На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Соловецкий архипелаг: тактика такта


Версия для печати
10.10.08, 11:54

С начала 90-х годов не утихают дискуссии об охране и развитии Соловков. Спорят три главных хозяйствующих субъекта: местная муниципальная власть, Соловецкий монастырь, Соловецкий государственный музей-заповедник.

Соловецкий архипелаг включает в себя целый свод памятников, археологических, культурных, природных: уникальные природные комплексы, каменные лабиринты эпохи неолита, скиты, часовни и храмы монастыря, объекты времен ГУЛАГа. И все они нуждаются в охране. Но вот в охране от кого?





Различные точки зрения находят свое отражение в открытых письмах. Недавно, по инициативе Московской киношколы в Интернете собирали подписи против проведения на островах учений МЧС, среди подписантов были, например, ректор ПСТГУ прот.Владимир Воробьев, артист Олег Янковский, правозащитник Валерий Абрамкин и др. И почти в это же время шел сбор подписей под другим письмом: «Открытое письмо Владимиру Путину против передачи Соловецкому монастырю всех памятников Соловков» - под ним подписались, например, замгендиректора «Норникеля», известный византолог, директор Соловецкой средней школы... Пишет Путину и Общественная палата РФ – об опасности превращения духовно-исторического места в зону развлекательного туризма. А тем временем под стенами древнего монастыря, вблизи братского кладбища жертв ГУЛАГа проводятся фестивали джаза, слеты бардовской песни, шумят спортивные регаты и палаточные лагеря, планируется строительство новых гостиничных комплексов – это Соловецкий музей-заповедник ежегодно организует культурно-просветительные акции.

Соловки - место особое, святое для России. И жить здесь надо… ну если не свято - то хорошо, достойно надо жить. С этим все согласны. И вроде обе стороны пекутся исключительно о национальной святыне, но диалога почему-то не получается.

Не вполне ясно, почему вообще обсуждается вопрос передачи Соловецкого монастыря Соловецкому же монастырю? Какие тут еще могут быть собственники? Отчего бы монастырю не принадлежать самому себе? Иначе просто экспроприация какая-то в демократическом-то государстве!..

гендиректор Паломнического центра Московского патриархата Сергей Юрьевич Житенёв
гендиректор Паломнического центра Московского патриархата Сергей Юрьевич Житенёв
"У Соловецкого монастыря в настоящее время нет сил, чтобы полностью взять на себя поддержание исторических памятников на островах" - прокомментировал гендиректор Паломнического центра Московского патриархата Сергей Юрьевич Житенёв на пресс-конференции, посвященной 20-летию «Комплексной научной экспедиции на Соловецкий и Валаамский архипелаги». Именно участниками экспедиции впервые был поставлен вопрос об особом статусе Соловецких островов. «Особый статус, особое финансирование и самое главное – с особой охраной, причем охраной физической», - продолжал Сергей Юрьевич.

доктор географических наук Борис Борисович Родоман
доктор географических наук Борис Борисович Родоман
Они молодеют на глазах, рассказывая о событии двадцатилетней давности. «Наша экспедиция проходила в переходный период, когда администрация понимала, что ветер подул в другую сторону, но не знала, куда ей бежать: за ветром или против», - вспоминает участник экспедиции, ныне доктор географических наук Борис Борисович Родоман. Это теперь они авторитетные ученые, ведущие специалисты, и профессора, а тогда - молодые сотрудники НИИ, географы, экономисты, социологи, биологи. Весной 1988 года они обратилась в Советский Фонд культуры с предложением организовать экспедиции на Валаам и Соловки и разработать программу по возрождению святых для России мест. Фонд поддержал.

Из экспедиции вернулись вдохновленные неожиданными открытиями. «Что вы привезли?» - спрашивали коллеги. «Идею!» - отвечали они.
Это была совершенно новая охранная идея – идея особых историко-культурных и природных территорий, культурных ландшафтов, когда под защитой оказывались не отдельно стоящие памятники, а весь комплекс, весь жизненный уклад, с обрядами, обычаями, промышленными и хозяйственными технологиями. Надо заметить, к чести отечественной науки, что такой принцип охраны ныне признан наиболее перспективным, но наши ученые вооружились им даже раньше, чем в ЮНЕСКО. На идеи и выводы команды «Комплексной научной экспедиции» опиралась культурная политика нашего государства в начале 90-ых годов. А в 92-ом, в развитие этой идеологии, был создан Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия.

«Разрыв между природой и культурой, связанный с ведомственным подходом, для нас просто стал неприемлем, культура и природа стали комплексом, - поясняет один из инициаторов экспедиции, а теперь директор Института наследия профессор Ю.А.Веденин. - Когда мы, действительно, хотим решить проблему, надо не ограждать ее, а думать о контексте - социальном, экономическом, политическом. В охране такого объекта как Соловки самое главное – вопрос такта и уважение к тому, что есть. К сожалению, это на последнем месте всюду. Причем, это чувство такта теряют иногда все участники процесса...»

Принцип решения спорных вопросов подсказывала сама многовековая история монастырей на островах. «Это замечательный образец сбалансированных поселений, пример сосуществования людей в гармонии с природой, который надо было изучать, как экологический опыт», - отметил Б.Б.Родоман.

Соловецкая обитель в прежние времена принимала в год до 15 тысяч паломников. Для них в монастыре держали специальные пароходы. Здесь работали заводы - салотопенный, свечной, гончарный, кирпичный, лесопильный и кожевенный, была мукомольная мельница, многочисленные мастерские - сапожная, портняжная, серебряных дел, малярная, столярная, слесарная, переплетная, корзинная, санная, колесная, экипажная, кузница и другие. При монастыре действовали начальное училище и иконописная школа. Здесь безупречно функционировала система водоснабжения, начало которой положил еще святитель Филипп, управлявший монастырем в 1561 г. В монастыре проживали и монашествующие (число их доходило до 600), и послушники, богомольцы и "трудники", вольнонаемные служащие и рабочие – всего до 1000 человек. Расходы монастыря составляли ежегодно от 150 до 155 тысяч рублей, а доходы – 160 - 170 тысяч. Кроме богомольцев, выручку приносили рыбный и охотничий промыслы, прочие хозяйства, пароходы: монастырь имел несколько парусных судов и 4 парохода. Был свой экипаж, 180 голов лошадей, рогатого скота - 80, овец – 150...




Разумеется, опыт прошлых веков не перенести механически в наше время. Но знать и учитывать его полезно. Во всяком случае, вызывает доверие готовность и.о. наместника ставропигиального Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря архимандрита Мефодия (Морозова) заняться проблемами реставрации комплекса: возможно в руках Церкви это было бы эффективнее и экономичнее, чем в светских органах.

Но большая часть памятников сейчас на балансе музея. Правда, и создан он был раньше (в 1967 г.), чем возродилась монашеская жизнь в обители (1990 г.). Соответственно и проблемами реставрации музей стал заниматься почти с самого начала восстановления комплекса. Музей даже функции по охране выполнял - до 1993 года. Потом законодательство изменилось, и с тех пор никакой охраны там нет. Не смотря на то, что решением генеральной ассамблеи ЮНЕСКО от 14 декабря 1992 года историко-культурный ансамбль Соловецких островов включен в список памятников всемирного наследия, на его территории действуют те же нормативные и законодательные документы, которые распространяются на любое поселение РФ.

Без охраны Соловки погибнут. Это уже всем очевидно: и монастырю, и музею, и местной администрации. Ведь основным источником доходов местного населения стал в последнее время туризм. Сезон длится всего три летних месяца: какое уж тут бережное и уважительное отношение, когда надо успеть заработать. Соловчане берут за постой по 800 рублей в день. Раньше люди приезжали и жили на теплоходах. Сейчас обустроено 6 гостиниц, из них 5 частных - и никаких очистных сооружений. По статистике в прошлом году на Соловках побывало около 40 тысяч гостей. Дороги не выдерживают наплыва туристов, загрязняются источники, леса….







Весьма поучительно тут вспомнить историю Нового Валаама – монастыря, созданного в Финляндии перебравшимися туда монахами с Валаамского архипелага, когда после окончания войны между СССР и Финляндией острова перешли Советскому Союзу. Переселенцы постарались воссоздать все, как на было на Родине. Так вот теперь там у них все как у нас - но никакой проблемы с охраной ландшафта!.. Почему? Наверное, потому что законов побольше и амбиций поменьше.

По убеждению Сергея Житенёва, решение этой проблемы нужно доверить научным экспертам: «К их мнению должны быть пристегнуты государственные законодательные ремни, которые бы регулировали ситуацию. Как только все передается людям, живущим на этой земле - всегда война, конфликт. Мы будем развивать идеи, когда во главу угла ставится вопрос сохранения уникальных территорий, традиций, наследия. Соотнесение всех интересов с точки зрения таких приоритетов – главная наша задача. Если превалирует что-то другое – вся деятельность лишается смысла. Сегодня очень изменилось правовое поле, изменились экономические отношения, но те выводы, которые сделали наши экономисты в ходе экспедиции – это очень серьезные выводы, их актуальность до сих пор сохраняется…»

Тогда под этими выводами подписался сам Дмитрий Сергеевич Лихачев. Выделение Соловков, как особо охраняемой и уникальной территориb, с границами отдельных памятников архитектуры, с детально разработанными технологиями сохранения – все это было сформулировано 20 лет назад и передано в правительство для принятия законодательных актов. Сначала материалы рассматривал Верховный Совет СССР – в 89-м году, в 90-м, потом Государственная Дума – в 93-м, в 94-м… «Из нынешнего закона об охране наследия, принятого не так давно (в 2002 г. хотя мы его подготовили в 89-м), и из нормативных документов ушла идея, которую мы пробивали. Наши предложения государство помножило на ноль…» - подвел черту Сергей Юрьевич.

«Человек живёт не только в природной среде, но в среде, созданной культурой его предков и им самим, - писал Д.С. Лихачёв. - Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности». Значимость историко-культурной среды для существования и развития мыслящего и нравственного человека трудно переоценить.

Как сообщили в Министерстве культуры Российской Федерации, сейчас здесь готовятся материалы для обращения в правительство РФ по вопросу о присвоении Соловецкому архипелагу статуса объекта культурного наследия – достопримечательного места. Значит, он становится объектом охраны. Не такой жесткой охраны, какую по законодательству имеет, например, категория «памятник культуры», но все же обеспечивает защиту действенную, а главное, самую скорую в процедуре утверждения. Это первый шаг к спасению. Дальше будут прорабатываться границы, регламенты, принципы и технологии охраны. В идеале – создание специальной программы, особого местного закона, по которому будут жить и население, и музей, и монастырь – все, и те, кто стремится модернизировать жизнь на Соловках, и те, кто придерживается традиционных взглядов.

Людмила ПАПИЛОВА

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.