На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №3(10)'2004

Первый человек в храме
Как много зависит от того человека, которого первым встречаешь в храме, знают все. Первым же обычно встречаешь сторожа или продавщицу из «свечного ящика» — именно от них мы, получается, ждем так многого. А каково приходится им?


Версия для печати
08.09.04, 17:10


Наш корреспондент Инна КАРПОВА побывала в нескольких храмах Москвы, чтобы познакомиться с жизнью притвора. Оказалось, что у «первых людей» храма накопился немалый опыт общения с людьми, приходящими в церковь.

Странные люди

У многих прихожан в запасе есть истории про эдаких «змеевидных старушек» из храма, которые неласково обходятся с посетителями: могут отругать за внешний вид, одернуть за то, что не туда встали, не вовремя пришли — «только полы вымыла!».
Оказывается, у тех, кто работает в храме, историй про чудных прихожан — не меньше. Кто кошечку отпеть просит, кто требует невиданных и несуществующих икон, «про которые мне экстрасенс говорил», кто — адрес монастыря, «где за день по пять тысяч заработать можно». Требуется большое терпение, чтобы всегда и всем отвечать приветливо, понимая, что человек спрашивает не из вредности, а по неведению. Нужно уметь не теряться и спокойно отвечать на самые неожиданные просьбы. Рассказывает Сергей, сторож храма и студент медицинского училища:
— Сижу я как-то вечером, уже храм собираюсь закрывать, и вдруг входит мальчик. Негр. Одет прилично, в ушах наушники, на боку плеер. «Я, — говорит, — от подруги вот иду». — «Очень приятно, — говорю. — И что?» — «Да я вот что-то заблудился, переночевать у вас хотел...» Стал я его расспрашивать — где живет, откуда едет. Долго с ним мучился, священника позвал, думали, решали — тот никак уходить не хочет. Так и уложили его в притворе на банкетке... Но это — исключение, вообще-то в храм мы никого ночевать не пускаем.
Пока мы беседовали с Сергеем, в притвор вошел мужчина и потребовал, чтобы его проводили к настоятелю. На вопрос, по какому делу ему нужен настоятель, мужчина рассвирепел — заскрежетал зубами, стал часто-часто креститься (видимо, чтобы удержаться от крепкого слова).
— Что, у вас тоже бюрократия?! А в храм-то ваш можно зайти? Вход свободный?!
Молодой сторож не прекращал улыбаться и этим, видимо, особенно раздражал мужчину.
— Конечно свободный, заходите.
— А как храм работает?
— Вот расписание висит.
— А как должен работать?
— Как настоятель благословит, — говорит Сережа.
Мужчина от злости опять стал часто-часто креститься и пыхтеть. Потом все-таки взялся за ручку двери, чтобы в храм войти, и почти выкрикнул:
— А должен работать постоянно!!!
(Надо сказать, что этот храм как раз и работает постоянно — каждый день с 6.30 до 20.00.)
К концу диалога я сама готова была скрежетать зубами — раздраженный мужчина меня очень раздражал, он заранее всем был недоволен. Оказывается, когда смотришь с места сторожа, тоже возникает ощущение, что в храм должны приходить только ласковые и кроткие.
Но Сергей сказал, что неуравновешенных людей приходит очень много. «Мне-то что, я здесь не так часто работаю, а вот Михаил Иванович — это да, ему достается». Михаил Иванович о своей работе в качестве «первого человека» говорит: «Надо быть простым, как голубь, и мудрым, как змий. Все промыслительно, и если Господь привел человека в храм, то надо оказать помощь с умом. Даже если человек приходит пьяный, мы не должны его осуждать, у него просто такое воспитание, он жил в такой среде. Если пришел бездомный в ужасной одежде — нужно помочь ему привести себя в человеческий вид, ведь это живые люди, которым самим от этого очень плохо — попробуйте пожить на улице! Правда, некоторые приходят в грязи через несколько дней после того, как получили одежду, и говорят: “Мне нужно это сменить”. Как в гардероб! Тогда я отвечаю: “Простите, родной, почему мы должны переодевать вас через три-четыре дня? Ведь тогда тем, кто действительно нуждается, ничего не достанется”».
«Простите» — любимое слово Михаила Ивановича. Когда он ничем не может помочь, он всегда говорит «простите». И это слово, похоже, спасает от любых чудаков.

Одеть, обуть, накормить...
Бездомные — очень частые посетители храмов, особенно тех, где для них собирают одежду и обувь. Дальше притвора они обычно заходить не хотят и общаются со сторожем или уборщицей. Дальше — «как настоятель благословит»: где-то их гонят (как в одном из московских храмов, куда с «трех вокзалов» тянется нескончаемая вереница самого подозрительного люда), где-то сторожа или свечницы выносят оставленную прихожанами одежду. В храме при 1-й Градской больнице для оперативного реагирования на такие просьбы создали специальный пост, где по очереди дежурят сестры милосердия.
В мой приход дежурила Ирина Наумовна. Спрашиваю, как сегодня идет дежурство?
— Вы опоздали немного, сейчас затишье, а с утра сегодня человек десять пришло бездомных. Обувь просили, но обуви мало осталось. Двоим, у кого размер поменьше, дала. А остальным — рубашки (они все просят черные, но где столько черных найдешь?), двум куртки достались. Особенно приятно было, что они попросили иголку с ниткой. Обычно чуть порвется вещь — сразу выкидывают.
Ирина Наумовна записывает в специальную тетрадь всех, кто был: «Петухов Анатолий Владимирович, 48 г.р., бомж (из Воронежа), был в Афгане, ходит с тростью, инвалид 2-й группы, пенсионное удостоверение №... Выданы носки, пиджак... Шиляев Виктор Александрович, 51 г.р., бомж (из Свердловска), куртка, нитки (унес)...» Такие журналы ведутся уже несколько лет. В большую общую тетрадь заносятся имена, возраст, обстоятельства: где живет, в чем затруднения (со слов человека), какие-то приметы — чтобы можно было его узнать, если он придет еще раз. Записывают, чего и сколько было выдано — и для внутренней отчетности, и для следующих встреч с человеком. Если человека одели всего неделю назад, а он опять пришел за помощью, ему могут отказать (сестры просят приходить за одеждой не чаще раза в месяц).
Пока мы разговаривали, пришел за одеждой еще один бездомный. Ирина Наумовна первым делом протянула ему в пакете треть батона:
— Хлеб нужен?
Мужик взял нехотя — непонятно было: нужен ему хлеб или нет? Или просто брать неловко? Судя по реакции И.Н., психологический анализ здесь неуместен, да и некогда задумываться. И.Н. принесла вещи. Мужчина выбрал рубашку, брюки, посмотрел на пиджак:
— Что-то у вас пиджак... убитый какой-то...
Так и не взял. Не понравился ему пиджак. Хотя вроде хороший был — крепкий, чистый.
Вскоре появилась бездомная женщина — толстая старушка в платочке. Оказалось, что она заходит сюда уже несколько лет, и не старушка совсем — ей всего 48. «Матушка, — говорит, — обуви нет у вас? Мне бы обувь!» Смотрим — у нее на одной ноге кроссовка, на другой — разрезанная тапка, а сама нога — раздувшаяся, неровно покрасневшая, с какими-то струпьями.
— А что с ногой-то у вас?
— Вот, плохая нога такая (плачет). Мне бы трикотаж какой — платьишко. В прошлый раз мне здесь давали платье трикотажное... Вы знаете, пока дошла, так есть захотелось! Может, есть у вас что покушать?
— Вы с ногой обращались к врачу? На Курском принимают без документов. (Дежурные сестры знают все места, куда бездомный может обратиться, и список таких мест периодически у входа в храм вывешивают. А бездомные его периодически с собой уносят.)
— Да, была на Курском в медпункте. А мне говорят: «Ты сидишь на вокзале? Ну и сиди». Меня бы дома в Лысковском районе в больницу положили, я там в колхозе работала, но как я доеду? без денег? Мне бы и паспорт сделали, мне только надо 50 рублей заплатить. Мне бы 50 рублей...
Женщина явно нуждалась в помощи — невозможно же по сырой погоде ходить в тапке и с голыми ногами. Да и врач нужен — судя по всему, у нее было рожистое воспаление, довольно запущенное. Но она сама путалась, что же все-таки попросить. Начала с обуви, потом трикотаж, потом поесть, потом 50 рублей...
— А знакомая моя — она со мной на вокзале сидит — у нее нога еще хуже была, а ее в больницу взяли — знаете, на «Полежаевской»? И приходит потом — нога белая-белая! Вылечили. И кормили там, и в бане мыли, и деньги давали. Хорошая больница. У них там тоже милосердие. Меня тоже туда возьмут.
Было видно, что мечты эти она лелеет давно.
В таких случаях действовать нужно самим. И.Н. решила звонить в «скорую», «бабушка» обрадовалась. И.Н. вызвала врачей и пошла подбирать вещи, а женщина тем временем рассказала мне про свой колхоз, про маму, которая тоже «от ноги» умерла, прослезилась на этом месте. Оказалось, что и деньги у нее бывают — охранникам метро взятки предлагала, чтобы на улицу не гнали. Такая вот жизнь непутевая. Потом приехала «скорая». «Что ж ты, голубушка, так себя не любишь? Так ногу запустила! Ведь молодая совсем!» — сказал женщине бородатый врач и повез в инфекционную больницу.
Потом были и другие люди. Некоторые казались мне подозрительными, но Ирина Наумовна верила им, помогала и объясняла мне потом, как хорошо, что эти люди еще что-то хотят изменить в своей жизни, не сидят сложа руки. Другая сестра милосердия, которая часто дежурит в притворе, сказала так: «Мы не знаем, в каком положении сами можем оказаться. Я вот попала в затруднительную ситуацию, когда мы поехали в паломническую поездку в Дивеево, а на обратном пути ночью у нас сломался автобус. Ничего не было видно, а надо было как-то добираться, ловить случайные машины. И тогда одна женщина стала читать акафист, в котором были слова о том, что Господь дает почувствовать неудобства на нас самих, чтобы мы по думали о людях в таком же положении и помогали им».
Конечно, нужна и рассудительность — особенно когда просят денег (чаще всего — на дорогу до дома). Начинается обычно так: «Я недавно освободился...» Как правило, в храмах денег на руки не дают, поэтому с годами таких просьб становится меньше — срабатывает беспроволочный телеграф. Какие бы справки человек ни показывал, ему все равно предложат: «Давайте мы поедем с вами на вокзал, купим билет и посадим в поезд». Увы, чаще всего люди отказываются. Если же человек готов ехать, ему не только покупают билет, но и провожают на поезд в назначенный час — и только тогда отдают билет, а по возможности еще и препоручают попечению проводника.
Бывает, что отправленный домой человек появляется опять — по привычке к неприкаянной жизни и странствиям. Такого второй раз отправлять домой, конечно, не имеет смысла. Но некоторых помощь храма просто спасает. В одну общину как-то раз пришел перевод из Элисты, на котором значилась незнакомая калмыцкая фамилия. Прихожане долго думали — кто бы это мог быть? Потом вспомнили, что этого человека упоминала женщина, которой помогли уехать в Калмыкию полгода назад. Сумма, неожиданно вернувшаяся в храм, оказалась больше тех дорожных расходов.

Просто выслушайте!
С чем еще приходят в храм в первый раз? С вопросами. Обычно ищущие Бога люди все же предпочитают говорить со священниками. Но бывает, что начинают с «первых людей», а те не всегда знают, что ответить, ведь при приеме на работу продавцом или сторожем не требуют диплома богословского института. Как быть?
В храме Сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище придумали выход: составили специальный «вопросник»-подсказку для свечниц, чтобы они знали, как отвечать на самые распространенные вопросы: о церковных таинствах, о том, чем отличаются простые записки от заказных, когда пить святую и крещенскую воду и т.д. Например, если спросят, что это за день, когда Церковь молится за самоубийц, свечницы, заглянув в «шпаргалку», смогут уверенно ответить, что такого дня нет и быть не может. А вот на все вопросы о колдовстве предписано отвечать, что вы не специалист в данной области, и направлять к священникам.
Иногда в храм приходят, чтобы показать свои стихи на духовные темы — искренние, но беспомощные. Приходят с радостью, с горем. С радостью, конечно, реже. Свечница храма Всех Святых на Кулишках долго вспоминала, когда такое было в последний раз. Потом вспомнила о женщине, которая пришла в храм потому, что у нее родился долгожданный внук. Она спрашивала, кому надо поставить свечку и помолиться с благодарностью.
А вот про несчастья, болезни, катастрофы слышать приходится постоянно. И тут уже каждый в свою меру может выслушать и утешить. Поэтому где-то свечницы ласковые и сердечные, где-то — намеренно отстраненные и на всю жизнь уставшие от рассказов о чужих страданиях.
Разница такая зависит иногда и от самого храма, от его настоятеля. В больничных храмах, например, где общины собираются из тех людей, кто помогает больным, обычно и сотрудники храмов — люди сострадательные. Рассказывает о. Николай Филев, настоятель самарского больничного храма во имя прпмц. великой княгини Елисаветы: «Больница наша — крупнейшая в области, “губернская”. Кроме храма в ней есть и молельная комната на седьмом этаже. Там постоянно дежурит наша сестра милосердия и принимает различные просьбы от больных. Она обучена тому, как всесторонне подходить к человеку, выслушать его внимательно.
И в самом храме с того момента, как человек перешагнул порог, он окружен вниманием и заботой.
С ним беседует наша Ириша — сестра милосердия. Эта традиция сложилась сама собой — наверное, потому, что храм небольшой, конвейера нет. И потом, я сам бывал в приходских храмах, видел, как наши старушки, которых сейчас все меньше и меньше, в силу многих причин рявкали на молодежь. Поэтому мы и взяли курс на то, чтобы в храме все было в духе любви. Ведь в первой христианской общине — апостольской — никто не рявкал друг на друга. Иначе Христова вера не устояла бы».
В общем, люди в притворе — люди с большим опытом. Опытом постоянного испытания себя на терпение, готовность помочь. На этом месте ты слишком виден — каков ты есть внутри. А ведь человек, может быть, шел просто сторожить или просто продавать свечи и не думал, что по нему многие будут судить обо всей Церкви.
Впрочем, по большому счету, все мы постоянно оказываемся в такой ситуации.

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Первый человек в храме

Как много зависит от того человека, которого первым встречаешь в храме, знают все. Первым же обычно встречаешь сторожа или продавщицу из «свечного ящика» — именно от них мы, получается, ждем так многого. А каково приходится им? Наш корреспондент Инна КАРПОВА побывала в нескольких храмах Москвы, чтобы познакомиться с жизнью притвора. Оказалось, что у «первых людей» храма накопился немалый опыт общения с людьми, приходящими в церковь

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.