На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №5 (34)'2008

Почему чаще всего вспоминают страдания Христа?


Версия для печати
29.09.08, 12:32

Когда начинать готовиться к похоронам?
С какого возраста надо начинать готовить «смертное»: одежду, обувь для погребения, копить деньги? С одной стороны, надо всегда помнить о смерти, а с другой -- не хочется доставлять хлопот родственникам. Значит, надо готовиться. Но когда начинать? Ирина

Отвечает протоиерей Игорь ИУДИН, клирик Дивеевского подворья в Нижнем Новгороде:

-- Я 13 лет служил в городе Семенове Нижегородской области, это родина Мельникова-Печерского, и там до сих пор сильны многие старообрядческие традиции. Пожилые люди заранее заказывают себе гробы, плетут лапти (покойника там обязательно обувают в лапти). Мы с матушкой рассчитывали доживать свой век в Семенове, тоже заказали себе гробы. Они ежедневно напоминали о краткости и бренности нашего земного бытия. Ежедневное памятование о смерти делает человека собраннее, ответственнее.

Но Господь судил иначе, и мы переехали в большой город. В квартире гробы держать негде, и мы увезли их в деревню, на родину моего отца, где вся наша семья до сих пор проводит отпуск. Если суждено умереть летом, гробы пригодятся, если же застигнет смерть зимой, думаю, дети не поедут за ними специально. Конечно, смерть родителей будет для них большим горем, но материальная сторона наших похорон меня не очень беспокоит. Мы приучили детей трудиться, они все выучились и прочно стоят на ногах. Вот это, пожалуй, для каждого родителя самое главное -- не наследство детям оставить, а воспитать их, вырастить верующими людьми, подготовить к взрослой жизни, научить работать и чтить Бога. Тогда они и своих детей смогут вырастить, на ноги поставить, и о стариках-родителях не забудут позаботиться, в том числе и похоронить по-человечески. Мне кажется, пока есть малые дети, надо не о своем погребении думать, а молить Бога, чтобы Он дал здоровья и сил поставить их на ноги. Нужно помнить, что каждый день может стать последним, и с юных лет и жить по совести, чтобы всегда быть готовым предстать перед Богом. Но думать в молодости о своих похоронах, копить на них деньги, на мой взгляд, странно (если нет тяжелой болезни, при которой велика вероятность ранней и скорой смерти). Это же не вопрос спасения души.
Почему устарели некоторые заповеди Ветхого Завета?
Почему некоторые заповеди Ветхого Завета сохранили свое значение (Декалог, запрет употребления в пищу удавленины и т. д.), а другие утратили его (свинина, нечистые животные типа зайчатины и т. п.). А третьи хоть и не утратили, но не соблюдаются: один из Вселенских соборов запретил есть кровь, а кровяную колбасу традиционно едят во многих странах, включая Россию. С уважением, Феликс

Отвечает диакон Иоанн ШЕВЦОВ, клирик храма св. блгв. царевича Димитрия при 1-й Градской больнице, преподаватель Ветхого Завета в ПСТГУ:

-- Составные части Закона надо различать по их важности и, соответственно, времени их действия. Ветхозаветный Закон в своей обрядовой части дан был лишь на время, до пришествия в мир Спасителя. Своей задачей он имел как прообразование Христа, так и воспитание народа иудейского. Это воспитание состояло в нравственном очищении евреев, чему способствовали не только заповеди Декалога, но и многие обрядовые установления. Так, за совершенный грех приносилась жертва, приучавшая иудеев видеть как сам грех, так и его последствия, среди которых одно из первых -- смерть невинного животного. Cогрешивший человек привыкал к тому, что очищение греха происходит через жертву, через смерть невиновного, что готовило его к принятию Единственной Жертвы совершенно безгрешного Мессии.

Но был и еще один аспект -- многочисленные установления и заповеди (а их в Законе более шестисот, и триста шестьдесят пять из них -- запретительные) тяготили человека, побуждая искать спасение от их гнета, подаваемое через Христа. Таким образом, обрядовые и некоторые иные постановления Закона отменяются вместе с отменой Ветхого Завета: «И возьму жезл Мой -- благоволения и переломлю его, чтобы уничтожить завет, который заключил Я со всеми народами. И он уничтожен будет в тот день, и тогда узнают бедные из овец, ожидающие меня, что это слово Господа» (Зах. 11, 10-11). А нравственные предписания закона сохраняют свою силу и в христианстве. Учение Христа -- исполнение Закона, особенно это видно в Нагорной проповеди.

Что касается неисполнения в ряде христианских стран постановления Апостольского собора о невкушении удавленины или крови (той же кровяной колбасы), то это -- отступление от строгого соблюдения канонов. А вот употребление в пищу свинины или других нечистых согласно закону животных -- как раз и есть отмена обрядовой части Ветхого Завета.

Почему чаще всего вспоминают страдания Христа?
В Церкви много говорится о Крестных страданиях Спасителя. Однако история Церкви знает, кажется, гораздо большие мучения, чем крестные: страдания матерей, перед которыми мучили их детей, или растерзание дикими зверями и т. п. Почему же тогда делается акцент именно на страданиях Христа? Михаил

Отвечает протоиерей Георгий БРЕЕВ, настоятель храмов иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне и Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, духовник города Москвы:

-- Страдания -- вечная тема. Мало кому удается прожить жизнь без тяжких потрясений. Священникам же чуть ли не каждый день приходится сталкиваться с человеческим горем, болью и страданиями, иногда даже с трагическими отягчающими обстоятельствами. Люди приходят в храм (часто впервые), потому что интуитивно чувствуют -- только здесь, перед Престолом Божьим, их боль может как-то притупиться, стать сносной. Когда мы бываем в интернате для детей-инвалидов, кажется, что там не может быть никакой радости. С одной стороны, это естественная человеческая реакция -- чувствовать чужую боль, сострадать ей, ужасаться, но она может привести и к вашему вопросу: если все человечество страдает, почему мы такое внимание уделяем страданиям одного Человека? Мысль эта по сути ложная. Христос -- не просто человек, а Богочеловек. Нельзя страдания Господа ставить в один ряд со страданиями любого человека, будь это подвижник, добровольно претерпевший мучения, или воин, который доблестно защищал родину, попал в руки врага и в плену подвергся издевательствам. Мы с уважением относимся к их памяти, а мученикам за веру даже молимся, просим об их заступничестве за нас перед Господом. Их страдания -- пример мужества, душевной стойкости. Но ни они, ни даже страдания матерей, на глазах которых мучили детей (вы правы, трудно представить что-либо страшнее), не несут нам освобождения от греха. Изначально страдание противоестественно, оно вошло в мир вместе с грехом. Страдание всегда связано с какой-то переменой, а Бог в своем естестве не меняется, поэтому не страдает. Искупительная Жертва Христа стала возможна только потому, что Сын Божий, по достоинству равный Отцу, родился в мир, принял на себя нашу человеческую природу. Во Христе страдало наше человеческое естество. Он, безгрешный, принял Крестные страдания и смерть за весь человеческий род, чтобы снять с нас повинность греха. Он имел власть вывести из ада души праведников, живших до Него, тем более спасены мы, живущие после Воскресения Спасителя. Вопрос только в нашем желании принять спасение. Два разбойника, распятых вместе со Христом, повели себя по-разному: один еще больше озлобился, а у другого перед смертью открылись глаза, и он своим покаянием исповедовал невинность Спасителя и первым из людей вошел в рай. И с тех пор перед каждым человеком тот же выбор: озлобиться, возроптать или принять свои страдания со смирением, как волю Божию. По мнению многих святых отцов, несение каждым человеком своего креста и есть наша причастность страданиям Спасителя. Вспоминаются слова праведного Иоанна Кронштадтского, обращенные к пресвитеру Алексею Мечеву, тяжело переживавшему смерть своей супруги, доходившему до отчаяния и намеревавшемуся оставить пастырское служение: твоя беда ничто перед океаном человеческого горя, ты забудь свою скорбь и всеми силами души служи тем, кто во множестве будет приходить к тебе в отчаянии и безнадежии. Пресвитер Алексей Мечев, внимая словам великого праведника, стал исполнять его совет, горячо принимая участие в злостраданиях и несчастьях пасомых, и силою пастырской Христовой любви преодолел свою скорбь и стал опорою и помощником многим москвичам. Человеческое горе и страдания в своей кажущейся безмерности все-таки временны и ограничены нашей телесной природой. Самым тяжким страданием, по утверждению великих подвижников, является потеря благодати Святого Духа, в особенности хула на Духа Святого, из-за чего страдания, носящие временный характер, могут стать вечным уделом.
Можно с уверенностью сказать, что вопрос о страданиях неисчерпаем и говорить на тему страданий можно с совершенно разных позиций, но по малому своему опыту могу сказать: если не постичь смысла страданий, они могут парализовать и духовную, и душевную стороны нашей жизни и привести к отчаянному состоянию. Если же мы хоть в малую меру прозреваем, что страдания имеют высшее предназначение, они теряют свою власть над душою христианина, и открывается путь духовного оздоровления.

Подготовил Леонид ВИНОГРАДОВ

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.