На базе Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета продолжает действовать программа подготовки священников Свято-Тихоновского Богословского института. Студенты богословского факультета университета, желающие стать священниками, в конце обучения получают два диплома: церковный и государственный. О том, как это происходит, мы спросили заведующего кафедрой практического богословия ПСТГУ, автор курса «Пастырское богословие» священника Павла Ходзинского.
Когда нынешний Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет был еще Богословским Институтом, подготовкой священников занимался его Пастырско-богословский факультет. Переименовать его просто в Богословский потребовали формальные обстоятельства жизни. «Если будущий Свято-Тихоновский Университет хотел получить аккредитацию и государственное лицензирование, то он не имел права, с точки зрения государства, готовить служителей конфессии», — рассказывает отец Павел. Сегодняшний Богословский Институт лицензирован как религиозное образовательное учреждение. Он продолжает существовать в стенах университета и готовит будущих пастырей Церкви.
«Пока в будущие священники мы берем только тех, кто поступил на Богословский факультет университета». – Отец Павел говорит, что ребята ходят вместе с «богословами» на все занятия, но будущие священники получают еще дополнительную пастырскую программу. — Им преподают дисциплины, относящиеся непосредственно к пастырской деятельности: пастырское богословие, практическое руководство пастыря, пастырскую психиатрию, основы экономической деятельности прихода, богослужебное чтение, гомилетику. Особое внимание уделяется предметам, изучающим историю русской богословской и церковной традиции. Но и общие богословские предметы в перспективе будут дополняться и углубляться. Произошла специализация, если можно так сказать. Сегодня у нас есть богословский факультет, который обеспечивает подготовку бакалавров и магистров по теологии, а на его базе существует институт, отдельная организация, которая уже непосредственно занимается подготовкой к священству». В университете на каждом курсе Богословского факультета есть приблизительно десять человек, зачисленных еще и в институт. В конце обучения выпускники института, будущие пастыри, помимо не государственного, церковного диплома священника, получат еще и диплом государственного образца по направлению Теология.
Сейчас трудно сказать каким должен быть современный пастырь. Мы не достаточно далеко ушли от современности, что бы осмыслить все происходившее с нами. Но очевидно, что портрет человека, желающего взять на себя самоотверженный труд священника, должен иметь какую-то особенную, определяющую его черту. Отец Павел считает, что это прежде всего навык молитвы. «Конечно, социальная деятельность очень важна в Церкви. – говорит он. — Но центр церковной жизни в молитве, и если пастырь не будет молиться, не будет любить службу, то никакая его социальная деятельность успехом не увенчается, она будет недалека от провала».
Помимо молитвы, современный священник должен быть, по мнению отца Павла, просвещенным священником: «У пастыря всегда одна цель – вести паству к Спасению. Эта цель не может измениться со временем. Другое дело, что каждая историческая эпоха имеет свои особенности, и свои пастырские задачи. Эпоха формирует тип пастыря. Общество определяет задачи пастыря: с кем ему общаться и как общаться. До Октябрьской революции священник действовал в условиях церковного общества. Сегодня пастырское служение определяется тем, что общество, в котором мы живем, называет себя не просто светским, но все чаще и чаще – «постхристианским», то есть сознательно «не знающим» Христа. В этом обществе более, чем когда-либо пастырь должен быть «олицетворенным Евангелием», но и, конечно же, человеком, который может научить современных людей понимать и любить Христа. Для этого он должен уметь изложить современникам высокие евангельские истины на понятном и доступном для них языке, и при этом не профанировать эти истины ради их понимания. Это нельзя сделать без хорошего теологического и светского образования».
Отец Павел свой курс «Пастырское богословие» читает уже семь лет. Проблема, характерная для сегодняшнего поколения, характерна и для абитуриентов богословского университета. «Люди стали позднее взрослеть. Это обща тенденция, — говорит он. — а пастырство подразумевает некоторый зрелый выбор и зрелое отношение к жизни, ведь пастырь должен брать на себя ответственность за свою паству! Правда у нас есть «вечерники», они как раз уже зрелые, сложившиеся люди».
Тем, кто приходит учиться в Богословский университет для того, что бы стать священником, придется столкнуться в своем служении со всем набором до сих пор нерешенных церковных проблем. Как говорит отец Павел, их в нашей церковной жизни накопилось множество, и мы только приступаем к их решению: «Для священника в миру – это прежде всего проблемы, связанные с неопределенностью различных сторон приходского служения. Например, простой вопрос: кого можно считать членом прихода? В некоторых церквях в приход записывают и по списку можно посмотреть, кто за что отвечает в приходе. По идее так и должно быть. Но у нас есть своя историческая нелюбовь к переписям и спискам. Спорными остаются вопросы об условиях допуска к участию в церковных Таинствах, и об источниках содержания храма, клира и приходских организаций. У нас справедливо возмущаются прейскурантами на требы, но многие ли из наших прихожан могут сказать, что регулярно жертвуют на храм, как это принято почти во всех поместных православных Церквях? Хорошо, что теперь все это обсуждается в Межсоборном Присутствии». Начальные документы готовятся в комиссиях Присутствия, затем публикуются на сайте для всеобщего обсуждения, потом их предают в Президиум Присутствия. Однако есть внутренние проблемы пастырского служения (например, связанные с духовничеством), которые, как считает отец Павел, не должны выноситься на общецерковное обсуждение. «Вопрос о том, как правильно лечить инфаркт, должен решать консилиум врачей, а не общее собрание больных. Тем более Церковь никогда не была и никогда не будет демократической организацией. Она организация иерархическая, потому что начинается не снизу, а сверху, от Христа», — уверен он. Конечно, нельзя заранее дать будущему пастырю ответы на все вопросы, с которыми ему придется столкнуться. «Есть ответы, к которым человек приходит окончательно только через свой опыт, – говорит отец Павел. — но человека можно подготовить к принятию этого опыта. Этим мы и стараемся заниматься».
При поступлении со всеми желающими учиться в ПСТБИ проводится собеседование. Выясняется степень церковности, начального знания истин веры, нет ли канонических препятствий к служению; спрашивают, ради чего человек хочет быть священником. Понятно, что у тех, кто приходит в институт сразу после школы, это решение не всегда бывает выстраданным. Отец Павел говорит, что «если человек почувствует во время обучения, что быть пастырем это не его, то всегда сможет забрать документы из Свято-Тихоновского Богословского Института и остаться просто студентом Богословского факультета Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета», – в университете с уважением относятся к свободе выбора студента. Распределения по местам будущего служения у будущих пастырей, выпускников института, нет. Нельзя знать наверняка, кто из них готов поехать в Тюменскую область и жить там в поселке, чтобы на двести километров вокруг не было ни души. Однако как всегда: теория проверяется только жизнью. На последний вопрос «хватает ли на сегодняшний день священников»? - отец Павел отвечает: «Хороших всегда не хватает. Но знаете, покойный Владыка Антоний Сурожский говорил своим молодым пастырям: “Будьте праведниками, но пока вы еще не праведники, будьте хотя бы образованными людьми“. Если мы сумеем дать нашей Церкви образованных пастырей, то уже, значит, труд наш не напрасен».
Подготовила Ирина СЕЧИНА
Версия для печати