а лишь включает Благую весть о Боге, который воплощается и становится человеком, в повседневную реальность, в обыденную обстановку, наполненную привычными заботами простых людей», — пишет кардинал Джанфранко Равази, председатель Папского Совета по культурному наследию Церкви.

Ничто человеческое не чуждо


Фигурки для вертепов, приехавшие в Москву, отобраны в собрании монастыря и Музея Святого Мартина.

Скульпторов явно занимает человеческая сущность изображаемых героев — работающих или праздношатающихся крестьян, вельмож, привыкших к дворцовой роскоши, и восточных колоритных красавиц.



В презепе дух простого народа и аристократии Неаполя XVIII века сосуществуют, объединяются вокруг пещеры Рождества, вместе поклоняются пришедшему в мир Спасителю. «Можно сказать, что весь Неаполь собрался вокруг колыбели, чтобы согреть своим дыханием Младенца, родившегося в леденящую ночь. В устремленности многочисленных фигур, характере их жестов, в изобилии принесенных даров таится глубокое умиление, которое постепенно открывается, когда зритель уже преодолел первое впечатление от всеобщей чрезмерности», — пишут организаторы в каталоге.

Впрочем, скульпторы не льстят своим героям. Лица пастухов, застывших в изумлении, не становятся ни умнее, ни умиротвореннее, ни привлекательнее при виде ангельского воинства в небесах. Бородавки, жирные пальцы, круглые животы завсегдатаев кабаков – художник склонен к злорадству вместо идеализации. Достоинство свойственно лишь фигурам из «восточного шествия» - в то время европейской культуре было в целом не чуждо восхищение востоком. Естественно, что сакральные фигуры при этом исполнены красоты и грации – будь то Мадонна, будь то несколько женственные на вид ангелы.

Ясли в капище и голубятня в таверне


Едва проснувшиеся в живописных тенях изумленные пастухи застывают, задрав головы; вместе с ними взгляд в ночное небо вперяет одна из овечек – видимо, слышит отзвуки ангельской песни. Ангелов не просто много, а очень много, и в их «каскаде» угадывается своя иерархия.

В «народном» неаполитанском презепе событие происходит в гроте – «в земле». В «придворном» вертепе появляются триумфальные нотки. Сцена Рождества размещается между колонн полуразрушенного языческого храма в подтверждение того, что зарождающееся христианство восторжествует на руинах древней римской религии.



В Евангелии лишь бегло упоминается, что Святому Семейству не хватило места в гостинице. Этого оказалось достаточно, чтобы включить в неаполитанский презепе сцену в таверне. Со временем роль этой композиции возросла, а по занимаемой площади и количеству фигурок она превратилась в одну из основных групп, наравне со сценами Благовещения пастухам и самого Рождества Христова. При этом в таверне живут самостоятельной жизнью: болтая, улыбаясь, предаваясь трапезе и наслаждаясь выпивкой, играя на музыкальных инструментах или в карты, люди сосредоточены исключительно на себе и не замечают всеобщего устремления к Младенцу.

Двухэтажное здание Таверны напоминает о постоялых дворах Неаполя. Как и на Апеннинах, в верхнем этаже устроена голубятня. Мы видим и продуктовые припасы, и бытовые заботы молодых хозяек. Здесь можно и лишиться кошелька, и впасть в грех чревоугодия.

Живопись и «палестинский» вертеп


В пространстве выставки живописные полотна, графические рисунки и скульптурные фигурки уживаются и дополняют друг друга. Вся экспозиция – маршрут, в конце которого – вертеп XXI века, воспроизводящий и топографию, и атмосферу древнего Вифлеема.

Живопись и рисунок представлены в хронологическом порядке. В этой части собраны произведения, события в которых охватывают текст евангельского повествования от первого Благовещения Архангела Деве Марии до Рождества Христова. Авторы работ — известные мастера неаполитанской школы XVII–XVIII веков: Микко Спадаро, Джачинто Диано и Франческо Де Мура. Изображения, в центре композиции которых находятся Дева Марии, Младенец Иисус и Святой Иосиф, включают в себя многочисленные фигуры пастухов, ангелов, животных и предметы быта, усиливающие реальность события, как и в неаполитанских презепе.

«Палестинский вертеп» современного итальянского художника Роберто Ванадиа заключает композицию. Здесь горит свет в пастушьей хижине, женщина идет с кувшином к колодцу, волхвы преподносят Младенцу свои дары, а их верблюд ложиться передохнуть под масличными деревьями. Эта инсталляция воссоздает факты библейской археологии – и говорит о том, что искусство презепе не закончилось в XVIII веке.

Выставка завершает программу года Италии и итальянского языка в России и продлится до 8 марта. Впрочем, ее настроение так хорошо ложится на атмосферу Рождественского поста и Святок, что откладывать эту экскурсию до марта, наверное, не захочется.

Александра СОПОВА

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.