На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Культура №0'0000

Смешарики. Начало конца.


Версия для печати
26.12.11, 15:10

22 декабря авторы «Смешариков» представили первый полнометражный фильм о своих знаменитых героях. Сидя на премьерном сеансе в полупустом зале, я пыталась понять, что заставило режиссеров изменить идее, которая верой и правдой служила им более семи лет? Как могло случиться, что креатив свелся к банальностям, а тонкий юмор – к примитивному стебу?



Эти забавные головоноги, каких рисуют маленькие дети, впервые взявшие в руки карандаш, оказались удивительно жизнеспособны. Появившись в 2004 году, они самим своим существованием упорно опровергали все сетования о вырождении отечественной мультипликации. Даже многие из тех, кто встретил шарообразных героев в штыки, постепенно превратились в их почитателей. Их можно было критиковать за схематичность компьютерных рисунков, однако примитивность видеоряда с лихвой компенсировалась сочной драматургией и тонким психологизмом персонажей. Их можно было упрекнуть в плагиате: Совунья казалась близкой родственницей Совы из «Вини-пуха», Бараш порой сильно смахивал на ослика Иа. Да и силуэты героев как будто были рисованы с доброго старого советского Винни. Но все эти мелочи легко прощались и даже воспринимались как некая преемственность. Гораздо важнее было другое — смешарики подарили нашим детям (и не только им) новую, современную российскую мультипликацию, именно такую, которая отзывается на запросы поколения, сформировавшего свои вкусы на аниме и не готового довольствоваться продукцией Союзмультфильма 70-х.

«Смешарики» создали особый мир – теплый и безопасный, в котором отсутствует зло, зато есть дружба, абсолютное доверие и даже, страшно сказать, любовь. Условность этой реальности подчеркивалась и нарочитой упрощенностью рисунков, и оторванностью острова смешариков от прочего мира. Даже не оторванностью, а существованием в каком-то ином измерении. Оказалось, что в таких нереальных условиях можно с успехом обсуждать реальные жизненные вопросы любой сложности – от веры в Деда Мороза до поисков смысла жизни. Самые что ни на есть серьезные темы в остроумной интерпретации авторов мультфильма становились доступны и интересны детям, а взрослые получали возможность увидеть наболевшее в новом, незамыленном ракурсе (серию про Копатыча, которого друзья пытались спасти от нездорового пристрастия к меду, я бы в обязательном порядке показывала на группах реабилитации алкоголиков).

«Смешарики» ввели в российскую мультипликацию жанр особого мультсериала, где каждая серия – веселая притча, самодостаточная, лаконичная и наполненная смыслом. Тот факт, что таких притч за семь лет накопилось две сотни, поистине поражает воображение. Уже где-то на сотой серии в голову начали закрадываться мысли о том, что на таком высоком градусе креативности невозможно держаться бесконечно, что скоро все это кончится... И вот, похоже, момент настал – уютный мир смешариков безжалостно разрушен его же создателями. Поступок вполне понятный. Конечно, от любого проекта можно устать. Но как бросить то, что уже принесло и продолжает приносить славу, престиж, деньги? Бросить нельзя. Но можно полностью изменить концепцию и попытаться вдохнуть в старый проект новую жизнь…

Пока неизвестно, обретут ли смешарики вторую жизнь. Но уже ясно, что с появлением фильма «Смешарики. Начало» их первая жизнь закончилась. И хотя режиссер сериала Денис Чернов утверждает, что в трехмерном мультфильме по сути ничего не изменилось, на самом деле изменилось все. Во-первых, герои вышли в большой мир. Их круглая страна, существовавшая в нигде и в никогда, никак не контактирующая с реальностью, в один момент превратилась в банальный остров, расположенный не так уж далеко от цивилизованного материка с небоскребами и обилием светящейся рекламы. И оригинальная сказка мгновенно переместилась в плоскость стандартного мультипликационного экшена. Мир нового фильма – опасный и жестокий, в нем царят деньги, цинизм и пошлость. В нем «каждый сам за себя». В общем, возьмите любой боевик, и найдете то же самое — положительных героев, противостоящих несправедливой системе. Ничего нового. И даже тот факт, что мир ленты населяют такие же шарообразные существа, в принципе ничего не меняет, зато полностью лишает смешариков их прежней исключительности. Теперь они – такие же как все.

Во-вторых, новый формат принципиально меняет стилистику. Критики уже отметили, что с технической точки зрения новый фильм – это прорыв. В отечественной мультипликации наконец-то появилось качественное 3D. Конечно, за державу можно порадоваться. Но за сериал – вряд ли. Легкая, как воздушный шарик, сказка в стиле, близком к доброму шаржу, успешно обходившаяся несколькими значимыми штрихами для обозначения тонких чувств и сложных характеров, оказалась раздавлена серьезностью и обстоятельностью трехмерного изображения. Новый фильм может по праву гордиться трюками, сделанными по последнему слову Голливуда. Борьба со стихией, балансирование над пропастью, бабочки, вылетающие из экрана в зал, - все эффектно и реалистично, все как в типовом трехмерном блокбастере. Но… «Смешарики» перестали быть смешными!

Ну и, наконец, необратимые изменения претерпели некоторые персонажи. Например, работящий и недалекий любитель грядок Копатыч неожиданно оказался уставшим от жизни и довольно циничным артистом, а педантичный изобретатель Пин – простым охранником музея. При этом фильм преподносится как приквел, то есть предыстория тех двухсот серий, в которых дети привыкли к совершенно другому Копатычу и другому Пину. «Я теперь не знаю, как мне относиться к Копатычу. Он раньше все время смеялся и играл на гармошке, а здесь даже ни разу не улыбнулся», - растерянно констатировал мой десятилетний сын. Такая ломка образов просто не укладывается в детских головках, еще не умеющих проводить четкие границы между фантазией и реальностью. Ребенку ведь не объяснишь, что режиссер просто очень хотел угодить всем – и взрослым, и подросткам – и для этого решил постфактум перекроить собственное детище. А ведь до сих пор авторам легко удавалось удерживать у экрана аудиторию самых разных возрастов – от маленьких детей до их бабушек и дедушек. Причем, это как будто не было сверхзадачей, а получалось как-то само собой. Что же произошло? Наверное, то, что довольно часто происходит с успешными проектами: свобода творчества закончилась, началась жизнь по правилам мира киноиндустрии. О том, сколь бесчеловечны эти правила, нам как раз и поведали авторы фильма «Смешарики. Начало». Так что не исключено, что самих авторов в конце концов настигнет судьба их героя, и они, уподобившись Копатычу, тоже начнут мечтать о безмятежной жизни на фантастическом острове, где нет ни порабощающих стандартов, ни вечной борьбы за кошельки зрителей, ни формата 3D.

Евгения ВЛАСОВА

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.