На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Семья и личность №0'0000

Молодежь, церковь и секуляризация


Версия для печати
15.11.11, 08:42

Молодежь уходит из Церкви, можно констатировать, что в современной церковной жизни совершенно реально присутствует проблема расцерковления. Но почему молодые люди покидают Церковь? Чего они не находят в Церкви и что из церковной жизни их отталкивает? Об этом в своем докладе, прочитанном в сентябре на Успенских чтениях в Киеве, рассказывает доктор церковной истории, преподаватель ПСТГУ священник Георгий Ореханов

Миф о вечном возрождении

Церковная история с 1991 и по настоящее время – период, на который оказали влияние два важнейших фактора. Во-первых, это крушение авторитарного режима, рождение свободы, к которой мы все оказались не готовы. Во-вторых, это новое «окно в Европу», канал, через который мы познакомились с новыми тенденциями европейской жизни, в частности, в сфере религии. На волне «новой жизни» мы все были близки сказать следующее: «вот, мы преодолеем пережитки тоталитарного атеистического режима, вот, мы исправим недостатки в церковной жизни, и все будет в порядке, в Церковь придет молодежь, интеллигенция, вся Россия». Однако до такого положения еще довольно далеко.

Казалось бы, последние статистические данные свидетельствуют о том, что очень серьезных поводов для беспокойства нет. Действительно, по данным Аналитического центра Юрия Левады, социологи которого в августе текущего года провели опрос 1600 россиян, с 2007 года количество православных в стране увеличилось на 13%, а мусульман - на 2%; число неверующих в стране сократилось в целом с 33% до 22%. Важно учесть, что в 1991 г. этот показатель был равен 57%, а в 1999 – 39%. Кроме того, показательно, что уже в этот период неуклонно сокращалось количество жителей России, вообще отрицавших существование Бога или «высшей силы» (с 21% в 1991 г. до 16% в 1999 г.) .

За период с 2007 по 2011 г. с 59% до 47% сократилось число тех граждан, кто никогда не ходил на религиозные службы, при этом теперь больше верующих делают это еженедельно или ежемесячно (в целом на 4%). Делают это еженедельно 3%, ежемесячно - 7%, раз в году - 11%, еще реже - 10% опрошенных. Сравним эти показатели с аналогичными данными за период с 1991 г. по 1999: ежемесячно посещали богослужение 6-7% опрошенных. Показательно, что очевидный рост интереса к религии не сопровождается таким же «качественным» ростом, например, интенсивности посещения богослужений. Как только мы сталкиваемся не с количественными, а с качественными показателями, картина несколько меняется. В ходе опроса в 1999 г. выяснилось, что 82% русских считают себя православными, но из них только 40% - верующими. Другими словами, россияне воспринимают Православие не столько как мировоззрение и соответствующий ему образ жизни, но скорее как этно-культурную традицию .

Новые социологические исследования подтверждают выявленную ранее картину: «при том, что более половины россиян считают себя верующими православными, в воскресенье Христа твердо верят лишь 21 процент. Кроме того, по данным социологической службы «Среда», более половины россиян (51%) верят в возможность сглаза и порчи, причем среди них большую долю занимают лица с высшим (неполным высшим) образованием, учащиеся и студенты. Более трети опрошенных «прислушиваются к астрологическим прогнозам» .

Какое место в это картине занимают дети и молодежь? К сожалению, такой официальной статистики, да еще по разным возрастным категориям, в России, насколько мне известно, пока не существует. Но разрозненные данные, присутствующие в православных средствах массовой информации и являющиеся итогом рефлексии церковной ситуации за последние 20 лет, свидетельствуют, что дети, выросшие в православных семьях и впитавшие Православие с молоком матери, довольно часто уходят из Церкви. Священнослужители свидетельствуют, что очень часто в церковных семьях дети не получают подлинного христианского духовного и нравственного воспитания. Заметим, что гипотетическая цифра «отошедших» в различных интервью священников варьируется, называют 2/3, 75%, 8 из 10 детей, выросших в церковных семьях, и т.д. Более того, в церковной жизни стало появляться представление, что дети, выросшие в храме, все равно когда-нибудь уйдут из него, поэтому нужно их приготовить к такому уходу. Вот какой совет своим прихожанам дает один из священников: «Как можно чаще причащайте маленьких детей, чтобы потом, когда они уйдут из церкви, им было легче вернуться» .

Таким образом, можно констатировать, что в современной церковной жизни совершенно реально присутствует проблема расцерковления. Каковы причины и особенности этого явления?

Молодежь в Церкви


В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века в Церковь пришло большое количество молодых людей, которые были поистине вдохновлены перспективой жизни в вере, перспективой создания христианской семьи и воспитания детей. Однако со временем оказалось, что молодые семьи начинают испытывать в этом процессе большие трудности, связанные, в первую очередь, с отсутствием опыта и традиции православного воспитания. Эксперименты «молодых родителей», по-своему понимавших, что такое пост, молитва, хождение в Церковь, привели к тому, что наши дети фактически были лишены детства. Важно при этом, что поколение, выросшее в эти годы, в значительной степени по-иному воспринимает традиционные для своих родителей ценности (музыка, кино, чтение и т.д.) .

Попытаемся на основании свидетельств различных источников (интернет-публикации, устные беседы, квази-богословские тексты) систематизировать причины ухода молодых людей из Церкви.

1. Ложное «церковное» воспитание в постсоветских семьях. Фарисейство родителей, причем и в семьях священников: «дети, повзрослев, открыли для себя двуличие своих родителей, которые в храме одни, а дома – другие» . Вообще отношения в семье, в том числе и христианской, часто характеризуются отсутствием доверительности, открытости, терпения родителей, уважения к детям. Важным следствием этого является то обстоятельство, что даже когда детей удается приобщить к церковной жизни, мы часто передаем им не веру, а маловерие.

2. Искажение церковной жизни, часто ложь квази-церковной среды, отсутствие любви и уважения к людям. Корыстолюбие и роскошь в жизни части духовенства, равнодушие и даже хамство по отношению к простым людям.

3. Неправда церковной жизни в более широком, социо-культурном контексте, часто невосприимчивость к реальным проблемам людей, социальная несправедливость, склонность к коммерциализации, «торжество неправды, несправедливости, наглости и алчности, а также унижение чести, совести, таланта и честного труда» . Суровым приговором выглядят слова известного московского священника, прот. А. Уминского: «Церковь сегодня не говорит ничего такого, о чем думают и говорят все люди, о тех проблемах, которые нас тревожат» .

4. Низкое качество богослужения, чтения и пения, отсутствие яркой проповеди и опыта катехизации, массового духовного образования и просвещения.

Мне кажется, можно говорить о том, что Православие во всей своей полноте, целостности, одновременно сложности и простоте, красоте и привлекательности практически неизвестно современному россиянину, причем не только молодому. Объяснить нашим современникам, что Бог есть Троица, что Христос – Богочеловек, пришедший искупить и спасти наш мир – архи-сложная миссионерская задача. Именно поэтому проповеди энергичных миссионеров-священнослужителей на рок-концертах или в среде байкеров превращаются часто в пресную агитацию, не имеющую реальных последствий.

5. Проблемы роста, кризис взросления, психологические, нравственные и духовные аспекты трансформации личности и характера, в первую очередь юношеский максимализм, желание скорой самореализации, которое не находит путей выражения в церковной жизни. В нашей церковной жизни отсутствует «образ христианского делания в мире». Очень часто нашим детям и нашей молодежи просто нечего делать в Церкви и в России, мы не можем вообще или плохо можем найти для них сферы применения талантов, устремлений, мотивации и горения.

6. Физическая и психологическая усталость, перегрузки, время, потраченное на многочисленные дополнительные занятия, кружки, транспорт, то, что можно назвать агнозисом «перегруженности рабочего графика» и «синдромом воскресного дня».

7. Неготовность и неспособность справится со своими собственными грехами, из которых главными являются грехи, связанные с сексуальной сферой.

8. Активное проникновение в российские реалии (образовательные, воспитательные, культурные, политические, социальные) элементов западного мышления т.е. усиление рациональной составляющей, которая в жизни европейского общества актуализировалась особенно ярко еще в эпоху Просвещения. Следствие – исключительно позитивистское воспитание в школе, рационально-позитивистский тип преподавания и науки в высшей школе. И, что очень важно, тотальная демократизация всех общественных институтов, которая в свое время повлекла за собой демократизацию в церковной жизни на Западе, тенденцию, проявляющуюся уже и в нашей церковной жизни.

9. И, наконец, последнее, но, пожалуй, самое значительное - секулярные тенденции современной жизни. Для русского молодого человека начала третьего тысячелетия актуальна, если не сказать – «остро поставлена», проблема восприятия современной европейской культуры, с одной стороны, далекой от веры и религиозности, с другой – привлекательной для молодежи, с точки зрения возможностей самореализации, образования, карьеры.

Итоги двух десятилетий свободы



Таким образом, мы вплотную подошли к важному вопросу: к чему мы, являясь родителями, священниками, учителями, оказались не готовы?

Ответ на него должен учитывать несколько важных обстоятельств.

А) Проблема изоляционизма.
Речь идет о способности священнослужителей говорить с представителями молодежи на одном языке.

В) Церковь и молодежные субкультуры.

В т. н. постмодернистскую эпоху для молодежи особое значение имеет религиозное самоопределение в рамках конкретной субкультуры. Именно поэтому мы в последнее время так часто слышим о миссии среди байкеров или посетителей рок-концертов. В Европе подобного рода деятельность уже оформилась в виде конкретных миссий, например, существуют миссии для серфингистов, молодежи из неблагополучных районов больших городов (например, в Англии речь идет о крупных промышленных центрах – Манчестере и других городах) и т.д. Очень характерны высказывания инициаторов подобных движений в разных странах мира, например: «Если вы хотите охватить миссией молодежную культуру, то вам следует перенести христианскую веру в эту культуру» - слова Райнхольда Кребса, регионального представителя лютеранского движения EJW в Вюртемберге (Германия). И еще одно показательное высказывание: «На мой взгляд, основной проблемой в большинстве европейских стран является преодоление установки «я католик, а значит христианин», то есть восприятия религии как наследства, вместо выстраивания личностных отношений со Христом» - эти слова принадлежат региональному руководителю организации христиан-серфингистов Филу Уильямсу .

Данная проблема уже начинает осмысляться и в России. Вот как ее формулирует свящ. Д. Свердлов: «Церковь сама сегодня представляет собой субкультуру, которая преломляет через себя и навязывает привычки и вкусы того большинства, которое на текущий момент составляет подавляющую статистическую массу прихожан. Как ни странно, но все еще продолжается дискуссия о взаимоотношениях церковного сообщества и рок-музыки. Человек ставится перед выбором: либо отказ от церковности, либо отказ от культурной самоидентификации, которая является частью самоидентификации личностной». Конечно, в такой постановке ситуация выглядит абсурдно – Церковь не может быть субкультурой.

Я хотел бы присоединиться к двум важным выводам, которые по итогам «двух десятилетий свободы» делает немецкий специалист по истории Церкви проф. Х. Оме:

а) религиозное возрождение девяностых годов ХХ в. в России не привело к действительному широкому обновлению, не превратило «традиционную православную религиозность» в массовый феномен;

б) большой авторитет Русской Православной Церкви в значительной степени имеет для многих россиян в первую очередь национальное и культурное, а не религиозное измерение.
В настоящее время Россия впервые вплотную соприкоснулась с теми процессами в сфере веры и религиозности, которые были характерны для европейской культуры в середине 1960-х годов. Именно в этот момент Европа оказалась не готова к новым вызовам, идеологами и носителями которых стали, главным образом, представители поколения молодежи. Достаточно вспомнить пресловутую сексуальную революцию или впечатляющий триумф группы «Битлз», который имел далеко идущие последствия – возможно, в первый раз проблема успешной самореализации при отсутствии минимума необходимых ресурсов была поставлена столь остро. Россия, пережив страшную волну гонений на веру и Церковь, период насильственной атеизации населения, стоит перед новой волной секулярности, вызванной современными процессами (глобализация, модернизация образовательного процесса и т.д.).

Именно поэтому, учитывая накопленный опыт, перед лицом новых вызовов, нам необходимо серьезнейшее осмысление того, что с нами произошло за эти двадцать лет. Необходимо новое осмысление церковной традиции в современной жизни и поиск таких форм, в которых Благая Весть будет доступна для современного молодого человека, будет донесена до него на понятном ему языке. Как подчеркивает А. Десницкий, «потому так трудно дается нам разговор о расцерковлении, что он, на самом деле, подразумевает самый серьезный разговор о сути нашей церковности, о ее формах в современном мире, о практике духовной жизни» . В Церкви молодому человеку должно быть не только интересно, но здесь он должен находить пространство для свободной самореализации, и здесь, боюсь, введения формальной должности «ответственный за работу с молодежью» совершенно не достаточно. Как это не парадоксально и непривычно для всех нас, мы уже столкнулись с необходимостью сделать для молодого человека поколения постмодернизма актуальными Евангелие и Церковь, веру и Христа. И должны учиться сделать это убедительно, именно сделать, а не просто рассказать.

При этом в наших рассуждениях должно присутствовать четкое понимание того, от чего Церковь не может отказаться, не перестав быть Церковью. Противопоставление «религии страха» и «религии любви», стремление «не потерять молодежь» любыми средствами, в частности, разрешив ей делать в церковных границах все, что только заблагорассудится. Это опасная тенденция, ибо критика современной церковной жизни часто ведется с секулярных позиций. Мы должны понять, что критика секуляризма не может вестись с секулярных позиций. Эта критика должна быть взвешенной и сбалансированной, она не должна ограничиваться констатацией кризиса, ибо в конечном итоге кризис – это суд, т.е. переосмысление старого багажа и возможность реального церковного обновления, которое, в конечном итоге, есть всегда возвращение к Традиции.

Вторая часть доклада - Молодежь и процесс секуляризации 2

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Молодежь, церковь и секуляризация

Молодежь уходит из Церкви, можно констатировать, что в современной церковной жизни совершенно реально присутствует проблема расцерковления. Но почему молодые люди покидают Церковь? Чего они не находят в Церкви и что из церковной жизни их отталкивает? Об этом в своем докладе, прочитанном в сентябре на Успенских чтениях в Киеве, рассказывает доктор церковной истории, преподаватель ПСТГУ священник Георгий Ореханов

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.