22 декабря в культурном центре «Покровские ворота» известный московский священник и телеведущий протоиерей Алексий Уминский представил читателям свою новую книгу «О чем говорит Христос», вышедшую совсем недавно в издательстве «Никея», а также поделился собственными соображениями относительно современной церковной жизни и рассказал про кенийское православие.
Книга, датированная 2012 годом, именно он значится на титульном листе издания, содержит беседы известного пастыря на Евангелие от Марка, и призвана стать простым, но глубоким путеводителем по евангельскому тексту: «Сегодня Евангелие находится на периферии церковной жизни, мы ценим и прилепляемся сердцем к второстепенным вещам, а когда они меняются очень страдаем, у нас исчезает почва из под ног, но это лишь следствие того, что Евангелие отошло для нас на второй план», – убежден автор. Его беседы должны стать удобным введением, способным облегчить чтение Писания, не подменяя, впрочем, самого чтения. План книги отражает именно эту концепцию, толкования не разрывают, а предваряют текст Евангелия, без интерполяций, то есть целиком, напечатанный во второй части книги.
Презентация издания и вопросы из зала составили только вторую половину вечера, первая совсем неожиданно оказалась посвящена православию в Кении, а вернее прошлогодней поездке священника в эту африканскую страну в составе съемочной группы «Православной энциклопедии», телепередачи, уже не первый год выходящей на канале ТВЦ под руководством отца Алексия.
Сегодня православная Церковь в этой стране переживает удивительный подъем, всего в Кении насчитывается более миллиона православных христиан, действует десятки храмов и даже семинария. Все началось со встречи в Эссексе небогатого и в целом равнодушного к религии уроженца Кипра, будущего архиепископа Макария, с архимандритом Софронием (Сахаровым), учеником и биографом известного православного подвижника преподобного Силуана Афонского. Эта встреча перевернула жизнь молодого Макария (тогда Андрея), так что тот бросив музыкальное образование на Британских островах отправился во Францию, где благодаря помощи кипрского митрополита будущий просветитель Кении получил богословское образование. Защитив диссертацию в Оксфорде Макарий становится немногочисленной греческой общины в Кении, там деятельный миссионер переводит богослужение, Евангелие и отеческие сочинения на более 30-ти местных языков. Сегодня он единственный белый священник в стране, где православные храмы, выстроенные из камня соседствуют с глинобитными хижинами аборигенов.
Один из секретов успеха кенийского миссионера: уважение к национальным традициям. Литургия тут завершается плясками под тамтамы, а христианам в первом поколении разрешают оставить несколько жен, когда племя принимает новую веру: в Кении среди местных жителей распространена полигамия, дети рожденные в христианском браке, как правило женятся браком моногамным, но родителям разрешается оставить жен, приобретенных до крещения, и жить «ветхозаветным чином», чтобы не разрушать семью.
«Сегодня мы стоим на пороге нового старообрядчества. – Уверен отец Алексий. Его слова на контрасте с африканским опытом звучат особенно выразительно. — В чем состоит наше воцерковление? Три канона перед причастием, утреннее правило, пост… Так мы и бегаем по этому церковному кругу. Мы убеждены, что Евангелие нас не касается, ведь даже его чтение у нас превращается порой в некое подобие молитвенного правила: положено прочитать главу в день, вот мы и читаем. Это и моя личная проблема, евангельский дух не становится содержанием нашей веры. Почему? В каком-то смысле это отражение нашего естественного стремления к комфорту. Церковь сейчас как никогда стремится к благоденствию, а Евангелие разрушает любой комфорт, оно прямо противоположно ему. Вот почему мы подменяем Евангелие всяческими традициями, которые потом ожесточенно защищаем. Вопрос богослужебного языка становится для нас определяющем и настолько болезненным, что мы называем друг – друга «Иудами» в пылу полемики, только потому, что кто-то не согласен с нашей точкой зрения! Забывая при этом про дух Любви, но какая разница как расставлена мебель в квартире, если в доме нет любви? Какая разница, на каком языке служить, если в Церкви нет духа Любви и духа Свободы?»
Отец Алексий в целом согласен с идеей русификации богослужебного чтения текстов Священного Писания: «Но без любви, такая русификация приведет только к расколу, который разрушит Церковь, – предупреждает известный пастырь. – Чтение Евангелия – это личный труд, и он не сводится только к богослужебному чтению», – особо подчеркивает он.
Вопрос о послушании, заданный из зала продолжает тему любви. Послушание, это не беспрекословное подчинение приказам, уверен отец Алексий, это взаимное служение в духе любви и свободы: «Так же как родители служат детям, а дети служат родителям». Он не согласен, когда послушание подменяется исполнением циркуляров церковного начальства. «Родители прислушиваются к детям, поэтому и дети слушаются родителей. Мы за этот год пережили несколько ужасных эпизодов: самоубийство священника в Вятке, смерть другого в Изборске, после бурного спора с государственным чиновником. Ни архиерей, ни Патриарх не отреагировали на это, но Церковь не может больше молчать, сегодня антицерковной пропагандой она поставлена в такие условия, что она просто вынуждена будет меняться. Это становится ясно из тех дискуссий, которые сейчас сотрясают Церковь, из тех слов которые публично произносят многие священнослужители и миряне. И я уверен, что в нашей жизни многое изменится» — завершил вечер известный протоиерей.
Кроме того, помимо уже названной книги отец Алексий анонсировал выход еще двух: одна из них, адресованная новоначальным, посвящена таинству Евхаристии и является почти подстрочным комментарием к чину Литургии, вторая — сборником проповедей, произнесенных протоиереем Алексием Уминским в московском храме Святой Троицы в Хохлах, настоятелем которого он и является.
Дмитрий Ребров
Версия для печати