На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Культура №0'0000

Нравоучительная азбука
Заметки читателя: субъективный взгляд на книжные новинки


Версия для печати
18.04.05, 12:54

Протоиерей Валентин Дронов. Наташина азбука. - М.: Храм Владимирской иконы Божией Матери, 2004, 650 с.

«Наташина азбука» - это пример новой детской дидактической литературы. И уже за одно хочется выразить большую благодарность автору. Быть первопроходцем очень трудно, а с жанром православной дидактической литературы для детей происходит именно это. Безусловно, она нужна для того, чтобы на каких-то живых примерах привить детям правильные понятия и представления. И эту объемную книгу в 650 страниц формата А4 можно назвать поучительным экспериментом. Замысел автора понятен – «В книге моделируется живая, реальная жизнь, с которой ребенок сталкивается в школе: грубость окружающих, наглый тон избалованных одноклассников, крик и драки, немилосердное отношение к людям, немирное и безлюбовное устроение душ окружающих ребенка людей. И на подобные проявления человеческой грубости автор дает некоторый образ правильного ответа… Вы думаете, достаточно водить в храм – и все? Враг не дремлет…»

Однако «Наташина азбука» оставляет по прочтении странное впечатление. Много нужного и полезного, но много и откровенно слабых мест. И главное – трудно понять на какого читателя она рассчитана. Материал, который предлагает автор – достаточно серьезный.
В небольшом предисловии от издателей говорится, что книга – «о духовной жизни, которую способен вести маленький человек, если его направит ласковая рука взрослого». Это попытка дать образ серьезного отношения к своей вере маленьким читателям. В легкой форме детям предлагается изучить церковно-славянский язык, а также познакомиться с древне-греческим. Эти языковые «уроки» познавательны и интересно написаны. Предполагается, что эта часть книги – для довольно взрослых детей, хорошо читающих по-русски, и интересующихся основами догматики и Литургики. Но и эти развитые дети вряд ли смогут читать книгу самостоятельно. Скорее - это совместное чтение родителей и подросших детей.
Я не случайно подчеркиваю, что эта «языковая» часть подходит взрослым детям. Дело в том, что, на мой взгляд, в книге прослеживается некоторое несоответствие. Серьезные темы перемежаются большим количеством «жизненных ситуаций» и «бытовых зарисовок»… и как раз они подчас написаны довольно слабо. Они задумывались, полагаю, для маленьких деток, и, таким образом, книга становилась как бы «универсальной» – для всей семьи - каждый сможет почерпнуть для себя что-то свое. Но на практике выходит, что непростые части, связанные с изучением языка совершенно не подойдут малышам, а старшим детям будет скучно слушать о том, как Наташа отказывалась на школьном завтраке от сосиски в среду.

Первая часть книги, где читатель знакомится с девочкой Наташей, которая «была не совсем такой, как другие дети», представляется мне наиболее слабой. Отношения Наташи и ее мамы экзальтированные, и, как мне кажется, неестественные.
Описываются жизненные ситуации, в которых бывает Наташа - поездка с неверующим дедушкой на теплоходе и покупка им в среду мороженого, отдых у опять же неверующих родственников в Евпатории, неправославная школа, где непонятно как соблюдать пост и т.д. С одной стороны, понятен замысел автора – рассказать ребенку, как в таких непростых, но обычных ситуациях не растеряться, достойно ответить и сохранить свою веру. С другой стороны, все это как-то нежизненно. У Наташи – тонкая, чуткая мама-врач, спасающая людей по будням и проводящая каждую свою свободную минуту с единственной дочерью – вечера, отпуск, выходные. И эта мудрая мама отправляет дочь гулять и развлекаться с дедом в постный день, хотя заранее знает, что дедушка будет покупать всякие вкусности, которые Наташе в пост есть нельзя.
Кроме того, часто внутрисемейные отношения показаны настолько, не побоюсь этого слова, слащаво, что иногда просто нет сил дальше читать. Например, мама и Наташа возвращаются на поезде из Крыма. В Москве их встречает папа, который жил один весь месяц и дополнительно работал, чтобы мама и Наташа могли отдохнуть (!). Они приезжают домой - и видят, что в доме полный беспорядок – и посуды чистой нет, и рубашки грязные горой навалены в ванне, и у папы на столе беспорядок, не говоря о том, что в холодильнике нет еды вообще. И вот, мама с Наташей, после суток в жарком и душном плацкарте, счастливые и довольные кидаются все мыть и убирать, а также готовить обед из того, что купили по дороге (не преувеличиваю: «Наташа кинулась к раковине, мама надела передник и работа закипела. Пока Наташа чистила и жарила картошку, мама пропылесосила всю квартиру»). Полная идиллия. Все время сплошное, непроходящее счастье…

И на фоне этих отношений с православными друзьями, воцерковленными родителями, замечательной глубоко верующей крестной странными кажутся отношения с другими неверующими родственниками… Надо сказать, что все они выглядят несколько неадекватными. Например, баба Валя сначала везет Наташу в парк им. Горького на аттракционы, но очень пугается и не разрешает на них кататься, чтобы Наташа не расстроилась, вместо этого везет внучку в «Детский Мир» «поесть мороженого и посмотреть игрушки» - неужели мороженого нельзя поесть в другом месте и игрушки обычно дети не смотрят, а хотят, чтобы им купили. В «Детском Мире» баба Валя покупает сразу две порции мороженого, но тут же пугается, что внучка простудится, после этого «баба Валя засуетилась испуганно, стала ахать и охать, что зря она купила сразу две порции, Наташа рассмеялась и предложила бабе Вале самой съесть вторую порцию. Баба Валя сказала, что ей нельзя, что у нее диабет, но мороженое взяла и тут же с большим аппетитом съела». Честно говоря, я не совсем даже понимаю, как с такой бабушкой можно спокойно отправлять ребенка гулять по Москве, видимо, мама в этот момент делала сложную операцию, а папа заканчивал эксперимент – интеллигенция, одним словом.
Итак, баба Валя покупает Барби, а крестная, которая является антагонистом всех Наташиных родственников, вскоре дарит своей крестнице Матрону – куклу, которую она сама сшила и нарядила в костюм 18 века.
Наступает первое сентября и Наташа идет в школу. Ей все нравится, и, придя домой, она начинает с куклами играть в школу – учить их буквам и счету. И тут куклы оживают Катя (бывшая Барби) хамит и учиться не хочет, Матрона – само прилежание и усидчивость. Матрона выслушивает Наташины наставления и в знак благодарности предлагает научить Наташу церковно-славянской азбуке и понимать смысл богослужения…
Еще раз подчеркну, что эта серьезная языковая часть интересна и познавательна, но читать ее нужно, конечно, вместе с ребенком. Здесь тоже встречаются большие отрывки-отступления, посвященные, например, укладу монастырской жизни или Литургии. Вместе с Наташей и ее подругами разбираются отрывки из Священного Писания и это тоже очень интересно, переводят псалмы. Постепенно изучение церковной жизни привлекает внимание и других детей и вокруг Наташи образуется целая группа – класс воскресной школы на дому. Наташа делится этим со своей крестной и крестная решает поговорить с родителями Наташи о более регулярных и целенаправленных занятиях с расписанием, лекциями и докладами.
И здесь, в конце книги, мы сталкиваемся с проблемой, которую обсуждали вначале. Наташины родители – в начале книги вполне воцерковленные – получают как маленькие детки от крестной «по ушам» за то, что «обросли духовным жиром», который «надо растапливать»… Если эта книга предназначается для детей, то стоит ли говорить юным читателям, что у родителей бывают проблемы с «жиром», тем более, что мама Наташи в начале книги рисуется такой активной православной. Такие «неувязки» есть на протяжении всего текста. Например, все то время, пока девочки изучали языки (а видимо этот период занимал несколько месяцев) родители даже не догадывались, чем занимается Наташа – их просто всегда не было дома. Наташа, по сути, была предоставлена самой себе, что для 7-8-летнего ребенка само по себе странно и не характеризуют семью Наташи как пример для подражания…
Итак, подведем итог. Книга эта нужная. В ней много полезного и интересного. Автору удается подать сухой языковой материал живо и ярко. В книге затрагиваются те проблемы, с которыми часто сталкивается православный ребенок, окруженный, увы, неправославным обществом. И в этом смысле книга особенно полезна родителям, которым подчас не приходят в голову вопросы, волнующие детей-школьников. Идеальным вариантом было бы, если б «Наташина азбука» стала настольной книгой мамы школьника 7-14 лет, откуда она могла бы черпать информацию и своими словами передавать ее своему ребенку.

Анастасия Отрощенко

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.