На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Отцы-передвижники: оправдана ли практика перевода священников?


Версия для печати
28.11.11, 12:40

В Русской Церкви считается нормой переводить священнослужителей с одного места служения на другое: зачастую при таком переводе община созданная приходским священником лишается своего многолетнего руководителя, а священнослужитель, отправляясь на новое место – любимых духовных чад. Насколько оправдана практика таких переводов? По следам осетинского скандала мы обратились за комментарием к публицистам Валентину Лебедеву и Александру Щипкову.

Валентин ЛЕБЕДЕВ, главный редактор журнала «Православная беседа»

Мы живем во времена, увы, обмирщения церковной жизни, привнесения в нее светских и, в частности, бюрократических начал, с одной стороны, (если речь идет о действиях священноначалия разного ранга), и демократических – с другой (если вглядеться в дела и поступки современных верующих). При этом, когда мы говорим о современности, то на самом деле речь идет о последнем столетии.

Вот хотя бы знаменитый Собор 1917-1918 гг. Уже в его деяниях просматриваются демократические тенденции. Памятование об этом действительно исторически значимом событии побуждает некоторых не в меру активных и не очень богословски образованных людей буквально настаивать на обязательном и широком представительстве священников и мирян на Поместном Соборе. А между тем, если опираться на церковные каноны, Архиерейский и Поместный Соборы по своему составу тождественны. Приглашение мирян и пресвитеров на собор, как это практиковалось и в старину, является со стороны епископата, можно сказать, некоторым истощением.

К чему мы говорим об этом? Для того чтобы вспомнить о канонических основах церковной жизни, которые никто не отменял. Где епископ – там и Церковь. Епархия управляется архиереем, а не собранием верующих. В деле управления миряне имеют право лишь в суждении епископа. Подчеркнем – суждении – не более. А мы видим во Владикавказе выступление тысячи и более верующих явно протестного характера, с требованием к епископу Зосиме оставить архимандрита Антония на старом месте служения – в Аланском монастыре. Протестующих поддержали и светские власти, вмешательство которых в управление Церковью канонически недопустимо. Дело пошло и дальше: выдвинулись требования сместить настоятеля собора Георгия Победоносца, отца Тимофея. Все это, конечно, проявление бесчиния. Народная любовь к архимандриту Антонию – одно, но есть и церковное послушание.

Однако если говорить о поступках архиерея, то нельзя не заметить в них проявления тех самых свойственных нашим дням бюрократических начал. Епископ – не генерал, священник – не офицер. Просто приказом, не основанном на соборном понимании ситуации, перемещаться с места на место они, думается, не должны. В данном случае неплохо было бы ознакомиться с трудами богословов, творчески осмысливших применительно к современности, учение святых Отцов, касающееся церковной жизни.

Каким же может и должен, на наш взгляд, быть выход из ситуации, сложившейся во владикавказской епархии? Вспомним, что Церковь – не государство, не правовая организация, но благодатный организм, в котором все зиждется не на принуждении, а на любви, где больший служит меньшему. А потому и в нашем случае средостение может быть преодолено только любовью и, конечно же, послушанием: архимандрит Антоний последует указу епископа Зосимы, а владикавказская паства смиренно признает решением владыки мудрым.

Александр ЩИПКОВ, главный редактор портала "Религия и СМИ", кандидат философских наук, действительный государственный советник 3 класса:

В Церкви существует послушание или, если говорить светским языком, вертикаль власти. В соответствии с уставом Церкви правящий архиерей имеет право переводить духовенство с одного прихода на другой. Принимая священный сан, человек не может не знать церковного устава, следовательно, он понимает, что и его рано или поздно могут перевести. Долг священника – подчиниться решению священноначалия. Церковная иерархия по форме часто напоминает взаимоотношения начальников с подчиненными во многих светских структурах, но кроме формы в этой иерархии, как и во всей церковной жизни, есть глубокое мистическое содержание. Каждый священник совершает евхаристию именем своего правящего архиерея, поэтому крылатая фраза «где епископ, там и Церковь» имеет в первую очередь мистическое значение и только потом административное. Это надо помнить – не может священник литургисать, находясь вне подчинении епископа. Когда он уходит в раскол и существует сам по себе, совершаемая им литургия недейственна, безблагодатна!

Что касается ситуации в Осетии, то я считаю недопустимым поведение президента. Какой бы сложной и спорной ни была церковная ситуация, представитель светской власти не должен выносить публичные суждения о ней, а тем более – выдвигать требования священноначалию. А уж то, что он не принял архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосиму, который хотел встретиться с президентом и объяснить ему сложившуюся ситуацию, просто хамство.

Естественно, священник со временем обрастает паствой, которая переживает, даже если его переводят в другой конец города, не говоря уж о переводе в другой регион. Действительно, это болезненный момент, ведь создание общины – долг священника. Но если священноначалие принимает такое решение, и сам священник, и его прихожане должны отнестись к этому со смирением. Да, иногда кажется, что перевод всеми любимого батюшки, создавшего крепкую и дружную общину, противоречит здравому смыслу. Но в Церкви много вещей, которые не вписываются в здравый смысл – христианство вообще религия парадоксов. И куда Господь ведет того или иного священника, какие ему предуготовлены испытания – вопрос не здравого смысла, а воли Божьей. На нее мы, христиане, и должны полагаться, а не судить мирскими мерками. Церковь не партия. Это если руководителя городской или районной парторганизации меняют, члены ячейки могут не согласиться и даже выйти из партии. И выходят. Но если прихожанин из-за перевода священника в другой приход уйдет из Церкви, значит, что-то в его духовной жизни не так.

Моей семье приходилось много переезжать с места на место, жили мы и в больших городах, и в деревне. И всегда мы ходили в храм рядом с домом, а не бегали по разным приходам в поисках каких-то благодатных батюшек. Как правило, если не сразу, то со временем в этом приходе оказывался священник, который нам подходил. Например, в одном сельском храме в Ленинградской области был простой настоятель, малообразованный, боязливый и слегка чудной. У нас сначала непросто складывались отношения с ним. Но когда познакомились друг с другом поближе, мы увидели, что у него гораздо больше достоинств, чем недостатков. Больше двадцати лет его не видели, а вспоминаем с теплотой. Не бунтовать надо, а молиться.

В будущем, я думаю, возможен возврат к древней традиции выборности духовенства. То есть община сама выдвигает кандидата из числа прихожан и обращается к правящему архиерею с просьбой рукоположить его и поставить им на приход. И несколько таких случаев я знаю в наше время. Как правило, это очень крепкие общины. Но сегодня вряд ли возможно сделать это правилом. Не готовы мы к этому – всего 20 лет прошло после выхода Церкви из 70-летней пропасти. Много новых людей пришло в Церковь, в том числе и в клир, это хорошо, но все они еще должны врасти в церковную традицию. Поэтому выборность духовенства как норма, на мой взгляд, дело очень отдаленного будущего.

Записал Леонид ВИНОГРАДОВ

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Отцы-передвижники: оправдана ли практика перевода священников?

В Русской Церкви считается нормой переводить священнослужителей с одного места служения на другое: зачастую при таком переводе община созданная приходским священником лишается своего многолетнего руководителя, а священнослужитель, отправляясь на новое место – любимых духовных чад. Насколько оправдана практика таких переводов? По следам осетинского скандала мы обратились за комментарием к публицистам Валентину Лебедеву и Александру Щипкову

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.