На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Культура №0'0000

Сидя на красивом холме


Версия для печати
04.11.11, 11:01

В продолжение спора вокруг церковной интеллигенции мы предлагаем познакомиться с размышлениями протоиерея Георгия Белодурова по следам фильма Александра архангельского «Жара» и колонки известного библеиста и переводчика Андрея Десницкого, опубликованной на нашем сайте.

Прот. Георгий Белодуров, С октября 2006 г. клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма г. Твери и сотрудник миссионерского отдела Тверского Епархиального Управления.


Появившийся на канале «Культура» и в сети Интернет фильм «Жара» продолжил рассмотрение ставшей в последнее время актуальной темы «Интеллигенция и Церковь». Тема интеллигенции 70-80-х годов будоражит мысли о том, что была «иная Церковь» (митр. Антоний Сурожский, прот. Александр Мень и им подобные) и «иная интеллигенция» (Б.Пастернак, С.Аверинцев, Н. Трауберг и др.), которые благодаря особому таланту «участников процесса» смогли установить между собой особые высокие отношения, ставшие источником особых благодатных экзистенций, создавших неповторимый климат того университетско-кухонного фрондерства, который и представляется создателям фильма главным поводом для ностальгии. Не подвергая сомнению значение выдающихся личных качеств участников тех событию, считаю тем не менее отметить один весьма существенный момент. 70-80-е годы прошлого столетия были годами «застоя». То есть таким временем, когда страна погрузилась в интеллектуальный и духовный сумрак, с одной стороны, и одновременно ослабли репрессии на всякое инакомыслие с другой. Ослабли, но не до конца. И в таких условиях интеллигенты той эпохи научились жить своей внутренней потайной жизнью – читать между строк, смеяться над КПСС и правящей идеологией себе под нос… иными словами, «держать в кармане фигу». Вырабатывается особый язык тайных знаков подтекста в искусстве. А тугодумы в худ.советах пытаются отсеивать и запрещать произведения литературы, кинематографа и других видов искусства, несущие эти тайные знаки. Все перечисленное является проявлением процесса, который можно назвать Внутренней Эмиграцией Интеллигенции 70-80-х годов. Внутренняя эмиграция могла принимать и особые устойчивые формы. Самой простой было чтение книг – это были самые разные книги, но все они становились предметами обсуждения, книгообмена и обмена идеями. Американская классика(можно назвать не менее десятка авторов первой половины ХХ века) и лучшие авторы из Латинской Америки, немцы, французы, англичане; отечественные писатели деревенщики и городская проза, просто хорошие книги все это читалось, препарировалось на предмет внутреннего кода(тайных знаков). К сожалению самиздат и тамиздат для большинства интеллигентов был в те годы просто недоступен. Походы с откровенными смелыми песнями у костра, в кругу проверенных, надежных друзей породили движение КСП(Клубов самодеятельной песни). Слеты КСП проводились в те годы с соблюдением сложных конспиративных мероприятий(в лесу, вдали от крупных центров, и обязательно с петляющей, как следы зайца, дорогой к главной поляне слета. Духовная эмиграция предполагала наличие и особых религиозных путей, отличных от псевдо-религии Научного Коммунизма с ее пророками Марксом, Энгельсом и Лениным. Многие интеллигенты увлеченно занимались йогой. Появление документального фильма «Индийские йоги, кто они?» перевело йогу из полузапрещенных в разрешенные увлечения. В связи с улучшением отношений СССР с Индией в 50-е годы вышло несколько фундаментальных работ по индийской религиозной философии, из них крупнейшая – двухтомный труд неоведантиста С.Радхакришнана «Индийская философия», который и в более поздние годы находился в открытых фондах библиотек. И конечно некоторой части интеллигенции удалось решить задачу внутренней эмиграции уйдя в Церковь. Неслучайно в фильме «Жара» мы встречаем одного из персонажей, который чуть не совмещает церковность и йогу. Для некоторых духовных эмигрантов тех лет и Православие, и Католичество, и Йога лишь разные формы бегства от удушливой реальности тех лет. Это бегство может принимать и иные формы – наука, коллекционирование, но все это обязательно содержащее особые интеллектуальные и духовные глубины, где может развернуться талант интеллигента и главное, чтобы это было ИНОЕ! Отличное от унылого серого цвета социалистического бытия. И более, исподволь проскальзывает мысль, что все это, «духовное» в принципе, почти равноценно. Равноценно, как нары на которых гниют в ГУЛАГе гонимые люди(православные, католики, буддисты), ибо в центре интеллигентского сознания находится человек, в частности он сам. Интеллигенты с вечными вопросами и своей сердечной тугой.

Сидя на красивом холме,
Я часто вижу сны, и вот, что кажется мне:
Что дело не в деньгах, и не в количестве женщин,
И не в старом фольклоре, и не в Новой Волне -
Но мы идем вслепую в странных местах,
И все, что есть у нас - это радость и страх,
Страх, что мы хуже, чем можем,
И радость того, что все в надежных руках;
И в каждом сне
Я никак не могу отказаться,
И куда-то бегу, но когда я проснусь,
Я надеюсь, ты будешь со мной...

(с) Борис Гребенщиков

Это типичный текст интеллигента из внутренней эмиграции, живущего в "странных местах" социалистической коммунальной системы.

И вот в результате внутренней эмиграции интеллигент попадает в Церковь. Каков его дальнейший внутренний путь? Встречает ли он в Церкви Бога, или рассматривает Церковь как культурное пространство, относиться к которому нужно с теми же мерками что и к внешнему выхолощенному миру марксизма-ленинизма? Я подразумеваю, что он обладает типичным для нашего современника багажом критицизма и скепсиса. Однако Церковь гонима, и само ее мученичество, сама гонимость со стороны ненавистного режима располагает к Ней сострадательное интеллигентское сердце. Поход интеллигенции в Церковь призвал к активному служению таких священников, которые обратили к новообращенным интеллектуалам драгоценные евангельские слова «Познайте Истину и Она сделает вас свободными». Уже этого одного для многих было достаточно, чтобы почувствовать, что ты выбрал хорошее направление для своей внутренней эмиграции. Однако Церковь не исчерпывается внутренней свободой и стойкостью против гонения. Церковь идет дальше: Она подводит человека к Богу, и теперь человек должен опознать Его. И если он опознает Бога, узнает как Творца, как истинное Бытие, как Начало всего доброго в мире и в себе, узнает Его как Центр Мироздания, как Онтологию, то человек после этого уже не может быть тем, кем он был раньше. Он становится Новым человеком, живущем во Христе. И это происходит не в нем, а с ним, - на самом деле, по существу, а не по интеллектуальном схемам, найденным в книгах и выступлениях митрополита Антония Сурожского или протоиерея Сергия Булгакова. После такой перемены, окружающие, как правило, замечают в этом человеке некое мнимое фарисейство – внимание к постам, усердная молитвенная жизнь, отказ от йоги, театра и прочего «невинного интеллигентского баловства», сосредоточенность на духовной христианской жизни. Но если он не опознает Бога, если Бог останется в нем как некая идея, как часть его внутреннего мира, то этого изменения в интеллигенте может не произойти. И отсюда вопрос, как и всегда ли перерастает Церковь, бывшая некогда убежищем от «жизни по лжи», в иное качество, в Новую Жизнь? Ведь Бог и Церковь должны вырасти в интеллигенте-неофите до уровня, который выше его личности, а иначе Церковь остается для него на том утилитарном уровне, когда «Церковь для меня», а не «я - для Церкви». И в этой ситуации человек начинает судить, что в Церкви правильно или не правильно, а некоторые еще и пытаются Церковь спасать. И нет в этом ничего удивительного, веде Церковь находится в системе его внутренних координат, в которых субъект - мера всех вещей и "сам себе бог".

Всякий, а особенно интеллигентный христианин, должен разрешить в себе дихотомию: «Я в Божьем мире» или «Бог в мире моем». Это вопрос едва ли не самый важный с точки зрения интеллигентного, и в частности научного разума. Невозможность принять первый вариант («Я в мире Божием») порождает «крик души»: Почему Церковь не стала для меня тем-то и тем-то?… Пока интеллигент не осознает себя в Церкви, в пространстве Божественного Промысла, в иерархии любви и благодати, пока не откажется от «церкви» в качестве детали своего духовного интерьера, в котором он удобно разместился со своими собратьями-интеллигентами за чашкой кофе в теплом кресле, или среди древних фолиантов музейного книгохранения,или еще где-то, до тех пор не будет у него конца претензиям и неудовлетворенность, не какими-то «поповскими мерседесами», а самая глубокая неудовлетворенная духовная жажда будет оставаться в человеке. Только покинув мир своего индивидуализма и шагнув в мир Божий можно утолить эту жажду Вечного Добра, Чистой Божественной Любви и Высшего Смысла. Равно как и любая попытка построить адекватное религиоведение в рамках парадигмы «бог в человеческом мире» обречена на провал. А такие попытки не прекращаются и сегодня, например в социологии и философии религии. Человек, и человечество в целом - часть Божиего мира, а не иначе. А иначе что такое Религия светским наукам будет не понять.

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.