На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Общество №2(6)'2003

Насколько сложен человек
Об особенностях психики беспризорных детей мы беседуем с православным психологом из Киева Алексеем Леонидовичем МАРТЮШЕВЫМ


Версия для печати
01.06.03, 15:42

По данным московского правительства, за 2002 год в Москве выявлено более 16 тыс. беспризорных детей; с января по март 2003 года - около 6 тыс. Всего в России более 1 млн беспризорников.

"Происхождение" беспризорников:
56%
- самовольно ушли из семьи;
23% - покинули детские дома или школы-интернаты;
13% - остались без попечения родителей;
8% - заблудившиеся и подкинутые дети.

География беспризорности:
15%
- беспризорников в столице - москвичи;
31% - дети из других регионов России (большинство из них - жители Владимирской, Калужской, Нижегородской, Московской, Тверской и Ярославской областей);
37% - беспризорные из стран СНГ.


- У беспризорных детей наблюдается так называемый синдром полевого поведения - когда они просто не могут поступать целенаправленно, например, сами без присмотра дойти до школы. Некоторые психологи считают, что это неисправимо...

- Если вы ребенка из нормальной семьи вытащите и скажете: дойди отсюда досюда - не всякий ведь дойдет! Ребенку вообще не свойственно быть взрослым и следовать нашим нормам и стереотипам. Он и руку дает взрослому, чтобы тот взял за руку и довел. Так что это свойство присуще всем детям.

А вот что точно свойственно беспризорникам - очень узкий спектр эмоциональных реакций, которые они способны различать. Они с трудом понимают эмоциональный подтекст поведения других людей. Он у них сведен на уровень выживания. В джунглях, например, вам вряд ли потребуется знание оттенков человеческих отношений. Им надо знать: убегать от этого человека или с ним можно остаться? Этот человек сейчас даст денег или даст подзатыльник и отведет в милицию?

Кроме того, они же живут в среде таких же, как они, детей. Только в общении со взрослым, в особенности - с родителями, ребенок способен воспринять эмоциональный код: подтексты, нюансы, полутона, т.е. в принципе то, что окрашивает речь и поведение любого человека, делает его достойным общества. А эти дети не общаются со взрослыми.

Это все касается и тех, кто в интернатах вырос, в домах ребенка. Более того, взрослые, которые работают в интернатах, сами очень скоро могут скатиться на их уровень общения - потому что у детей психика сильней, чем у взрослых.

Есть еще одна проблема. Все дети, которые попали в эту ситуацию, скажут, что их мамы и папы их не любили и не любят. И они сами не любят и осуждают своих родителей. Это страшный фактор, невротизирующий психику. Мы ведь состоим во многом из своих родителей. Это часть нашей психики, и если мы ненавидим эту свою часть, то мы сами себя разрушаем. Потому что заповедь нарушена: чти отца своего и мать свою. А возлюбить ближнего, не любя своих родителей, просто нереально.

- Что, на ваш взгляд, может сделать психолог или воспитатель за то достаточно короткое время, пока ребенок находится в приюте?

- Бывает одной секунды достаточно, чтобы что-то в человеке повернулось, неважно, что было сказано и сколько. А бывает - год может пройти, будете биться головой об стенку. Тут дело даже не в профессионализме, тут что-то другое. Вообще-то, с этими детьми, конечно, должны работать верующие люди. Надо работать со своей душой, чтобы вытянуть ребенка. Удержишь, сохранишь себя - вытянешь его.

Я могу сказать так: ни одно доброе слово, ни одна добрая мысль, чувство, взгляд, жест, знак воспитателя не исчезнет, не пропадет. Где-то, в какой-то момент это либо остановит этого ребенка, либо утешит, либо спасет, либо поможет преобразиться. Но переделать ребенка, сделать его нормальным гражданином, вернуть его к нормальной спокойной жизни или убрать следствия невротизации, фобии, которые у него возникли, - задача благородная, но малореализуемая за такой короткий срок.

Тут главное - честность. Правду и неправду эти дети очень хорошо различают, они очень тонко настроены в этом отношении. Нельзя палку перегибать: сперва ребенку сочувствовать, приручить его, а потом - "все, я отработал".

Поэтому уровень профессионализма тех, кто работает с беспризорными детьми, - это в первую очередь уровень их личных качеств. Важно то, в состоянии ли этот человек понять этого ребенка и принять его. Причем принять не каким-то там психологическим методом, а как принимает старший младшего. Понимая, что ребенок, возможно, и не выкрутится из этого всего, но передавая надежду на возможность преображения. Что оно, возможно, произойдет, как у того разбойника, который на кресте уже возопил: "Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем". Вот это честно.

Кстати, при работе с этими детьми ты чувствуешь вполне реальное свое бессилие. Это очень хорошая вещь, оказывается, - не переоценивать меру своих возможностей. Занимаясь этой работой, видишь, насколько сложен человек, насколько совершенно неисповедимы движения его души.

Главное в этой ситуации - чтобы у людей руки не опускались. Вот вы переговорили с ребенком полчаса. Потом некоторое время у вас нет сил уделить ему внимание. Он что, в вакууме живет? С ним никто не общается, он ни о чем не думает, и Духа Святого нет рядом? Если психолог - человек неверующий, то ему и вправду уповать не на что, он понимает, что все зря - ничем нельзя помочь за такой короткий срок. Ну, делает свою работу тупо - и все, не думает ни о чем. Если же он верующий, то, во-первых, он об этом ребенке помолится. Во-вторых, он прекрасно понимает, что все в руке Божией, и его задача - просто сделать все возможное, что от него зависит.

- Когда психолог работает с детьми, которые повидали много всяких мерзостей, его задача - чтобы они это позабыли?

- Детская психика - очень гибкая. Все мрачное она в какой-то мере вытесняет на периферию сознания, иначе такой ребенок был бы по сути своей старичком, даже не будучи взрослым. Во-вторых, обычно у детей, переживших насилие и не покончивших с собой, не превратившихся в каких-то совершенно сумасшедших, психика сильнее психики среднего человека, они покрепче. Я к этим детям отношусь с очень большим уважением. И всегда располагаю к неторопливому разговору в ходе какого-то занятия. Может быть, это игра, какое-то рукоделие, может быть - просто чаепитие.

Они обычно не о мерзостях рассказывают, они рассказывают про свою семью чаще всего. И когда это слушаешь, то видишь, что у них, в основном, не было выбора. И никакого готового решения, которое ты мог бы им предложить, а они принять, у тебя нет. В этом смысле, конечно, говорить им что-то "правильное" трудно. Но нужно просто объяснять им заповеди и говорить так: да, обстоятельства могут быть разными, но все равно - вот, это спасательный круг. Пусть все тебе кругом другое будут говорить, а ты все равно держись, прямо зубами вцепись и держись за это.

При работе с такими детьми, как показывает наш опыт, очень мешают какие-то собственные социальные или просветительские цели. Даже, как ни странно, задача воцерковить их, привести к Богу. Люди просто азов каких-то не знают, если такие цели перед собой ставят.

- А какие же цели надо ставить?

- Разделить страдание ребенка. Такая цель. Ему легче будет от этого? Легче. Это раз. Во-вторых, ты как взрослый человек можешь ему немножко объяснить, что мир не такой страшный и ужасный, хотя он именно с этой стороны с ним познакомился. И постараться погрузить его немножко в детство, в более сохранное состояние. Т.е. поиграть, поговорить с ним о нем, но не о той черной свинцовой мерзости, которую он испытал, а о чем-то другом. Кстати, когда ребенок со взрослым играет в игры, он многому научается. Еще лучше привести его в какую-то семью, где могли бы элементарный быт хотя бы в этот день устроить для него. Чтобы дети не чувствовали, что их собрали в какой-то лепрозорий и что-то с ними там делают, не чувствовали себя белыми мышами для опытов.

Что касается веры - вы же не заходите в метро, не начинаете: "Граждане! Послушаем лекцию о вере!" И - пум, пум, пум... "Спасибо, что послушали!" Вы же так не делаете? Сила слова нашего, она не такая большая. Вот любовью детей обогреть - это да. Если это произойдет, то и слово твое, даже корявое, будет восприниматься как очень значимое, серьезное.

Что делать, если на улице видишь беспризорника?

Милиционеры сейчас обязаны задерживать беспризорных детей и доставлять в больницу, откуда потом ребенка отправят в приют. Увидев на вокзале, возле метро или просто на московской улице явного беспризорника, можно позвонить в милицию по тел. 02 или 200-99-77 (горячая линия МВД).
Если вы уже поговорили с ребенком и он согласился пойти в приют, можно позвонить по тел. 265-13-08 (горячая линия Комитета соцзащиты г. Москвы) и узнать координаты ближайшего приюта.

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.