На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №3(10)'2004

Портрет поколения: 30-летние
Христианин в светском коллективе, его позиция, искушения и сложности, которые могут возникать, — этой теме посвящен наш опрос


Версия для печати
13.05.05, 13:44

РАСТОРГУЕВ Алексей Анатольевич,
капитан второго ранга Военно-морского флота, служит в главном штабе ВМФ, 37 лет:

— Коллектив у нас в управлении разнохарактерный, но никто не говорит, что верить нельзя и что все это ерунда. По большей части людям безразлично, во что ты веришь, чем занимаешься и с кем общаешься вне работы. Есть немало тех, кто в свое время был искренним коммунистом, а сейчас у них на стенах кабинетов висят иконы — в основном праведного Феодора Ушакова и святителя Николая Чудотворца. Есть те, кто искренне интересуется духовными вопросами, но стесняется проявить этот интерес активно. Один мой сослуживец считает себя атеистом, но охотно берет у меня почитать церковные книги и возвращает их с неизменной и искренней благодарностью. Может, его приход к Богу — это вопрос времени?
Катехизаторскую деятельность на работе я не веду, не чувствую в себе ни сил, ни возможностей, но, когда разговор заходит о вере, могу поделиться личным опытом, впечатлениями и переживаниями. Бывает, рассказываю о встречах с интересными православными людьми, про случаи, близкие к чудесным. Думаю, что не надо кричать на каждом углу, что ты православный, постоянно декларировать это. Нужно вести себя так, чтобы, глядя на тебя, людям захотелось узнать, почему ты такой, а не другой. Единственное, чего я хочу — это никого не оттолкнуть от Бога. Чтобы кто-то, захотев идти ко Христу, посмотрев на меня, не сказал: «Вот Расторгуев вроде верит, а он такой, что мне с ним не по дороге». За ухо к Богу никого не приведешь. Главное — не вызвать отторжения.

ГРЕЧИЩЕВА Анастасия Александровна,
музыкант, 37 лет:

— Я занимаюсь старинной музыкой: играю на лютнях и теорбах. Круг людей, с которыми общаюсь по работе, очень небольшой. Атеисты среди них встречаются редко. Даже неверующие музыканты по большей части очень деликатно относятся к духовным вопросам. Вообще, музыка, и в особенности старинная, — это нечто такое, что «утончает» человека.
У меня есть несколько знакомых, которым после слушания классической музыки вдруг открывалось знание, что есть Бог. Это было абстрактное знание, эмоциональное, но потом у них начинался нормальный «рабочий» путь к вере. Одна моя близкая подруга весьма в этом преуспела, а крестилась она студенткой училища, когда услышала «Страсти по Матфею» Баха.
У меня бывали конфликтные ситуации, особенно в неофитский период. В церковные праздники или посты мне было неловко играть светскую музыку, старалась от этого отстраниться. Но это не могло долго продолжаться. Я подошла за советом к батюшке, и он мне тогда весело сказал: «Хвалите Господа со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях! Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе!»

ГОЛОВЕНКО Сергей Александрович,
слесарь-водопроводчик, 31 год:

— После армии в 1994 году я пошел работать на водоканал, чтобы заработать себе на жилплощадь. Коллектив у нас по трудовым качествам прекрасный, по взаимовыручке превосходный, но что касается жизни религиозной — то тут полная пустота, апатия. Хотя многие крещеные. Может, это советская закваска? Не знаю.
Воцерковляться я начал примерно с 1997 года, и отношение ко мне на работе стало меняться. Я, к примеру, перестал участвовать в мероприятиях с употреблением спиртного, и это встречало непонимание. «Был ты хороший парень, — говорили мне, — а испортился, как стал ходить в церковь». Многое приходилось слышать, и даже откровенную хулу. Бывало, что, встречая меня, говорили не «добрый день», а ругали батюшку нашего матерным словом. Для них служение в священном сане было лишь коммерцией.
Отношения начали налаживаться тогда, когда я поступил так, как принято поступать в миру: на оскорбление ответил грубостью. Я до армии был спортсмен. И когда один мой соработник другого вероисповедания стал цепляться ко мне, я терпел час, а потом все же не сдержался — и он получил тот отпор, который только и мог его остановить. И тут я услышал: «Ты человек не совсем дурак, и сила есть, так чего ты?»
Со временем все эти страсти по поводу того, что я хожу в церковь, все-таки улеглись. Я в этом видел смысл жизни — и люди стали это понимать. Народ видел, что для меня это действительно серьезно — и начал относиться ко мне спокойнее, даже вопросы о вере задавать. Святой Иоанн Русский сохранил веру в плену у турков, а я среди своих был в некоем плену.

СПИЦЫНА Валерия Анатольевна,
замдиректора и учитель истории в профтехучилище, 36 лет:

— Я всегда хотела быть педагогом. А почему история? У меня в школе была замечательная учительница, и она помогла сделать этот выбор. После института я пошла работать в ПТУ, правда, без всякого желания. Я тогда упиралась руками и ногами: «Вы что? В ПТУ? Ни за что!» А теперь уйти не могу. Потому что поняла, как это важно и нужно. У нас учится немало трудных детей из неблагополучных семей. Помогать им и видеть, как они за три года изменились, как у них в глазах какая-то искорка появилась, — это дорогого стоит.
Считаю ли я, что преподавание истории — особая ответственность? Конечно. Сейчас большинство учебников предлагают совершенно изуродованную историю. Казалось бы, много дополнительной литературы, но то, что предлагают современные авторы, скорее запутывает, чем помогает. Меня в работе сильно выручает история Церкви. Я поняла, что история Русской Церкви — это и есть история России.
Разумеется, в училище я не скрывала, что верующая, да это и не скрыть. Из-за этого бывало и бывает много проблем — и поверхностных, и глубинных. Скажем, празднование 8 марта. Или когда приходишь к директору и как его заместитель должна обсудить возникшие трудности, сказать, что такой-то работник не сделал того-то... Но как человек верующий ты обязана к нему снисходительно относиться — и получается противоречие... Трудно.
Думаю, что коллектив у нас обычный. За эти годы, что я работаю в училище, на моих глазах очень многие люди воцерковились. И очень радостно быть свидетелем этого. Заниматься на работе миссионерством? Да, но очень ненавязчиво, чтобы людей не пугать, не отталкивать. По принципу Серафима Саровского: «Спасайся сам, и вокруг тебя люди спасутся».

ПОЛЯКОВА Мария Александровна,
офис-менеджер в туристической компании, 33 года:

— Я всегда выбираю работу по коллективу. В первую очередь обращаю внимание на атмосферу в нем. Мне важно, чтобы это был не американский тип взаимоотношений, когда каждый за себя. Считаю, что между сослуживцами должна присутствовать человечность, взаимовыручка.
Одно время, когда только начала ходить в церковь, я противопоставляла себя остальным: «Вот, я верующая!»
С неофитским рвением всех пыталась привести к вере. Многие мои знакомые, глядя на меня, ужасались. Некоторые даже говорили, что после разговоров со мной и в церковь идти не хочется. Слава Богу, я поняла, что так поступать нельзя. Сейчас стараюсь быть сдержаннее в разговорах о вере, тем более на работе. Личный пример убедительнее всяких слов.

СЕМЕНОВ Иван Николаевич,
журналист-телевизионщик, 33 года:

— Когда у меня должен был родиться ребенок, я обнаружил, что живу на зарплату преподавателя церковного училища сестер милосердия и растить ребенка не могу на эти деньги. Я стал искать другую работу, и в результате, как и большое количество моих друзей, выпускников филологического факультета университета, я по пути наименьшего сопротивления оказался на телевидении.
На работе знают, что я верующий. Я бы даже сказал, что у нас целая православная общинка, пусть небольшая. Все относятся очень сочувственно к тому, что есть люди верующие, и даже это эксплуатируется в целях правильного информационного освещения религиозных праздников или каких-то событий, связанных с религией. На телевидении сотрудники — по крайней мере, информационного отдела — очень сочувственно относятся к Православию. Впрочем, встречаются и такие, которые не любят православных, но они могут встретиться где угодно, не только на работе.
При этом информационное телевидение — это очень политически ангажированное явление, а это предполагает большое количество неправды. А поскольку верующему человеку должно быть врать неприятно, то всякий раз, когда приходится заниматься враньем или даже не самому врать, а участвовать во вранье, возникает внутренний конфликт. Оправдания этому нет. Но есть утешение: если бы верующие вообще не работали на телевидении, оно стало бы еще хуже — так говорят некоторые священники.
Что касается того, остаются ли у меня силы на посещение храма, то было время, когда работа отнимала так много энергии, что я чуть не умирал. Но даже и тогда у меня оставались силы ходить в храм. Потому что, если бы этих сил не оставалось, я бы давно умер.

ИСАЕВ Александр Федорович,
сомелье (продавец-консультант) в магазине элитных вин, 34 года:

— Любая работа подходит православному человеку, если она не идет вразрез с его верой, с установлениями Церкви. Среди святых есть такие, которые в мирской жизни были купцами, занимались торговлей.
Интерес к винам у меня идет от любви к Франции, ее истории, языку, литературе — я закончил переводческий факультет иностранных языков Института имени Мориса Тореза и являюсь специалистом по этой стране.
На любой работе время от времени возникают обстоятельства, когда обязанности входят в противоречие с убеждениями. Для меня чаще всего — это когда необходимо быть на дегустациях в постные и в праздничные дни. И я тогда просто на дегустациях не присутствую. Если я принял какое-то решение, то не отступаю. Бывает, конечно, что по своему нерадению и теплохладности допускаю какие-то шаги, о которых потом приходится жалеть.
Безусловно, на работе знают, что я верующий. Скрывать это или не скрывать — каждый человек выбирает по своим силам, по своему восприятию мира. Я не считаю нужным умалчивать об этом. Нет рецептов на все случаи жизни, как лучше вести себя верующему человеку в неправославной среде. Вы можете совершенно спокойно работать в коллективе, где много мусульман и иудеев, и ваше отношение к Православию будет восприниматься ими нормально, а можете работать с людьми, которые по крови, по принадлежности к вероисповеданию должны быть близки вам, — и не найти с ними общего языка.
Должен ли верующий человек заниматься на работе миссионерством? Думаю, что да. Если для окружающих разговоры о вере — это не просто пустомельство или ерничество. Часто случается, что задают вопросы только для того, чтобы подловить на слове, поболтать, посплетничать, посмеяться над верой. От таких ситуаций надо уходить.
Но если человек искренне спрашивает, надо ему по мере своих возможностей объяснять и ни в коем случае не уходить от ответа, ведь за это потом спросится. Это должно понудить любого православного человека заниматься самообразованием — больше читать Закон Божий, Евангелие, святых отцов... Нехорошо выглядит тот человек, который называет себя православным, но не может дать ответа на самые простые вопросы.

ТИМОШЕНКО Юлия Владимировна,
художник, 35 лет:

— Я всегда очень боялась оказаться в ситуации, когда ради работы надо поступаться убеждениями. Я молилась, чтобы со мной этого не было. И пока, слава Богу, все обходилось.
Были другие искушения. У «Крематория» есть одна песня безобразная, и там говорится, что у творчества три источника: тунеядство, пьянство и разврат. И для огромного количества моих работ, сделанных в молодости, еще до крещения, подобные состояния были источниками вдохновения. Позже, став верующим человеком, я по-другому взглянула на эти картины. Меня они тянули назад. Мне не хотелось, чтобы они были в доме, чтобы дети их видели. И тогда я их все уничтожила — огромную кучу работ...
Мне постоянно не хватает времени. Ведь нужно успеть и заказ к сроку сдать, и детей накормить-напоить-выгулять, поговорить с ними... Это трудно. Всегда что-то страдает: или работа, или дети. Хватает ли сил на посещение храма? Ну а как же! И это не так, что мы последние силы тратим на храм, нет, посещение храма дает силы жить и работать.

Рубрику подготовила София БЕР-ТАМОЕВА
Фото Андрея РАДКЕВИЧА



Комментарий священника
Как вести себя православному, если на работе приходится участвовать в чем-то, не соотвествующем его христианским убеждениям? Человек разделяет ответственность с коллегами, но реально изменить почти ничего не может. Или как быть, если на работе видишь проявления безнравственности и распущенности? С этими вопросами мы обратились к духовнику нашего журнала, настоятелю храма во имя Благоверного царевича Димитрия протоиерею Аркадию ШАТОВУ.

— Моя покойная жена работала в доме культуры МГУ руководителем студенческого театра. Однажды мы с ней были у отца Тавриона (Батозского) — был такой замечательный старец, он жил в пустыньке под Ригой. Вот она у него и спрашивает: как ей работать, можно ли идти на какие-то компромиссы. Он ответил очень твердо: никаких компромиссов у христианина быть не должно. А если возникает ситуация, когда приходится идти на компромисс, то надо идти работать гардеробщицей, и там уже никаких компромиссов не будет. Лично мне кажется, что если что-то на работе смущает совесть человека, то он должен эту работу менять. Ко мне, например, обращалась художница, которая оформляет книги. Ей предложили оформлять книгу, где были атеистические и антицерковные высказывания — например, что человек произошел от обезьяны, — и она спрашивала, как ей быть. Я сказал, что нехорошо браться за такую работу.
Конечно, это вопрос очень тонкий. В древности были каноны, запрещавшие христианину заниматься определенными видами деятельности: например, женщинам запрещалось быть актрисами. Сейчас, конечно, такого списка профессий составить нельзя, а значит, в каждом случае человек должен решать по совести. Правда, и сейчас есть занятия, про которые все ясно: я, например, уверен, что христианин не может работать в казино или делать аборты. Менее вопиющие случаи разобрать сложнее: бывает, люди говорят плохо о Церкви по недомыслию, по невежеству, бывает — по своей простоте. Бывает, человеку больше негде работать, а он умирает с голоду. Известны случаи, когда человек работал, например в советское время, на нежелательной для христианина работе, но сохранял свою веру. Вот пример: у отца Владимира Воробьева мама была учительница литературы, работала в школе при Институте Гнесиных. Так вот, она преподавала литературу — причем очень успешно, у нее потом все поступали в вузы, — но, например, «Поднятую целину» Шолохова она с учениками не проходила. Как она умудрялась это делать, я не знаю, но это так. А многие ее ученики потом стали христианами, хотя она прямо и не проповедовала.
Что касается непристойного поведения на работе, то мне кажется, что это еще хуже, чем какие-то высказывания о Церкви. Потому что если человек искренне выражает свои убеждения, то это даже хорошо, это может стать началом диалога с ним. А вот распущенность — это очень опасно, особенно для людей юных. Вот меня часто спрашивают, можно ли дружить с тем или иным человеком. Здесь есть один принцип, который можно перенести и на отношение к работе: если, работая с этими людьми, я свидетельствую о Церкви и Православии и вижу, что они делаются лучше, больше узнают о Церкви — значит, эта работа мне годится. Если же все происходит наоборот, да еще и я чувствую, что начинаю терять веру и становлюсь хуже — рассказываю пошлые анекдоты, участвую в непристойных застольях, — с этой работы нужно уходить. Но в любом случае, здесь нужно тщательно все обдумать, помолиться, спросить совета духовника.

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Портрет поколения: 30-летние

От тридцати до сорока — совершенный возраст. Уже есть немалый жизненный опыт, и еще достаточно сил, чтобы плодотворно трудиться. Работа в жизни каждого занимает немалое место: необходимость содержать семью, потребность передавать опыт подрастающему поколению, желание самореализации — мотивы у всех разные. Христианин в светском коллективе, его позиция, искушения и сложности, которые могут возникать, — этой теме посвящен наш опрос

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.