Они приехали в село Горки 18 лет назад. Молодой священник Михаил Патола и его супруга, матушка Ксения. Это потом в селе открыли дом милосердия для престарелых и детский приют для мальчиков. А тогда… «Приход небогатый, - сказали отцу Михаилу в епархии, - но храм восстанавливать нужно». «Лес, речка есть? - переспросил батюшка. - Не пропадем». Собирался рыбу ловить, грибы и ягоды собирать, но жизнь заставила взять на себя руководство всем хозяйством села.
СПРАВКА
Отец Михаил Патола родился на Украине, в Тернопольской области, недалеко от Почаева, в обыкновенной крестьянской семье. Дед был когда-то церковным старостой. После средней школы окончил профессиональное техническое училище по специальности токарь, отслужил в армии, женился, работал на комбайновом заводе. В 1983 году поступил в одесскую семинарию, служил дьяконом на Полтавщине. В 1986 году рукоположен священником на приход в храм Рождества Христова с. Горки Красненского района Белгородской области.
Благодатное
Приход действительно был небогат, но зато вокруг - сотни гектаров жирного чернозема. «Чтобы восстановить храм, нам пришлось искать нетрадиционные пути дохода, и я взял в аренду несколько гектаров земли, - вспоминает о. Михаил. - Выращивали рожь, горох, сахарную свеклу, гречиху, подсолнечник. Средства, вырученные за урожай, в основном шли на церковные нужды». Видя, как спорится у священника дело, односельчане выбрали его директором загибающегося, с миллионными долгами хозяйства, которое еще недавно называлось колхозом «Зори коммунизма». С благословения владыки батюшка сменил название на ООО «Благодатное» и на общем собрании предложил схему выхода из кризиса. Приход сельского храма взял кредит в банке и выкупил хозяйство. Вырастили урожай, расплатились с кредитом и, взяв еще один, закупили сельхозтехнику.
Из разговора с работниками ООО «Благодатное».
- Ничего, что священник, лишь бы работал хорошо. Справедливый человек, видит, как к кому подойти.
- С ним хоть работа и зарплата есть, вокруг нас-то многие хозяйства с молотка пустили, коров порезали, земля в запустении. Если он бросит хозяйство, не знаем, что тут будет.
- Батюшка очень помогает нам материально, мало ли какие расходы выпадут, кто ребенка в лагерь отдыха отправляет, кому зубы надо лечить, у кого сын в армию уходит.
А еще о. Михаил проложил в селе асфальтовые дороги, строит и покупает дома, а затем продает их в рассрочку новым работникам - переселенцам. Причем первые два года денег с них не просит: людям обустроиться надо, оглядеться. «Всего в этот проект мы вложили около миллиона рублей, - показывая дома, говорит о. Михаил. - Как по-другому людей на село привлечь и удержать? Только три фактора и есть - работа, зарплата, жилье… Ну и помощь в получении образования, кто учиться хочет. Мне квалифицированные кадры нужны. И в хозяйстве, и в приюте…»
На его столе гора писем. Надпись на конверте: «Белгородская обл., с. Горки, отцу Серафиму» (как только не называют - улыбается батюшка) или: «Председателю колхоза села Горки, Белгородская обл., он же - отец Михаил, он же - настоятель сельской церкви». Люди просят принять их. Поток писем не только из стран СНГ - Казахстана, Узбекистана, Белоруссии, из разных уголков России тоже пишут...
«Мне горько читать эти письма, - говорит о. Михаил,- и больно отказывать. Но всех же не приютишь. Да и некоторые профессии не подходят, с получением гражданства помочь тоже никак не могу. Люди, конечно, мне нужны. Но молодые, семейные, с детьми, владеющие сельскохозяйственными профессиями и чтоб с алкоголем не дружили. 40 процентов из тех, кто приезжает, отсеивается. Беда в том, что у них сложилось представление о селе по рекламе “Домик в деревне”. Реальность же более прозаична».
Всего в хозяйстве у батюшки работает более сотни человек (в селе Горки около тысячи жителей, более 200 домов). ООО «Благодатное» производит зерно, подсолнечник, сахарную свеклу, горох, гречиху, мясо, молоко. Но животноводство - не основное. Какая тут выгода, если литр молока 3,5-процентной жирности у хозяйства покупают по 4 руб. 10 коп. - дешевле литра минеральной воды. Однако батюшка считает, что без животноводства оно не будет полноценным. Проиграл на мясе, молоке, зато выиграл на подсолнечнике, а если с умом подойти… Под зиму подсолнечник стоит в два раза дороже, чем осенью, но его нужно уметь сохранить. Главное, налажены отношения с надежными партнерами, покупателями продукции. Для многих крестьянских хозяйств сегодня это серьезная проблема.
Батюшка четко отслеживает спрос на рынке. Например, сейчас становится невыгодным производить сахарную свеклу, т.к. на нее от года к года падает цена. Значит, надо переходить на овощные культуры - капусту, помидоры, огурцы.
Учится о. Михаил на ходу. В его «офисе» две полки книг по сельскохозяйственной тематике (бывало, после вечерних молитв справочник агронома читал). Конечно, одно дело - теория, совсем другое - практика. Но если ко всему этому приложить природную сметку, совет специалиста и молитву, дело пойдет.
Поначалу было трудно со специалистами, привыкшими работать по старинке. «Они мне, извините за выражение, лапшу на уши навешают, а когда сам начинаю вникать, то вижу - ищут для себя наиболее легкие пути. А наиболее эффективные и экономные для хозяйства отсекают - работать же надо. В животноводстве том же масса своих премудростей. Например, на свиньях очень негативно сказываются родственные связи. Давайте, говорю, мы закупим в другой области часть свиней. Закупили, процесс пошел совсем иначе.
Как руководитель хозяйства, я должен обладать знаниями механика, инженера, агронома, зоотехника, ветврача. Разбираться в семенах, запчастях, пестицидах. Если сложный вопрос, я советуюсь со специалистом в районе, потом со своими, анализирую мнение двух-трех человек и тогда делаю вывод, как нужно делать».
Молитвы и штрафы- Бывают ли сложные ситуации, когда человеческих возможностей уже недостаточно, чтобы решить какую-то проблему? - спрашиваем мы.
- Милые мои, - улыбается батюшка, - да они у меня каждый месяц. Ношу с собой молитву святому мученику Харлампию, который просил Бога, если будет прославлен, стать заступником трудящемуся на земле. Молюсь ему и чувствую его заступничество.
Был случай, когда на Красненский район налетела американская бабочка. Гусеница этого насекомого за сутки способна съесть целое поле сахарной свеклы. Только хруст стоит. В других хозяйствах засуетились: надо же травить бабочку - урожай потеряешь. «А у меня не было денег на отраву, - говорит о. Михаил. - Подумал только: на все, Господи, Твоя воля. Помолился. И поднялся такой сильный ветер, что унес всю эту бабочку неизвестно куда.
Или другой случай. Вопреки всем срокам и сельскохозяйственным правилам засеял поле гречихой позже, чем нужно. Не было у меня ни людей, ни времени раньше это сделать. Вокруг хозяйственники посмеиваются: «Романыч (так в обиходе называют батюшку), у тебя ничего не вырастет». Погоди, посмотрим. И представьте себе, погодные условия сложились в этом году так, что их поля раньше времени сорняками заросли, и уже точно ясно, что урожая, к сожалению, не будет. А у меня еще есть надежда - и влажно, и солнце, и пчелы опыляют.
«И если раньше работники хозяйства относились к молебнам и молитвам скептически, то сейчас такого уже нет», - говорит батюшка. Но с другой стороны, на Бога надейся, а сам не плошай. Привыкшим к расхлябанности нужна строгость. Едет тракторист в поле - отец Михаил благословляет его молитвой. «Я постараюсь, Романыч, но тут уж как Бог даст». - «Бог даст, если поле хорошо засеешь. А от этого зависит твоя зарплата».
Был случай: один тракторист не засеял 10 гектаров земли. Или двое скотников напились, не задали корм скоту - удой снизился на 200 литров молока. Директор вычел у них из зарплаты. «За что, Романыч?» - «За упущенную выгоду, ребята. Представьте, вы стекольщика к себе в дом позвали. А он стекло разбил. Возьмете вы с него за стекло? Так же и я - поле вспахал, проборонил, а ты не посеял, кто мои расходы оплатит?» Однажды в коровнике сдох теленок. Но скотинка не может же сама по себе помереть, рассудил директор хозяйства, значит, кто-то недоглядел. Сторож? Заведующий фермой? Ветврач? Батюшка оценил ущерб и у всех, по мере вины, вычел из зарплаты. Случаи падежа сразу прекратились.
Вечную российскую болезнь батюшка с первых же дней пресек на корню. «Я людям с первого дня объяснил: государству до нас нет дела. Если сами себя не станем спасать, никто нас спасать не будет. Любишь выпить - живи, как хочешь. К работе не допущу». Поначалу любители спиртного думали, что их все равно наймут, больше же нет никого. Оказалось иначе. Один призадумался и злоупотреблять перестал, с другим навсегда распрощались. На свободные рабочие места приехали работники из соседних сел и переселенцы. Страх окончательно потерять работу заставил многих взглянуть на ситуацию по-другому.
Так же строго о. Михаил борется с воровством. Если одного поймали за руку, расплачивается вся бригада. И работники сами пресекают случаи воровства. «Нужно тебе молоко, сено, зерно? Возьми в счет зарплаты. По себестоимости. Но зачем же Бога гневить, ты же у себя самого воруешь!» - говорит батюшка.
- Не мешает ли руководитель хозяйства настоятелю храма?
- У нас все отлажено: Богу - Богово, кесарю - кесарево. Если совпадают праздник и рабочий день, с утра составляем план, люди занимаются своими делами, а я иду на службу. Но, конечно, в большие праздники работу, в которой нет острой нужды, стараемся не делать. Но кормить, поить, доить скотину нужно всегда. Эту обязанность с нас никто не снимал.
Свою миссию я вижу в том, что это хозяйство позволяет жителям села сохранить смысл в жизни. Хотя, честно сказать, хозяйство - это хобби. Выведу его на рентабельный уровень, расплачусь с долгами - и поставлю директором надежного человека, чтобы финансовую подпитку нашему социальному центру обеспечивал. А сам целиком посвящу себя детскому приюту и дому милосердия.
Старый и малый
В России это редкость - когда объединены в один комплекс дом престарелых и приют для сирот (нам известен только еще один такой случай - в оренбургском Саракташе). Но отец Михаил считает, что те и другие нуждаются в тепле, любви и заботе и могут это подарить друг другу. Сейчас батюшка обдумывает идею открытия приюта и для девочек. А еще у стариков остается жилье, которое можно передать выросшему в приюте молодому человеку. Идея дома престарелых родилась, когда после службы о. Михаил увидел, что старики не хотят уходить домой: у одного сын-алкоголик, у другой все умерли, дом пустой… «И тогда я решил организовать приют для односельчан, - вспоминает батюшка. - Но когда посоветовался с архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном, владыка благословил создавать приют для всех жителей области. Сейчас в нем 42 человека. Постепенно он перерос в целый комплекс с пищеблоком, прачечной и т.д.». Руководить приютом архиепископ благословил матушку Ксению.
На фото – один из корпусов богадельни, который местные называют «центральный холл». Здесь служат молебны, устраивают праздничные застолья, концерты. Здесь же и отпевают усопших насельников.
«Приют для престарелых, как позже и приют для беспризорников, - рассказывает матушка, - односельчане восприняли настороженно». Со временем разобрались, что это рабочие места для них же самих и островок стабильности, прибежище в грядущей старости. Дом милосердия во имя
святой Ксении Петербуржской финансируется за счет муниципальной власти, помогает и владыка, есть частные пожертвования. Здесь проводятся турниры по настольным играм, поют хором, отмечаются дни рождения, светские и православные праздники. По желанию старички помогают на кухне (яблоки на сушку крошат, картошку чистят). «Я хочу ухаживать за ними как за своими родителями, в этом потребность моей души, - говорит матушка Ксения. - Мне приятно видеть улыбки на их лицах, что они сыты, одеты, живут в тепле и уюте».
В отношении кадров для приюта матушка проводит жесткий отбор: милосердие и честность нужны обязательно. Как-то раз взяли на работу паренька-повара. В один из дней, когда матушка отсутствовала, этот парень «сэкономил» на сыре для стариков - половину взял себе. «Спрашиваю: “Зачем ты это сделал?” – “Вот у меня бабушка больная”. – “А здесь здоровые и молодые собрались? Ты свободен”».
Детский приют существует всего два месяца (сегодня там живут 14 детей от 5 до 13 лет из Белгородской области). «Поначалу возникли проблемы с ребятами, которые пришли из детского дома. Они были очень агрессивные, одичавшие. Я тревожилась, что они не найдут общего языка с сельскими детьми. Но, слава Богу, пока все нормально. Дружат, ходят друг к другу в гости».
В приюте есть живой уголок, где ребята сами ухаживают за домашними животными, компьютеры, фильмотека. С этого года в сельской школе второй батюшка, о. Сергий, и его супруга будут вести основы православной культуры.
Слушая рассказы матушки о живущих здесь стариках и детях, поражаешься, насколько схожи по своей трагичности их судьбы.
Над бабушкой Таней (имена изменены) измывался пьяный сын, отбирал у нее пенсию. Две недели пожила в доме престарелых, попросилась домой: за газ заплатить нужно. А дома уже не только ковер пропит, но и отрава для тараканов. И дня там не провела, вернулась назад.
Бабушку Анну дочь захотела забрать домой. «Зачем, спрашиваю, вы едете? - вспоминает матушка Ксения. - Ну как же, отвечает, это же дочь моя. Я перечислила на счет дочери накопленные пенсионные деньги (25 процентов пенсии остается у пенсионера, остальное поступает на счет дома престарелых). Неделю бабушки не было, а потом мы нашли ее, неухоженную, у наших ворот. Пенсию пропили, стала не нужна».
На глазах пятилетнего Толи мать в пьяном угаре зарезала отца. Сейчас она в тюрьме. На службе он просит у матушки Ксении две свечи, одну за папу, которого нет, и одну за маму, чтоб была здорова.
Удивительно, что старики и дети все равно любят тех, кто их бросил. Одна бабушка (90 лет, дочери 70) до самой смерти скрывала, что у нее есть дочь, боясь, что ту могут заставить платить алименты. Отправляла ей свою долю пенсии. 11-летний Коля (мать бросила его в возрасте одного года), побывав в гостях у вконец опустившейся мамы, мечтает: «Куплю машину, построю большой дом и будем там вместе с мамой жить».
Насельница богадельни справляет юбилей
Приход
- Ну а что же приход, увеличился ли за эти годы? - спросили мы у о. Михаила.
- Активных прихожан сейчас около ста человек. Остальные ходят по большим праздникам или по необходимости (ребенка покрестить, венчаться, отпеть умершего и т.д.).
Отчасти благодаря постоянным прихожанам храм стал центром, притягивающим не только верующих, но и вообще всех жителей села. «Если раньше все наши праздники были разделены, - говорит батюшка, - то сегодня грань между людьми верующими и неверующими я постарался стереть. В церковный праздник все, у кого нет срочной работы, отдыхают. Если светский праздник, я приглашаю ансамбль, туда же зову свой приход. Но только не в пост. 9 мая в храме служим молебен, делаем праздничный обед для ветеранов».
Памятник Ленину в 100 метрах от храма отец Михаил не убирает принципиально. Чтобы не сказали: встал священник у власти и снес памятник Ленину, чем он тогда от коммунистов отличается: «К чему повторять чужие ошибки? Пусть лучше на нем дети учатся: вот, был такой дядя, который повел за собой обезумевшие массы, они свергли царя и решили жить без Бога. А к чему это привело - посмотрите вокруг».
«Жизнь священника - это проповедь, - считает о. Михаил. - Она должна быть чистая, на виду у людей. Я благодарен судьбе и Богу, что у меня появилась возможность чем-то помочь людям. И дай Бог служить здесь до конца своих лет».
Татьяна СВЕТЛОВА
Версия для печати