На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Главная тема №3 (20)'2006

Обратная точка съемки


Версия для печати
02.04.06, 02:32

В конце прошлого года на экраны вышел фильм «Итальянец». На фоне современного кинематографа картина, посвященная приключениям маленького мальчика-сироты, живущего в провинциальном детском доме, выглядит несколько необычно. О том, что его привлекло в сугубо социальной теме, режиссер фильма Андрей КРАВЧУК рассказал нашeму корреспонденту диакону Феодору КОТРЕЛЕВУ.

-- Андрей, вы обратились к такой рыночно невыгодной теме, потому что был специальный заказ? Или здесь кроется какой-то более глубинный интерес?

-- Заказа никакого не было. Тема, связанная с сиротами, волновала меня давно, еще в конце 90-х годов, когда все было очень непросто в нашей стране. Вы помните, было много детей на улице, которые продавали газеты, мыли машины, пытались обеспечить свою жизнь. Для меня эта тема была и больная, и важная. Хотелось как-то рассказать об этих детях -- об их мире, об их жизни. Дети ведь строят свою жизнь по той же схеме, что и взрослые, только более открыто, более непосредственно. Это было интересно, и так возник замысел фильма. Дальше надо было эту идею оформить, и я рассказал о ней одному своему товарищу. Ему она понравилась, и он принес мне статью из газеты «Комсомольская правда» про маленького мальчика, который решил найти свою мать. И как-то все сразу стало понятно. Появился герой и характер, то есть человек, который живет сердцем, действия и жизнь которого определяются не только выгодой, какими-то конкретными задачами, стремлением обустроить свою жизнь, сделать ее лучше -- а определяются просто движением души и сердца. Появился именно герой в таком хорошем, архетипическом смысле. А дальше мы с этой идеей пришли к продюсеру, рассказали, продюсеру понравилось -- и мы написали сценарий и обратились за поддержкой к Федеральному агентству по кинематографии, от которого получили практически стопроцентное государственное финансирование фильма.

-- В контексте фильма ваше представление о герое понятно. А кого вы считаете вообще героем нашего времени?
-- Мне трудно нарисовать портрет героя нашего времени. Но думаю, что для меня это -- все равно наш Ваня Солнцев. А еще безусловный герой -- человек, который написал книжку «Белое на черном»…

-- Рубен Давид Гонсалес Гальего.
-- Да, именно. Такие люди, несмотря ни на что, сохраняют человеческое достоинство, сохраняют силу духа и способны совершать человеческие поступки. И эти поступки таковы, что их смысл, или их цель, или значимость лежит не в горизонтальной плоскости, а в какой-то вертикали, во взлете. Ведь если человек создан по образу и подобию Божьему, то он должен быть достоин этого образа и подобия и не может совершать поступки, которые бы нарушали это соотношение. Современные герои -- это люди, которые способны сохранить образ Божий несмотря ни на что.

-- И подвиг вашего Вани -- это неуклонное стремление найти маму…
-- Да, и главная идея фильма изначально была -- возвращение к матери. Но уже в процессе работы мы поняли, что у нас получается некая аллюзия на возвращение блудного сына, но только как бы со знаком «наоборот» -- возвращение, скорее, блудной матери. Своим возвращением Ваня возвращает мать на определенный путь, на путь правды. Тут, кстати, надо заметить, что первоначальный вариант финала фильма был не такой, как мы сделали в конце. Когда он приходил в финальной сцене к матери, она его спрашивала: «Что же я теперь с тобой буду делать?», а он отвечал: «Неважно, главное -- что у тебя теперь дома есть мужчина…» Но потом мне показалось, что такие слова как бы размоют ее возвращение к сыну. Я решил, что его улыбки будет достаточно, ею все будет сказано.

-- Правда, очень красиво получился финал. И здорово, что вы саму мать не показываете.
-- Это называется обратная точка съемки. Мы это осознанно сделали. Потому что, если бы мы ее показали, возникла бы какая-то конкретика, определенный социальный образ, и он мог либо размыть поступок мальчика, либо, если бы мы показали такую всю из себя прекрасную маму, стал бы сладкой пилюлей зрителю. Здесь важнее был поступок мальчика. Если герой в шестилетнем возрасте способен совершить такие действия -- то все, этого уже достаточно. Его улыбка важнее, чем ее реакция. Потому что по этой улыбке мы понимаем, что он за нее будет бороться и у него на это хватит сил.

-- Кстати, насчет возраста героя. Вам не кажется, что все-таки его образ получился несколько идеалистичным? Может, вы и стремились к идеализации? Или хотели, наоборот, остаться в русле реализма?
-- Мы стремились к документам, опирались на реальную историю и старались идти от реальной истории. Хотя -- правда. Идеалистичность возникала сама собой. Но это ж естественно! Маленький человек поставил перед собой цель и идет к ней! А кроме этого мы не выбирали каких-то особенных поступков, чтобы сделать его специально привлекательным: ну, например, что он переводит старушку через улицу или подает нищим. Нет, он живет, как живет, он способен украсть деньги на свой побег, он зарабатывает себе деньги на жизнь, он живет по тем законам, в которых он существует. Но как только возникает у него цель, смысл -- он способен нарушить эти законы, он становится против всех. Маленький человек против всех -- может быть, это и идеалистично, но, снимая эту картину, мы старались получить все-таки некий документ, похожий на жизнь. Чтобы это не выглядело как мелодрама, как социальная чернуха, когда смакуются недостатки. Здесь нужно было ощущение правды происходящего -- вот что было самое главное.
-- Хорошо, что вы заговорили о чернухе. По-моему, ваш фильм категорически далек от нее. Даже воплощение зла в вашем фильме -- дама, которая занимается усыновлением, -- она сделана чрезвычайно мастерски, чуть ли не самый удачный персонаж фильма…
-- Понимаете, у меня не было задачи показать, как плохо мы живем или какие плохие бывают люди. Было, скорее, наоборот: вот жизнь, в которой существуем и мы, и герои фильма, и в этой жизни в каждом человеке есть что-то хорошее и доброе. Посмотрите, все герои «Итальянца» -- где-то в чем-то такие немножко обездоленные люди. И эта женщина, которая занимается профессиональным оформлением документов для адаптации российских детей для иностранцев. Это определенная форма бизнеса, это -- ее работа. Она увлечена своей работой, но по сути она в общем-то несчастный, одинокий человек. И человек, который является одновременно и ее водителем, и ее любовником, и ее слугой -- в нем тоже просыпается какое-то чувство, связанное с человеческим достоинством. И люди вокруг -- они все не уродливые, а, мне кажется, настоящие. И места, где происходит действие фильма, они, на мой взгляд, красивые: и детский дом, и особенно город. Мы снимали в Выборге, частично в Гатчине и немного в Лесогорске. Так вот, это не руины, это просто наша жизнь.

-- Да, но некоторых зрителей смущают эпизоды с участием детдомовской девочки, которая «работает» с дальнобойщиками. Это к вопросу о чернухе…
-- Да нет, я не считаю, что это чернуха. Все эти истории насчет детского «общака» и прочих сторон жизни -- это скорее документализм. Нам все-таки нужна была некоторая жесткость, нужен был какой-то момент жизни, так сказать, на грани фола. Это было просто необходимо -- в противном случае можно было бы скатиться в мелодраму, история к этому тяготела. Но, кстати, вся эта история с дальнобойщиками, она ведь остается за кадром, а мы просто видим девочку. Ну и, наконец, мы же не смаковали эти эпизоды. А ведь сюжет-то располагал к тому, чтобы усилить какие-то моменты, сделать повыразительней. Но мы отказались от такой выразительности и сделали это намеренно.

-- А для вас лично, в вашей жизни эта проблема -- детей-сирот -- существует? Вы ощущаете ее и своей тоже проблемой?
-- Эта проблема очень сложная, и, пожалуй, она не является частью моей жизни. Правда, у меня был такой опыт: в студенческие годы я снимал небольшую пятиминутную документальную работу про детский дом. Тогда я впервые столкнулся с этой проблемой. А проблема здесь в том, что для развития ребенка совершенно необходимой составляющей является опыт материнской любви, когда тебя любят просто потому, что ты -- маленький, что ты есть -- и этого достаточно. Только с таким опытом человек потом сам способен бескорыстно кого-то любить. Вот почему многим детям из детского дома, когда они вырастают, очень трудно даже семью создать.

-- А вы сами не задумывались о том, чтобы взять к себе кого-нибудь из детского дома?
-- Когда-то мы с женой это обсуждали, но так ни к чему и не пришли. Боюсь, что нам это пока не по плечу. У нас свои дети маленькие, девочка и мальчик. Боюсь, будет тяжеловато. Во всяком случае, пока…

-- Вернемся к «Итальянцу». Как вы сами оцениваете -- вам удалось уловить характер детдомовских детей?
-- В целом, думаю, да. Мы ведь очень много работали в настоящем детском доме. И за исключением главного героя все остальные ребята были воспитанниками детских домов и приютов. Мы, даже не инсценируя сцен, часто просто шли от детей, от детдомовских реалий. В фильме есть такой герой -- Колян. Помните, он рассказывает Ваньке свою историю. Так вот эта история была написана автором сценария, но получилось так, что он попал практически в реальную историю. То есть у Дениса -- который играет Коляна -- была точно такая же история в жизни. И ему было очень тяжело сниматься, потому что он рассказывал в камеру практически о себе.

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.