На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Главная тема №6(17)'2005

«С верой переносить трагедии легче»


Версия для печати
12.10.05, 23:23

Владыка Феофан на похоронах жертв Бесланской трагедииНаверное, нет в нашей Церкви другой такой епархии, на долю которой за последние годы пришлось бы столько бед, сколько перенесла Ставропольская. Грязевые сели и снежные лавины, война в Чечне, Беслан, Нальчик… Правящий архиерей епархии, епископ Ставропольский и Владикавказский ФЕОФАН знает, что нужно делать в чрезвычайных ситуациях и как утешить попавших в беду людей.

-- Владыко, когда вас назначили на Ставропольскую кафедру, вы были готовы, что ко всем архипастырским заботам у вас прибавится еще одна и очень серьезная -- чрезвычайные ситуации?

-- Трудно сказать: был готов или не был. Ведь христианин, а особенно пастырь и уж тем более архипастырь, должен быть готов к самому главному -- жертвенному служению. К тому же, надо прямо сказать, для меня чрезвычайные ситуации, особенно терроризм, не были чем-то новым, я уже был знаком с ними по тем послушаниям, которые были на меня возложены ранее. Это, прежде всего Иерусалим, где я нес послушание с 1977 по 1982 годы в Русской Духовной Миссии. Если вы возьмете международную хронику тех лет, вы увидите, что это был самый разгар терроризма.

-- Да-да, время кровавых терактов: взрывов на базарах, в автобусах…
-- в других средствах массового передвижения. И даже в детских садах! В мою бытность в Иерусалиме произошел и совершенно особый трагический случай, когда убили двух монахинь в нашем Горненском монастыре. Вот, через что пришлось пройти… Затем, вы помните, наверное, непростые годы раннего постсоветского периода -- это и 1991 год, и 1993-й. Мне пришлось выполнять очень сложную миротворческую, переговорную миссию. Буквально под дулами автоматов я ходил в Белый Дом на переговоры по благословению Святейшего Патриарха. Так что, видите, в какой-то степени я был готов к обстановке чрезвычайных ситуаций.

-- А чисто физически вам не трудно? Была ли у вас какая-то подготовка: служба в армии, например?
-- В армии я, конечно, служил. При этом, я не думаю, что здесь так уж важна физическая подготовка. Самое главное -- не физическая, а духовная твоя сила. Имеешь ли ты веру в Бога? Имеешь ли твердое убеждение, что как Господь благословит -- так и будет с тобой, но ты должен сделать всё, чтобы предотвратить большую беду.

-- А что может и должна делать Церковь в чрезвычайных ситуациях? Какова ее роль?
-- Очень велика. Очень важно быстро сориентироваться, дать оценку происходящему, соразмерить свои силы. Чтобы не очертя голову бросаться под дула автоматов, а разумно, не щадя воистину своего живота и ничего не боясь -- даже и террористов -- вести переговорный процесс, утешать тех, кто страдает. А если это катаклизмы стихийного характера, то тем более Церковь должна быть в первых рядах. Ведь обычно стихия приносит сразу же множество бед, разрушений, смертей.Беслан. Перед штурмом В такой ситуации родственники погибших или пропавших без вести находятся в очень тяжелом положении, в глубокой растерянности. Надо сразу же идти утешать, надо давать надежду, даже когда надеяться на что-то очень трудно. Особенно людям, далеким от веры. Верующим всё-таки легче переносить трагедии, потому что они знают, что есть воля Божья, есть попущение Божье и есть возможность соединения с близкими через молитву. А вот неверующим трудней. Их ни в коем случае нельзя отталкивать: мол, мы только своих выберем, православных, и с ними и будем работать, а неверующие пусть сами по себе. Ни в коем случае этого делать нельзя! Здесь-то и надо быть добрым самарянином, перевязывать раны, возливать елей и вино, дать приют и кров, обуть, одеть, накормить…

-- А скажите владыко, в вашей грозной, боевой, так сказать, епархии есть какой-нибудь отряд духовенства, предназначенный для участия в ЧС? Вообще, может быть такая структура должна быть на уровне всей Церкви?
-- Нет, я не думаю, что обязательно должно быть такое церковное МЧС. Но в Церкви всё-таки должны быть сведения о людях -- в первую очередь, о духовенстве – готовых и способных к участию в чрезвычайных ситуациях. У меня, например, есть люди, на которых я могу положиться, которые готовы пойти в любой момент, в любое место, куда им будет благословлено. Прежде всего, это, конечно, монашествующие, но есть и белое духовенство, и миряне. Вот самый простой пример: станица Слепцовская в Ингушетии. Совсем рядом с Чечней, буквально двадцать минут -- и Грозный… Как раз там, вы помните, похитили священника, отца Петра Сухоносова, останки которого мы до сих пор не можем найти. Так вот, там требовался священник, поскольку ведь и храм есть, и люди наши там живут. Когда я обратился к духовенству, сразу же согласился один монах, а с ним в Слепцовскую поехали его родители, отец и мать. Но туда надо было еще одного священника -- чтобы и в Грозный ездить. И вот приходит женатый священник -- у него и дети есть -- и говорит: «Владыка, мы посоветовались с женой и решили: поедем туда, чтобы помочь…».

-- Существует ли у вас какая-нибудь система оповещения между приходами, когда начинается стихийное бедствие?
-- Естественно. Система самая простая -- мобильный телефон. Я требую от всех, особенно от тех, кто мне постоянно нужен, чтобы у меня была возможность с ними быстро связаться в любое время дня и ночи, чтобы у всех были телефоны. А если нет телефона -- чтобы через близких я быстро мог бы их найти.

-- Каким должен быть священник, чтобы он был полезен при ЧС? Что он должен уметь?
-- Прежде всего, конечно, -- это глубокая вера и горячее сердце. Второе -- довольно крепкие нервы и большая выносливость. Но самое главное: у такого священника должна быть любовная сострадательность. Все остальное приложится.

-- Какие у вас отношения с властями Северной Осетии? В Москве, например, власти не любят, когда посторонние предлагают свои услуги при ЧС…
-- А у меня здесь как раз наоборот -- очень добрые взаимоотношения с властями. Во время бесланской трагедии это позволило мне быть вместе с пострадавшими. Ни у кого даже не возникало вопроса «а зачем вы здесь, владыко?» И до этой трагедии все видели, что владыка вместе с народом везде: в школах, в университетах, в воинских частях -- все привыкли, что владыка всегда рядом. Поэтому вопроса даже не стояло, зачем я там.

-- Вы можете вспомнить, что вы делали в этот трагический для России день? Как вы узнали о теракте?
-- В то утро мы закладывали в Нальчике, в Кабардино-Балкарии, новый собор. Был президент республики, губернатор Ставропольского края, полномочный представитель президента. И вдруг, только окончилась закладка -- сообщение, что террористы захватили школу. Я сразу сажусь в автомобиль и еду в Беслан. Через сорок минут я уже у школы и вхожу в оперативный штаб. В первые сутки после захвата, в самые первые страшные часы мало кто общался с тысячами людей вокруг школы, чьи дети, близкие томились внутри. И вот тогда я принимаю решение идти к этой огромной массе людей, -- я никогда не назову их толпой. Это были матери, близкие, родственники, объединенные ужасным горем. Я начал, насколько это было возможно, успокаивать их. В те первые мгновения у меня даже не было помощников никого из духовенства…

-- После теракта вы предпринимали какие-то действия, чтобы убедить осетин не мстить чеченцам? -- Конечно -- и убеждал, и требовал, и просил, и молил, чтобы не случилось этой большой беды. Иногда приходилось говорить с людьми довольно жестко. Довод был у меня всегда один: сейчас весь мир уже осуждает террористов, а если вы кого-нибудь изобьете, прольете кровь ингуша или чеченца, то будете на одном уровне с террористами. Я говорил: случись такое, все забудут о Беслане, а будут вспоминать и говорить о вас, что вы ничем не отличаетесь от террористов! Это оказывало действие.

-- Что за люди -- православные кавказцы? Вы можете охарактеризовать ваших прихожан?
-- Больших отличий от православных людей центральной России нет. Хотя, конечно, у кавказцев свой темперамент, более горячий. Но вот, что несомненно: Кавказ без веры немыслим. Знаете, какая у них тяга к вере! Например, в прошлое воскресенье я крестил сразу тысячу человек, тысячу! И накануне, в субботу -- триста. Люди крестятся целыми семьями: дети, взрослые, старики. С одной стороны, такой всплеск возник после Беслана, с другой -- накопилась тоска по вере. И здесь, на Кавказе этот приход к вере -- не пустой звук, это глубоко. У кавказцев вера -- это не игрушка, это жизнь. И, возвращаясь к вашему предыдущему вопросу, вера для них -- сдерживающий фактор. Я имею в виду то, что если бы Осетия не была православной, то, учитывая менталитет Кавказа, мы не избежали бы междоусобицы.

-- Чем объясняется столь пристальная ваша забота о бесланских матерях? -- Тем, что это самые несчастные люди! Ведь у тех матерей, у кого дети погибли, боль так и осталась. Они видят: вот отправляются оставшиеся в живых дети к бывшей школе, вот едут на отдых в Италию, на лечение в санатории, -- и все время думают: здесь мог быть и мой ребёнок. А кто их утешит? Как раз слово священника, слово епископа для них очень важно.

-- Какие у вас впечатления после поездки с матерями Беслана в Иерусалим?
-- Знаете, когда мы ехали на Святую Землю, это были люди, целиком и полностью подавленные глубокой тоской, безнадёжностью. Так вот, в Иерусалиме я впервые увидел на их лицах улыбки. Они явственно начинали понимать, что не безнадёжно потеряли своих детей.

-- Сейчас светские СМИ громко критикуют власть за действия в Беслане. А в ваш адрес слышна критика? -- Нет, никто не критикует. Меня ведь не упрекнешь в каком-то бездействии. Там же тысячи людей были, и все видели, как я на своих руках выносил убитых, раненых, отпевал тут же, прямо в гараже, погибшего «альфовца». Мне кажется, это было впервые, когда после такой трагедии в адрес Русской Православной Церкви не было брошено ни одного камня. И слава Богу!

-- Владыко, что вы посоветуете человеку, попавшему в чрезвычайную ситуацию? Что он должен делать в этом случае?
-- Самое первое -- не забывай о Боге. Второе -- ни в коем случае не унывай, быстро сосредоточься, оцени ситуацию: где ты находишься, какие у тебя есть средства для того, чтобы выжить. Но ни в коем случае не забывай о том, кто рядом с тобой! Смотри вокруг себя! Хорошо, что ты остался жив, но может, кто-то нуждается в твоей поддержке, может, ты кого-то в силах спасти. Не думай о спасении только своей шкуры, а помогай и другим!

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.