История Православия порой захватывает больше самого увлекательного детектива. А в Крыму можно не беззаботно проводить отпуск, а искать следы святого, жившего в IV веке
Икона Епископы Херсонские. Фото пресс-службы Севастопольского благочиния
Корсунь - это Херсон. Но вовсе не тот Херсон, куда по ошибке привёл своих бойцов матрос-партизан Железняк, а древний греческий город Херсонес, развалины которого ныне расположены в черте города русской морской славы – Севастополя. Херсонеситы жили активной политической жизнью. Неудивительно, что с началом новой эры свет христианского учения просиял и тут – ведь здесь проповедовал, по преданию, сам апостол Андрей Первозванный. Именно сюда были сосланы на каторжные работы римские папы – святые Климент и Мартин. И всё-таки большинство жителей города оставались язычниками, причём язычниками закоренелыми и жестокими. Они считали покровительницей Херсонеса таинственную богиню – Деву, «позаимствованную» греками у местного населения – тавров, а те издавна приносили ей кровавые человеческие жертвы. По словам римского географа Страбона, в сотне стадий от города, на мысе Девичьем (по-гречески – Парфенон, Парфений или Парфенион), лежал в руинах древний храм. Ступени его были бурыми от запекшейся крови несчастных пленников, тела которых после жестокого обряда сбрасывали в пропасть.
И вот в таком-то окружении вели свою проповедь первые христианские святители. Нет ничего удивительного в том, что почти все они подверглись от язычников гонениям, а многие удостоились мученической кончины. Не избег этой участи и один из наиболее успешных проповедников – святой Василий, епископ Херсонесский. Посланный в 310 г. Патриархом Иерусалимским Германом в Херсонес Таврический, он в скором времени возбудил ярость язычников. История донесла до нас два жития святителя: греческое – короткое – и славянское, содержащее детали, которых в греческом тексте нет. Вот что говорится в славянском тексте: «…нечестивцы осыпали св. Василия ударами, изгнали из города: он удалился в гору, отстоящую на сто стадий от Херсониса, называемую Девичья или Парфенон: – водворившись в пещере исповедник радовался, что сподобился Христа ради подъять раны и мучения …» [Д.Струков, 1878. С.17-18. Сохранён стиль оригинала – Н.Д.].
Разумеется, отыскать эту неизвестную пещеру, в которой скрывался святой, было бы интересно, тем более о том, что Парфенон удален от города на сто стадий, мы уже слышали от Страбона. «Стадий», или «стадия» - это греческая мера длины, равная 178 метрам (отсюда наше «стадион»: греки бегали не стометровку, а именно стадий). Страбон также уточнял, что плыть к мысу надо через три гавани. Казалось бы, нам достаточно отплыть от города примерно на 18 км, чтобы найти убежище святого. Но беда в том, что все попытки учёных отыскать мыс Парфенон оказывались тщетными. Правда, все они искали вовсе не укрытие святого Василия, а именно капище языческой богини. Таковы были плоды «века Просвещения» – XVIII столетия. Дань этой традиции отдал даже А.С.Пушкин:
«Я верю: здесь был грозный храм,
Где крови жаждущим богам
Дымились жертвоприношенья…»
Нечего сказать – достойный предмет веры! При этом никто из исследователей не имел ни малейшего представления о том, как этот храм выглядел. Неудивительно, что, находясь в плену языческой «романтики», они размещали его там, где им нравилось. Среди «кандидатов» на роль мыса Девы выступали мыс Херсонес, мыс Фиолент, мыс Айя, Святой мыс, замыкающий бухту Георгиевского монастыря, и нынешний мыс Лермонтова.
Но как же такое могло случиться? Ведь эти места разбросаны на много километров друг от друга, а Страбон вполне определённо указал расстояние! Ответом служит высказывание выдающегося крымского учёного, А.Л.Бертье-Делагарда, который утверждал, что ошибка в указании расстояния «у древних самое обычное дело». Так же полагали и остальные исследователи.
Не менее удивительно и другое. Когда учёные взялись за изучение жития святого Василия, то пришли к довольно странным и неожиданным выводам, предположив, что он… вообще не убегал из города! Наиболее серьёзно занимался этим вопросом в конце XIX столетия В.В.Латышев, который сравнил между собой различные варианты жития святителя. Он пришел к выводу, что расположение этой пещеры на мысе Парфении сначала было лишь предположением, а потом святитель Димитрий Ростовский при составлении известного нам славянского жития Херсонских епископов описал это уже как достоверный факт. «Однако если мы подробно рассмотрим упоминания о Парфеноне в древнейшей редакции житий, то придём к несомненному убеждению, что… Парфенон находился в самом городе, а никак не на расстоянии сотни стадий от него», - пишет Латышев.[В.В.Латышев, 1900. С. 50-51].
Каким же образом пришёл учёный к такому удивительному выводу?
Дело в том, что в греческом (кратком) житии святого Василия пещера «Парфенон» только упомянута без указания её местоположения. Зато в житии совсем другого святого, Капитона есть указание на некий «Парфенон», находившийся, несомненно, в городской черте, хотя там как раз и не сказано, что этот Парфенон был именно пещерой. Но известно, что святого Василия разыскал в его убежище местный правитель и упросил воскресить своего недавно умершего сына. Латышев не нашёл в житии никаких сведений о том, что правитель выходил при этом из города. Вот он и решил, что святой Василий обитал в «городском» «Парфеноне». Но ведь там, где главным божеством считалась богиня Дева, ей наверняка был посвящён не один объект! Об этом прямо писал и сам Страбон: «В этом городе находится храм какой-то богини Парфены, по имени которой называется и мыс, лежащий пред городом на 100 стадий от него, носящий имя Парфении; на нём находится храм и статуя богини» [цит. по: К.Косцюшко-Валюжинич, 1891, с.56].
Тем не менее, основываясь на выводах В.В.Латышева, выдающийся археолог Д.В.Айналов (одно время он даже был директором Императорского Эрмитажа) решил, что пещера святого Василия – это ни что иное, как знаменитый подземный храм на главной улице Херсонеса. Вслед за Айналовым связывает этот храм с памятью святителя и современный учёный С.А.Беляев. Так что же, тайна пещеры святого Василия раскрыта?
Не будем торопиться с выводами.
Подземный храм на главной улице Херсонеса. Вид снаружи и внутри
Какими бы выдающимися ни были упомянутые выше учёные, в их рассуждениях есть одно слабое звено. Ведь если святой действительно подвергался гонениям, как же он мог при этом жить в самом центре города, на его главной улице?!
В.В.Латышев думал, что нашёл ответ. «Мне кажется, что этот факт может быть объяснён только предположением, что посвящённая Деве пещера пользовалась правом убежища», - пишет он. В наши дни об этом же пишут авторы современного путеводителя по Херсонесскому заповеднику: «Может быть… название Парфенон (дословно с древнегреческого - «храм девы») объяснимо тем, что Василий укрылся не просто в пещере, а в заброшенном древнем подземном храме, посвященном хтоническим божествам, например, владычице загробного мира – Коре (Персефоне), тоже «деве»? Как и любой греческий храм, даже запущенный, он давал право защиты, и становится понятно, почему Василий пытался… найти убежище именно в этом месте» [С.Б.Сорочан, В.М.Зубарь и Л.В.Марченко, 2003. С. 107].
Но помилуйте! «Владычица загробного мира» – это деликатно сказано. Подземное царство древних греков именовалось «Аид», откуда и пошло наше слово «ад». Можно ли себе представить христианского святого, который просит защиты у владычицы преисподней?! Ведь это означало бы в глазах язычников, что он признал её власть, её «истинность»! А каким колоссальным искушением это было бы для его паствы! Можно ли поверить, что известный своим подвижничеством архипастырь совершил подобный поступок?! Для того ли посылал его сюда Патриарх Иерусалимский?!
Нет, не так вели себя христианские святые! Скорее всего, это сами учёные в эпоху безверия и нигилизма стали приписывать свои собственные представления пламенным подвижникам христианского вероучения.
Ну, а как же быть с другим аргументом В.В. Латышева? Выходил ли из города в поисках святого местный князь? Вчитаемся в текст жития. Там ясно сказано, что князь и его присные, желая воскресить княжеского сына, «в тот же день пошли искать человека Божия и обрели его в пещере» [Д.Струков, 1878. С.18]. Но если св. Василий проживал в городе, а, тем более, на его главной улице, фраза о его поисках и «обретении» выглядит более чем странно. А вот если ради любви к сыну родителям пришлось проделать по морю за один день двадцатикилометровый путь туда и обратно, всё становится на место!
Так что же, Д.В. Айналов, а потом С.А.Беляев ошибались, и подземная церковь на главной улице Херсонеса не имеет к святому Василию никакого отношения? Вовсе необязательно. Согласно житию, после воскресения княжеского сына «епископа ввели с честию в Херсонес, после чего, князь крестился со всем своим домом, и много народа приложилось к сонму верных. Церковь Христова росла в Херсонесе, а капища языческие упразднялись» [Д.Струков, 1878. С.19]. Это-то и возбудило ярость язычников: «Собралось множество нечестивых с оружием в руках, и с воплем напали на архиерея Божия: извлекли его из храмины, связали ноги и так влачили по улицам…» Другими словами, торжество Православия казалось столь близким, что святителя захватили врасплох не в его убежище, а в тот момент, когда он проповедовал в черте города. И, судя по слову «извлекли», «храмина» вполне могла быть подземным храмом на главной улице Херсонеса. Впоследствии по этой причине она могла стать его «мемориалом» (мартирием).
Но где же всё-таки тогда искать пещерное убежище святого?
А что, если всё же поверить его житию? Тогда нам придётся подумать ещё вот о чём.
Во-первых, даже самому суровому аскету нужна вода. Во-вторых, не будем забывать и о гонениях против святого. Значит, его пещера должна была быть или скрытной, или труднодоступной, чтобы служить убежищем.
Следовательно, нам надо искать скрытно расположенную или труднодоступную пещеру, находящуюся примерно в 17,8 км от Херсонеса и поблизости от источника пресной воды. При этом житие называет Парфенон горой, а Страбон именует его мысом. Значит, пещера должна находиться на мысу или на горе.
Но... Не слишком ли много «или»? «Мыс ИЛИ гора», «скрытную ИЛИ труднодоступную»… Получается – «пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что»! Стоит ли начинать поиск по этим приметам?
А из тех признаков, где вариантов быть не может, остаются пещера, источник воды и расстояние до города. Но пещер с источником в Крыму достаточно много. Какую из них выбрать? Да и не факт, что все они нам известны.
Таким образом, как это ни странно, единственным признаком, позволяющим эффективно произвести первоначальный поиск пещеры святителя, оказывается та самая дистанция в 100 стадий, которую считали такой недостоверной А.Л. Бертье-Делагард и другие исследователи, уделявшие основное внимание поискам древнего храма Девы! Может быть, именно поэтому их попытки не принесли успеха?
|
Мыс Фиолент |
Итак, попробуем «отплыть» от Херсонеса на 100 стадий. Сделать это можно в две противоположные стороны. К счастью, современные исследователи В.М.Зубарь и А.В.Буйских, решая совсем другую задачу, обратили внимание на то, «что Страбон пишет о мысе, расположенном «перед городом». Поэтому в данном случае Страбон… указывал не на Маячный полуостров, лежащий к западу, а на район мыса Фиолент, расположенный на южной стороне Гераклейского полуострова, как раз на расстоянии 20 км или100 стадий от Херсонеса…, где следует локализовать мыс Парфений с храмом и статуей Партенос» [В.М.Зубарь и А.В.Буйских, 2006. С.8]. Ну что ж, отправимся туда.
Фантастическая панорама мыса Фиолент, как мы уже говорили, неоднократно побуждала путешественников, художников и поэтов воображать именно здесь кровавые обряды, связанные с отправлением культа Девы. Однако он беден пресной водой, а его исполинские отвесные обрывы не способствуют пещерножительству.
Зато хорошие источники пресной воды и пещерные комплексы, причём вырубленные монахами, имеются по обе стороны от Фиолента. Это около десятка пещер на мысе Виноградный и не менее того – в районе Георгиевского монастыря. Так вот, оказывается, что расстояние от нынешнего Херсонесского заповедника до мыса Виноградный составляет 20,5 км, а расстояние до Георгиевского монастыря – 25 км, то есть, 115 и 140,5 стадий соответственно! Получается, что пещерные комплексы на мысе Виноградный, вопреки мнению А.Л.Бертье-Делагарда об обыкновении древних делать ошибки, удивительно точно соответствуют главному условию нашего поиска – расстоянию от Херсонеса до места, где подвизался в период гонений св. Василий. Несовпадение составляет всего 15 процентов! А ведь тогда не было ни спутниковых навигаторов, ни радиолокаторов. Зато греки были отличными мореплавателями, а сам Страбон родился всего в ста километрах от южного берега Черного моря и знал, о чём пишет.
Ну, а как выполняются другие условия? Что ж, если говорить о скрытности и труднодоступности, то к пещерам по крутому обрыву ведёт узкая тропа, небезопасная даже сейчас. Есть и отличное водоснабжение в виде прекрасного родника. А в одной из пещер так и вовсе некогда находился святой источник. Более того, прямо под пещерами существует урочище, именуемое «Митрополичьими садами», изобилующее зеленью и как нельзя лучше способное насытить съедобными растениями невзыскательного подвижника. В древности здесь рос даже виноград, одичавшие остатки которого попадаются и сегодня – отсюда и название мыса.
Мыс Виноградный. Келья с источником
Комплекс на мысу Виноградный был исследован археологами Херсонесского заповедника под руководством Т.Ю.Яшаевой. Выяснилось, что он существовал длительное время и состоял из двух частей. Наземная часть скита с храмом на самом мысу относительно поздняя - XIII в, а вот пещерная часть гораздо старше. Найденный на её территории склеп существовал уже в начале или первой половине VI века. Причём склепу предшествовала отшельническая келья и святой источник. Но и источник возник не сразу, а при расширении уже имевшейся кельи. Значит, раньше склепа (он появился всего через 200 лет после смерти херсонского святителя), здесь уже был святой источник, а он возник в уже имевшейся искусственно вырубленной пещерной келье.
Мыс Виноградный. Развалины храма и пещерный скит
Выходит, не более 2-3 поколений отделяет основание скита от подвига святителя. Так может быть, здесь и было некогда его пристанище? Ведь если святой Василий не оставался в городе, как предполагает Латышев, а удалился на мыс Виноградный, то херсонесские христиане наверняка долго помнили об этом. Тем более, что официальное признание христианства состоялось буквально через год после смерти их епископа! Нет ничего удивительного, что вскоре после этого вблизи пещеры, а, может быть, и в ней самой, обосновались монахи. А возникновение источника было воспринято как чудо и подтвердило и славу святого места.
А вот Георгиевский пещерный монастырь расположен уже на 40% дальше, чем указывал Страбон и, к тому же, находится не на мысу, а над бухтой. Да и раннехристианское происхождение его достаточно сомнительно – церковное предание определяет его возраст в 11 столетий, а А.Л.Бертье-Делагард сомневался и в этой цифре, считая обитель гораздо более поздней и относя её основание к XV в. Так что считать его основателем святого Василия, пожалуй, не приходится.
Могут возразить, что наши рассуждения – такие же догадки, как и у предыдущих учёных. На это можно ответить так: в науке наиболее правдоподобной считается гипотеза, которая не просто удачно описывает, но и предсказывает события. Так вот. На протяжении полутора десятков лет пещеры на мысе Виноградный считались всего лишь небольшим скитом. Свои предположения о месте убежища святого Василия автор этой статьи опубликовал в Интернет-сборнике
«Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма» ещё в 2008 году, а в 2009 году археологи под руководством Т.Ю.Яшаевой возобновили раскопки на мысе Виноградный и обнаружили великолепно сохранившуюся пещерную церковь. Она расположена как раз между ранее расчищенным пещерным «скитом» и ещё одной группой пещер на ведущей к этому «скиту» тропе, как бы соединяя их между собой. Следовательно, это не просто крохотный скит, а настоящий монастырь с трапезной и двумя храмами – пещерным и наземным, растянувшийся на несколько сотен метров. То есть, это место было гораздо важнее, чем считалось ещё недавно.
Мыс Виноградный. Вход в пещерный храм
Пещерный храм
Это открытие может служить указанием на справедливость гипотезы об убежище херсонесского святителя на мысе Виноградный. Однако нами движет вовсе не желание доказать свою правоту – неизмеримо важнее другое. Дело в том, что ныне пещеры оказались прямо под коттеджами недавно возникшего дачного посёлка. «Весёлое» времяпрепровождение отдыхающих наносит им непоправимый вред. Древние храмы оскверняются, а в 2005 году автор наблюдал и документально зафиксировал здесь даже следы совершения ритуалов чёрной магии.
Безусловно, стоило бы взять этот монастырь под особую защиту государства и Церкви – ведь здесь, возможно, разворачивалась одна из самых трагических и величественных страниц в предыстории становлении Православия на территории некогда единой Святой Руси.
Н.В.ДНЕПРОВСКИЙ,
действительный член Русского Географического Общества, Санкт-Петербург
ЛИТЕРАТУРА
1. Жития святых Таврических (крымских) чудотворцев. Составил художник Д. Струков. М., 1878
2. Зубарь В.М. и Буйских А.В. По поводу интерпретации памятников Маячного полуострова. Материалы по истории, археологии и этнографии Таврии. Вып.XII. Симферополь, 2006.
3. Латышев В.В. Жития святых Епископов Херсонских. Исследования и тексты. Записки Императорской Академии Наук. СПб, 1900.
4. К.Косцюшко-Валюжинич. Важное археологическое открытие в Крыму//ИТУАК №13, Симферополь, 1891.
5. Сорочан С.Б., Зубарь В.М., Марченко Л.В. Херсонес - Херсон - Корсунь.
Путешествие через века без экскурсовода. К.: Стилос, 2003.
Версия для печати