На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Общество №0'0000

Учиться могут все


Версия для печати
31.03.08, 16:30

Дети с тяжелыми нарушениями развития при социализме считались необучаемыми и содержались в интернатах, представлявших собой нечто среднее между больницей и тюрьмой, либо сидели дома. Но наука не стояла на месте, и многие разработки советских ученых, например, в области нейрофизиологии и нейропсихологии, активно используются сейчас, когда выяснилось, что учить особых детишек не только можно, но и нужно.

Центр лечебной педагогики создан в 1989 году группой специалистов и родителей как общественная благотворительная организация для помощи детям с различными нарушениями развития, которых не принимали ни в одно детское учреждение. Центр -- одна из первых в России негосударственных организаций, которая стала помогать особым детям развиваться и адаптироваться в жизни. Сейчас ЦЛП не только оказывает помощь детям, но и создает новые учебные заведения для особых детей и передает их государству, кроме того, активно участвует в создании подобных учреждений в других городах. За годы работы Центра лечебной педагогики разные виды помощи получили более 9000 семей. Ежегодно более 700 детей и подростков занимаются по индивидуально разработанным программам обучения и реабилитации.


Занятия в Центре лечебной педагогики похожи не на лечение или учебу, а на игру. Но играя, рисуя и слушая музыку, дети развивают координацию, моторику, осязание. А еще общаются друг с другом. То, что в одной группе занимаются дети с разными видами нарушений, всем только на пользу. Например, малыш с синдромом Дауна, -- активный, добрый и необидчивый, может легко найти подход к ребенку-аутисту. Дети есть дети, со сверстниками им легче, чем со взрослыми.

Но есть ли смысл в занятиях с теми, которые никогда не «догонят» сверстников? Если ребенок был лежачим, а его научили сидеть, если он только рот открывал, а теперь сам держит ложку, это -- прогресс? Да, изменения есть. Динамика у каждого ребенка своя, но сама установка, что все дети должны учиться, меняет подход.

О проблемах особых детей мы беседовали с одним из руководителей Центра Лечебной Педагогики, Романом ДИМЕНШТЕЙНОМ:

Особенности таких детей обусловлены не столько, их нарушениями, но и тем, что эти дети растут в изоляции. Образно говоря, вместо реки, они оказываются в тихой заводи, которая стремится заболотиться. В любящей семье ребенка могут защищать, оберегать, но никто не знает, какие новые требования можно к нему выдвинуть. Он оказывается в таком мире, где никто не побуждает его к развитию. Конечно, при обучении каждого ребенка учитывают его особенности. Например, дети, страдающие аутизмом, сверхчувствительны к общению. Общаясь с такими детьми нужно контролировать свои эмоции, движения, чувства. Игра с такими детьми не похожа на обычную игру. Движения должны быть нежными и аккуратными. Как правило, детям занятия нравятся. Вот аутичный ребенок, он, вроде бы страдает, тяжело переносит занятия, но в день занятий он сам начинает одеваться, чтобы ехать к нам.

- Но, это, наверное, не с первого раза происходит?
Довольно часто -- с первого. Им тяжело жить в своем маленьком мирке все время. У этих детей колоссальная потребность в том, чтобы были еще какие-то миры, которые им знакомы.

- Родителям особых детишек приходится выслушивать оскорбления в их адрес. Что делать, чтобы изменить отношения общества к этим детям?
Ожидать, что изменения произойдут сами по себе, не приходится. Значит, менять отношение общества к особым детям должны те, кто оказался «под огнем» -- сами родители. Прежде всего -- правильным собственным отношением. Мы знаем многих родителей, которые занимают такую позицию. Именно они меняют отношение общества.
Сами родители должны стать примером правильного отношения, чтобы другие это увидели. Не отворачиваться от своего ребенка, а смотреть на него, не напрягаться, боясь, что он что-то выкинет, а реагировать на все спокойно. Если кто-то на вас кричит, скажите ребенку: «Дядя сердится, потому что он никогда не видел таких, как ты. Но когда он увидит -- раз, другой, он привыкнет и станет улыбаться». Настраиваться при этом не на «дядю», а на ребенка.

По замыслу организаторов, ЦЛП должен выполнять для особых детей роль трамплина для старта во взрослую жизнь. Очень многих детей удается подготовить к детсаду, к школе.
У них остаются какие-то особенности, своеобразие, но и с этими особенностями они находят в жизни свое место. Дети с более тяжелыми нарушениями остаются в ЦЛП дольше, кто-то здесь и учится, потому что в «большом» мире для них не нашлось подходящей школы. Уже существуют мастерские, где ребята учатся профессии, по идее, следующая «ступенька» -- это работа и самостоятельная жизнь, ведь создателям этой лесенки для особых детей очень важно, чтобы она не оборвалась, чтобы за ней не было пропасти. Ведь родители особых детей не вечные, на кого им оставить своего большого, но не повзрослевшего ребенка? За рубежом для особых людей существуют поселения, где предоставляют работу и проживание под присмотром специалистов, такие разработки начинают внедряться и у нас, но это очень большие и дорогие проекты, и чтобы реализовать их, нужны партнеры и спонсоры.

Адрес: 119311, Москва, ул. Строителей, д. 17Б
Тел./факс: +7 (495) 131-06-83, +7 (499) 138-06-16
E-mail: ccpmain@online.ru
Сайт: http://www.osoboedetstvo.ru/

Подготовила Алиса ОРЛОВА

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.