На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №3(7)'2003

"Студенческий" храм


Версия для печати
01.12.03, 13:43

Что такое домовый храм при Московском университете? Не значит ли это определение, что его прихожанами могут быть только студенты и преподаватели МГУ, а "простым смертным" сложно попасть в эту общину? Оказывается, совсем наоборот: в храме мученицы Татианы рады всем приходящим, а в особенности - молодежи.
О современном студенчестве и миссионерстве в стенах МГУ с настоятелем университетского храма протоиереем Максимом КОЗЛОВЫМ беседует Роман МАХАНЬКОВ.


СПРАВКА. Объединение вузовских храмов, о котором уже писал "НС" (в №6), состоялось: по инициативе домового храма МГУ учреждена ассоциация "Домовые храмы при учебных заведениях".
В состав учредителей вошли храмы при высших учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга, Оренбурга, Ростова, Ижевска, Иркутска, Екатеринбургской и Белгородской епархий, а также межрегиональная нравственно-просветительская организация "Православная молодежь".

Пока самая болезненная для домовых храмов проблема - неясность законодательства в их отношении. Действующие нормы не запрещают создавать такие храмы, но и прямо об этом не говорят. Как считает председатель ассоциации домовых храмов, преподаватель юридического факультета МГУ Олег Васильев, в законе нужна уточняющая формулировка - о том, что создание храма возможно при определенных условиях. После этого может быть разработан типовой договор между учебным заведением и домовым храмом.

После регистрации ассоциации в ее состав могут быть приняты православные домовые храмы не только вузов и других учебных заведений, но и любой домовый храм: в больницах, детских домах, военных частях и т.д. А пока информацию о создании или деятельности домовых храмов настоятель храма при МГУ прот. Максим Козлов рекомендовал направлять на сайт храма: www.st-tatiana.ru.


- Те люди, которые служат в Татьянинском храме, - выпускники МГУ?
- Из тех клириков, которые служат в Татьянинском храме, выпускником МГУ являюсь только я (окончил филологический факультет). Все остальные наши священники имеют какое-либо высшее образование, полученное еще до духовного, но это выпускники других московских вузов.

Среди наших алтарников один является студентом МГУ, другой - преподавателем. Около половины девушек и ребят, которые учатся в школе духовного пения при Татьянинском храме и поют на клиросе, - студенты МГУ.

- А основная масса прихожан вашего храма - это студенты университета? Есть ли среди прихожан преподаватели?
- Основная часть наших прихожан - это студенты и молодые люди. Скажу по-другому: из тех людей, которые стоят в храме на воскресной службе, примерно 75% - это те, кому нет еще 35 лет. Конечно, там присутствуют студенты и преподаватели не только МГУ, но и других московских вузов. И такая ситуация совершенно естественна, ведь у нас не "узкокорпоративный" приход, обращенный только к двум десяткам факультетов Московского университета.

- Если говорить все же о МГУ, какие факультеты, скажем так, наиболее "воцерковленные"?
- На первом месте стоит, конечно, филологический факультет. Он отличался благочестием и наличием православных студентов даже в советское время. Далее идет исторический и механико-математический факультеты. В последние два-три года среди наших прихожан стали появляться студенты факультета журналистики, расположенного непосредственно рядом с нашим храмом. Это не может не радовать, ведь долгое время будущих журналистов в Татьянинском храме не было вообще.




Конечно, количество студентов МГУ, постоянно приходящих в наш храм, это такая же капля в море по сравнению с общим количеством студентов университета, как и число воцерковленных людей вообще по сравнению с общим числом жителей России. Не будем питать иллюзий: таких людей по всей стране не более 3-4%. Среди студенчества эта цифра немного выше - 4-6%, притом что, конечно, далеко не все верующие студенты МГУ являются прихожанами храма святой мученицы Татьяны. И это понятно: странно бы было православным москвичам, поступившим в МГУ, покидать свои приходы и идти к нам. Из университетской молодежи постоянно ходят сюда либо те, кто пришел к вере и крестился в стенах нашего храма, либо иногородние, поступившие в университет и, естественно, нашедшие здесь свой церковный дом. Кстати, по окончании МГУ, в своей основной массе, они продолжают ходить именно сюда.

- Можете ли вы нарисовать мировоззренческий портрет современного студента?
- Студент студенту рознь, и я боюсь обобщений. Но мне кажется, что одной из главных проблем современной молодежи является безответственность. В этом смысле сегодняшние молодые люди резко отличаются от их сверстников 15-20 лет назад. Сейчас молодые люди скорее согласятся получать меньше денег, только чтобы брать на себя меньшую ответственность, скорее будут искать работу, дающую больший досуг, пусть даже и с меньшими перспективами, чем ту, где много платят, но предполагающую серьезную ответственность за порученное дело. Та же тенденция просматривается по отношению к семье, детям и даже к учебе. Я думаю, что это примета именно нашего времени.

Что касается положительных черт, заметных во многих молодых людях, то я бы назвал внутреннюю открытость. По счастью, этим они отличаются от своих сверстников из стран Запада. Российское студенчество более открыто и менее закомплексовано, например, либерализмом или консерватизмом, национальными представлениями или политкорректностью. Наш студент способен к внутренней динамике развития. Иной раз я удивляюсь, как быстро студенты проходят путь воцерковления. Причем не неофитского жара, а именно серьезного воцерковления, предполагающего несение серьезного церковного послушания и стеснения себя ради других людей.

- Замечали ли вы какие-нибудь различия между студентами гуманитарных и технических факультетов?
- Да, знаете, "технарям" скорее можно поручить работу, требующую систематического подхода, например, забивание гвоздей. А вот у филологов и других гуманитариев, за редким исключением, наблюдается некий бытовой кретинизм.

- Священник, например, в больнице нужен уже только потому, что там люди находятся в некой особой ситуации: болезнь, опасность для жизни и т.д. Аналогичная ситуация и в армии. А какова роль священника в вузе?
- Я думаю, что храм в вузе нужен, прежде всего, для тех, кто уже ощутил, сейчас ощущает или в будущем почувствует потребность своего общения с Богом. Наш храм для тех, кто ощутил евангельский зов, который называется "прикосновение благодати к сердцу человека", или, как писал блаженный Августин: "Мое сердце, Господи, не успокоится, пока я не найду Тебя". Если такое происходит, студент будет знать, куда пойти и с кем встретиться.

Поэтому задача таких храмов, как наш, состоит не в том, чтобы на каждом этаже университета расставить людей, которые будут твердить: "Давайте все покрестимся и станем благочестивыми!" Нет, мы просто должны терпеливо и с любовью свидетельствовать о том, что двери храма открыты, что человека, приходящего сюда, не прогонят, что священник - не крокодил и он будет с вами разговаривать. При этом, если вы будете излагать священнику мысли, противоположные церковному учению, он не будет давить на вас церковным авторитетом и топать ногами, а внимательно выслушает. Наша задача - просто держать дверь храма открытой и не помешать благодати Божией прикоснуться к человеческому сердцу.

Мы знаем, как непросто молодому человеку перешагнуть порог нашего среднестатистического российского храма. Много говорится о том, что часто впервые приходящих в храм людей встречают грубость, невежество и суеверие, и как эта первая встреча может его отодвинуть от следующего прихода в церковь на два, пять или даже на десять лет. Мы стараемся в нашем университетском храме подобные ситуации минимализировать.

- То есть вы не занимаетесь активной миссионерской рабой среди студентов?
- Да, мы принципиально не навязываем своих "услуг". Вообще, я считаю, что самое надежное свидетельство - это не газеты, не радио, не телевидение. Все эти активные способы свидетельства о вере, конечно, важны, но они все равно вторичны. Более того, они обращены к тем, кто уже находится внутри церковной ограды. На мой взгляд, самым надежным способом свидетельства является "человеческий телефон": когда один человек, пришедший в храм и убедившийся, подобно апостолам, как "хорошо здесь быть" (Мф.17:4), не скроет этого в разговорах со своими друзьями, и некоторые из них под влиянием таких разговоров тоже придут в храм. Более надежного способа миссии я не знаю. Даже чисто статистически могу сказать, что таким образом в храм пришло больше всего людей.

- Участвует ли храм в университетской жизни? Существуют ли у вас какие-либо официальные отношения с ректором МГУ?
- Безусловно, такие отношения существуют. Например, у нас есть общий праздник - Татьянин день, с присутствием в храме ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего и других представителей ректората. У нас есть контакты и по представительской линии. Например, недавно прошел очередной фестиваль православной молодежи, и нам очень активно помогал ректорат. То есть у нас сложились очень добрые отношения.

Вообще, я должен с благодарностью отметить, что руководству МГУ присущ замечательный такт. С его стороны нет абсолютно никакого вмешательства в дела храма или навязывания каких-либо форм официозной жизни. Я очень опасаюсь любых видов формализации и официоза, поэтому с радостью отмечаю, что со стороны ректората нет тенденции инкорпорировать нас как, например, ведомство православного просвещения Московского государственного университета, а настоятеля храма сделать проректором по учебной работе с религиозными студентами...

- Можно ли сказать, что проблема "вера и знание" или "вера и разум" - главная миссионерская проблема для университетского храма, ведь студенты, наверное, по определению ищут всему доказательства, в том числе и существованию Бога?
- Да не ищут они эти доказательства! Просто иной раз говорят про доказательства. Именно только говорят, тусуясь в какой-нибудь компании или для того, чтобы заявить: я не в Церкви, потому что... Все ведь знают: эти доказательства разумом становятся абсолютно ненужными при той или иной жизненной коллизии, позитивной или негативной, становятся сразу вторичными и выводными. Поэтому наша задача состоит не в проведении религиозных диспутов "Луначарского с митрополитом Введенским", не в издании фолиантов с результатами бесед философов и богословов, а, напротив, когда человеку на душе будет муторно, когда он уже не будет находить себе места в, казалось бы, веселой и радостной студенческой жизни и его сердце будет просить чего-то другого, тогда он, может быть, вспомнит, что есть православный храм, что его двери открыты, что человека здесь ждут.

Или когда, подойдя к браку, он и она бессознательно почувствуют, что нет в этом союзе полноты без церковного освящения, наша задача будет состоять в том, чтобы это бессознательное не превратилось в бессмысленный обряд.

Или когда человеку скажут: "Ну, что же ты некрещеный? Все ведь вокруг крещеные, а ты почему-то - нет", и он придет сюда, наша задача будет состоять в том, чтобы крещение, сейчас или потом, стало для него действительно вхождением в Церковь. Например, мы никогда не крестим человека просто по первому обращению. Конечно, у нас нет полугодовых катехизаций, как в некоторых своеобразных общинах, но нет и противоположного: когда кто-нибудь просит покрестить его, и, независимо от мотивов этого человека, не спросив, что он думает и чего хочет, говорят: "Ну, завтра приходи, приноси крестильную рубашку, тапочки, столько-то рублей, и мы тебя покрестим".

- Есть ли так называемый предэкзаменационный наплыв студентов в университетский храм?
- Да, конечно. Это банально и, к сожалению, очень неглубоко. Бывали случаи, что в этот период нам не хватало толстых свечей - они сразу заканчивались. Логика простая: за вступительные экзамены тонкая свечка - не свечка, поэтому тонкие свечи перед сессией даже и не спрашивают. Но, конечно, такая экзаменационно-сессионная религиозность не делает человека христианином.

- Вы каким-то образом пытаетесь влиять на эту ситуацию?
- Безусловно, но наше влияние заключается в том, что мы просто не провоцируем "церковного магизма", ведь для приходской жизни существует очень большой соблазн создать культ какой-нибудь святыни, будь то икона или мощи, и советовать обращаться к ним за помощью по тем или иным поводам, в частности, в нашем случае - это помощь в сдаче экзаменов.

Мы не занимаемся специальной пропагандой иконы Божией Матери "Прибавление ума" или "Неупиваемая чаша". Они, естественно, есть в храме, и перед ними помолятся те, кто понимает. Но у нас нет каких-либо указателей, что студентам надо подойти к такой-то иконе, поставить там десять свечей, и с экзаменами все будет в порядке.

- Отец Максим, планируется ли открытие храма на территории комплекса зданий МГУ на Воробьевых горах?
- Вообще-то рядом с главным зданием МГУ есть храм Святой Троицы на Воробьевых горах. Если вы имеете в виду комплекс общежитий, то они ведь разбросаны по разным местам. Университет достаточно велик, и в этом смысле нужно быть последовательным: либо иметь один университетский храм, либо храм при каждом факультете. В принципе я "за", хотя пока это, конечно, мои теоретические, умозрительные пожелания.

С другой стороны, я не вижу особой проблемы доехать от главного здания МГУ до Татьянинского храма, который находится в центре Москвы. Кроме того, открыв храм там, где он был, мы восстановили университетскую историческую традицию и апеллируем к ней, но как только мы попробуем открыть новый храм на Воробьевых горах, то мусульмане попробуют создать там мечеть, иудеи - синагогу и т.д., так же как получилось это и на Поклонной горе. А я не уверен в позитивности присутствия многоконфессионального центра в Московском университете.

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
"Студенческий" храм

Что такое домовый храм при Московском университете? Не значит ли это определение, что его прихожанами могут быть только студенты и преподаватели МГУ, а "простым смертным" сложно попасть в эту общину? Оказывается, совсем наоборот: в храме мученицы Татианы рады всем приходящим, а в особенности - молодежи. О современном студенчестве и миссионерстве в стенах МГУ с настоятелем университетского храма протоиереем Максимом КОЗЛОВЫМ беседует Роман МАХАНЬКОВ

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.