На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Главная тема №2 (37)'2009

Объект доверия


Версия для печати
21.06.09, 22:14

Иван СЕМЕНОВ, обозреватель ВГТРК, исполнительный продюсер телеканала «Вести»
Родился в 1971 году. Окончил отделение структурной и прикладной лингвистики филфака МГУ. Преподавал русский, математику, информатику и церковнославянский язык в Свято-Димитриевском училище сестер милосердия. Работал продюсером информационной службы Первого канала, шеф-редактором «Вестей» в 20.00 на телеканале «Россия», заместителем руководителя студии «Международная панорама», обозревателем итоговой программы «Неделя» на ТВЦ. Автор ряда документальных фильмов, в т. ч. «Апрель 2007, восстановление единства Русской Церкви» на канале «Вести».


Одним из главных итогов жизни покойного Патриарха я считаю, как ни парадоксально, то внимание, которое вызвала его кончина в обществе и в СМИ.

Ведь я прекрасно помню времена — всего лишь десять лет назад! — когда предложение упомянуть в выпуске новостей про какой-нибудь церковный праздник вызывало спектр реакций от раздраженной до сочувственно-сожалеющей. Это с одной стороны.

С другой — когда такое чудо все-таки совершалось и новостная редакция проявляла заинтересованность чем-то околоцерковным (как сейчас помню свой репортаж о первом дне Масленицы году в 97-м), как было тяжело договориться о съемке в храме и о получении хоть крохотного интервью священника! «Телевидение?! Ни в коем случае! На паперть не пустим! Только с письменного благословения священноначалия! И не звоните нам больше!»

В общем, ни внешнее общество — Церковь, ни Церковь саму себя не воспринимали существенным элементом общественного бытия.

А тут — накануне похорон Святейшего, в ходе обсуждения того, как будет освещать это событие наш телеканал, начальник спросил у меня: «Вот ты, Иван, понимаешь, что такое Православие?» Я глубоко задумался. «Это НАРОДНАЯ религия! — продолжил руководитель. — И освещать похороны ее лидера придется во всенародном формате!»

Когда просто живешь в Церкви, не очень задумываешься, «народная» у тебя религия или какая. Знаешь только, что тебе предлагается Путь, Истина и Жизнь, а уж как все это воспринимается в обществе — как-то не очень важно: 100 миллионов или три человека стремятся ко Христу — какая разница? Поэтому многие верующие, которые ходили в церковь еще в советское время, могли и не заметить признания Православия в качестве «народной религии» руководителями светских СМИ. Так же как неочевидна церковному человеку польза такого признания. Хотя польза безусловно есть: церковные люди получили свободную возможность свидетельствовать о Христе, и теперь только от нас зависит, будет ли это свидетельство тоскливо официозным или увлекательно живым.

Свобода эта появилась не сама по себе. Наивно думать, что Церковь, когда власть перестала с ней бороться, набрала общественный авторитет просто так — в силу своего существования. Поразительно, но Святейший Патриарх Алексий II был в девяностые годы для прессы доступнее приходских священников. Как он сам говорил на Архиерейском соборе 97-го: «Не упускаю возможности обратиться к людям». Пишущая братия — в общем, не самая добродушная и благожелательная — это ценила. Несколько раз Святейший получал наши профессиональные награды: «За открытость…», «За дружелюбность…» и т. п.

Но, конечно, становление Церкви как «всенародного явления» не ограничивалась общением Патриарха с прессой. Он поддерживал и благословлял начинания, которые сближали «церковных» и «мирских». Свято-Тихоновский богословский институт, будучи изначально одним из многих взошедших на дрожжах перестройки новых православных вузов, получил статус университета и право присваивать ученые богословские степени, думается, именно на своем «мирском» векторе. Педагогический и катехизаторский факультеты ПСТГУ — те щепотки, которыми соль церковная стала падать в кисло-горькое русское житейское море. Святейший хорошо видел это.

А некоторые патриаршии призывы к открытости миру нам еще только предстоит понять и исполнить. Ведь уж пять лет назад Алексий II на епархиальном собрании московского священства потребовал, чтобы хоть малюсенькое дело церковного социального служения было на каждом московском приходе…

Глядя на то, как прощались с Патриархом люди — даже явно нецерковные — в очереди у Храма Христа, читая публикации коллег, я и удивляюсь, и понимаю неслучайность того, что даже самый секулярный либерал Матвей Ганапольский сказал: «Он, лично не зная меня, сыграл важную роль в моей жизни: он был объектом моего доверия».

«Когда Патриарх Алексий был епископом Таллинским и Эстонским, он не дал закрыть ни одного храма»

Открытость, умение разговаривать и уважение к людям — таковы, по мнению двоюродной сестры Патриарха Алексия II Елены, были его главные качества. Своими воспоминаниями она поделилась с корреспондентом «НС».


Двоюродная сестра Святейшего Патриарха Алексия II Елена КАМЗОЛ родилась в Таллине в 1936 году. Прихожанка таллинского собора св. блг. Александра Невского. Замужем, есть дочь, трое внучек . Работала воспитателем в детском саду, а после окончания экономических курсов — в Министерстве связи Эстонии. Сейчас на пенсии.

Родители Патриарха были очень верующие, добрые, открытые и хлебосольные люди. Его мама Елена Иосифовна прекрасно готовила, и любовь принимать и угощать гостей у Святейшего — именно от родителей. В детстве я запомнила его серьезным, целеустремленным, при этом очень общительным мальчиком, с большим чувством юмора. Но шутил он всегда как-то по-доброму, не унижая другого. И еще он очень любил спорт, занимался мотоспортом.

Всю жизнь, с самого детства, Святейший был при церкви, и не возникало даже мысли, что он будет не священником, а кем-то еще.

Мне было с ним очень легко и интересно общаться на разные темы. И когда он приезжал из семинарии домой (в Таллин), я, конечно, прибегала в гости и мы болтали обо всем.

В годы хрущевских гонений в Эстонии верующим было все-таки полегче, чем в России. Храмов у нас закрыли немного. А когда Патриарх Алексий был епископом Таллинским и Эстонским (с 1961 года), он не дал закрыть ни одного. Отстоял и Пюхтицкий монастырь, и Александро-Невский собор.

Может быть, это удалось Святейшему потому, что он умел разговаривать с людьми. Всегда делал это с большим тактом, не настаивая, а мог как-то так по-доброму сказать, что люди его слушали. Например, в Пасху у нас не было такого, как в Москве, — когда милиция не пропускала на службу и крестный ход молодежь. В наши храмы впускали всех желающих участвовать в богослужении. Правда, крестный ход был не вокруг храма, а только внутри. У нас запрещалось ходить вокруг церквей и собора крестным ходом. В притвор выходили, а на улицу нет.

Я хорошо запомнила, когда приезжала к нему в гости на приход в Йыхви (самый первый приход Святейшего), что люди шли к нему постоянно и он никогда никому не отказывал в пастырской помощи. Заболел кто-то или в аварию попал, в любое время суток он одевается и идет, чтобы отслужить, причастить, соборовать…

При этом я бы не сказала, чтобы он обладал, как говорят, железным здоровьем. У него с детства с сердцем было не очень хорошо, порок сердца был, а вообще здоровье у него было нормальное. Он быстро вырос, и, как говорят, сердце не поспело. Ну а потом ничего, потом он и учился, и работал, и служил, и никаких у него не было особых проблем со здоровьем. Ну, может быть, болел ангиной.

Последний раз мы встречались, когда он приезжал с визитом в Ригу два с половиной года назад. Наша встреча длилась всего две-три минуты. У Святейшего все поездки всегда были расписаны до минуты! Поэтому он и со мной успевал встретиться. И был очень рад, что я специально приехала с ним повидаться в Ригу, но на большее мы не смогли рассчитывать, к сожалению. И когда я приезжала к нему в Москву, и то мы не всегда могли с ним особенно пообщаться наедине. Жизнь Патриарха была очень-очень сложной. Но для меня он остался не только Патриархом, но и братом. Близким родственником и близким человеком.

Биография Святейшего Патриарха Алексия II

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (в миру — Алексей Михайлович Ридигер) родился 23 февраля 1929 года в Таллине в православной дворянской семье. Отец его, рукоположенный в 1940 году во иерея, в течение 16 лет был настоятелем Таллинской Рождества Богородицы Казанской церкви, мать — дочь полковника Белой армии, расстрелянного большевиками. С детства Алексей Ридигер прислуживал в церкви, был алтарником Таллинского Александро-Невского собора, с пятнадцати лет — иподиаконом у архиепископа Таллинского и Эстонского Павла (Дмитровского), затем у епископа Исидора (Богоявленского).

В 1946 году, в 17 лет, Алексей Ридигер сдал экзамены в Петербургскую (Ленинградскую) духовную семинарию, не был принят по возрасту (как несовершеннолетний), но в 1947-м был зачислен сразу на 3-й курс. В 1950-м поступил в Петербургскую духовную академию. 15 апреля 1950 года рукоположен во диакона, а 17 апреля 1950 года — во священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви шахтерского городка Йыхви (Johvi) в Эстонии. «Паства была непростая, — вспоминал позже Святейший Патриарх, — аварийность на шахтах была высокой, многие погибали; как пастырю мне пришлось иметь дело со сложными судьбами, с семейными драмами». 15 июля 1957 года отец Алексей был назначен настоятелем Успенского собора города Тарту (Юрьев) и в течение года совмещал служение в двух храмах. Православные в Эстонии сохранили о нем память как о священнике, открытом «для доверчивого с ним общения… Не было никакого напряжения между русскими и эстонскими приходами, тем более между священнослужителями».

В 1958-м священник Алексей Ридигер возведен в сан протоиерея, а в 1961-м в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество с именем в честь святителя Алексия, митрополита Московского; монашеское имя было вынуто по жребию из раки преподобного Сергия Радонежского. В августе 1961 года иеромонах Алексий возведен в сан архимандрита. В сентябре того же года в Таллинском Александро-Невском кафедральном соборе совершена хиротония архимандрита Алексия во епископа Таллинского и Эстонского.

С 14 ноября 1961 года епископ Алексий стал заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений МП. Пользуясь «должностным положением», епископ Алексий спас от разрушения не один православный храм в советской Эстонии. Как работник «внешнего отдела», он отстоял Пюхтицкий монастырь, пригласив туда иностранные делегации из Германии и Франции, опубликовавшие потом свои отчеты в прессе. После этого вопрос о закрытии обители больше не поднимался. Епископ Алексий уберег от закрытия и превращения в планетарий и таллинский кафедральный Александро-Невский собор, где прислуживал еще ребенком.

23 июня 1964 года владыка Алексий возведен в сан архиепископа. В декабре 1964-го назначен управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного синода. 25 февраля 1968 года возведен в сан митрополита. В декабре 1985-го митрополит Алексий направил генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Горбачеву письмо, в котором впервые поставил вопрос о перестройке государственно-церковных отношений, о независимых отношениях Церкви и государства. В июне 1986 года, после своего обращения к М.С. Горбачеву, «по требованию Совета по делам религии» снят с должности управляющего делами МП. Назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским с оставлением за ним управления Таллинской епархией.

В конце 80-х годов, в обстановке перемен, авторитет митрополита Алексия значительно вырос не только в церковных, но и в общественных кругах. 7 июня 1990 года на Поместном соборе РПЦ он избран Патриархом. Как говорил Святейший, «этот Собор был первым в послевоенный период собором, проходившим без вмешательств со стороны Совета по делам религий и государства в целом».

Будучи Патриархом, он посетил 81 епархию, а многие и по несколько раз — всего более 120 поездок, возглавил около 70 архиерейских хиротоний, рукоположил в священный сан более 400 священников и почти столько же диаконов. За время патриаршества Алексия II , после многолетних гонений, Церкви была предоставлена возможность проводить не только религиозно-образовательную и воспитательную деятельность, но и осуществлять благотворительные программы в больницах, домах престарелых и местах заключения. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II создана церковная система окормления военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Во время общественно-политического кризиса осенью 1993 года Святейший принял на себя миссию умирения политических страстей, пригласив к переговорам находящиеся в конфликте стороны и посредничая на этих переговорах. Позже Патриарх выступал с миротворческими инициативами в связи с конфликтами на Балканах, армяно-азербайджанским противостоянием, боевыми действиями в Молдавии, событиями на Северном Кавказе, ситуацией на Ближнем Востоке, военной операцией против Ирака, осетино-грузинском конфликте.

За время патриаршего служения Алексия II по всей стране были открыты десятки церковных учебных заведений (семинарий и академий), монастырей, были возращены тысячи храмов. За время его патриаршего правления канонизированы прав. Иоанн Кронштадтский, прпп. схимонах Кирилл и схимонахиня Мария — родители прп. Сергия Радонежского. Были обнаружены и перенесены через Москву в Дивеево мощи прп. Серафима Саровского, произошло второе обретение мощей святителя Иоасафа Белгородского, чудесное обретение мощей святого патриарха Тихона.

Символом патриаршего правления Святейшего Алексия стала совершенная при нем канонизация российских новомучеников и исповедников, пострадавших во время советских гонений, и восстановление единства с Русской Православной Церковью за рубежом, находившейся в трагическом разделении с Московской Патриархией с конца двадцатых годов прошлого века.

Скончался Патриарх Московский и всея Руси Алексий II от сердечного приступа 5 декабря 2008 года, на 80-м году жизни. Отпевание состоялось 9 декабря в храме Христа Спасителя, в присутствии предстоятелей многих Православных Церквей, возглавил богослужение Патриарх Константинопольский Варфоломей. Погребен Святейший в Елоховском Богоявленском кафедральном соборе города Москвы.

Иван СЕМЕНОВ

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.