На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №2(3)'2002

Миссионеры идут в поход
Предлагаем краткую историю миссионерских походов Свято-Тихоновского Богословского института и Свято-Димитриевского сестричества (Москва).


Версия для печати
01.05.02, 13:30

ПЕРВОПРОХОДЦЫ
Все началось в 1996 году, когда владыка Герман Якутский обратился в Православный Свято-Тихоновский Богословский институт (ПСТБИ)Река Лена, вид с вертолета с просьбой прислать священников в те места, куда сам он добраться не успевает.
В наиболее отдаленных уголках, отстоящих от Якутска на 2000 километров, нет храмов, целые поколения выросли некрещеными.

Так группа студентов института и клириков Николо-Кузнецкого храма под руководством ректора института прот. Владимира Воробьева отправилась в самую большую в мире епархию, территорией равную пяти Франциям. "Другая страна, - говорили, вернувшись, миссионеры. - Необычно все: природа, климат, люди".

В Якутии сейчас живет около 100 народностей. Больше 50% - русских, В Якутии дети играют на улице даже в 40-градусный морозпримерно 30% - якуты и множество малых народов Севера: юкагиры, эвены, чукчи, эвенки и многие другие. Здесь занимаются рыбной ловлей, охотой, на Алдане действуют угольные шахты. Ходят в лес за грибами - не для отдыха, а чтобы заготовки на зиму сделать, когда есть нечего. Выращивают овощи в теплицах, построенных на теплотрассах (трубы, идущие от ТЭЦ, согревают даже вечную мерзлоту).

У северных народов до сих пор сильны языческие представления и обычаи - "кормление" огня, призывание духов. Люди, живущие в страшном холоде, обожествляют тепло. "Мы беседовали со студентом Якутского государственного университета, и он говорил, что, когда собирается идти в тайгу, обязательно приносит жертву духам огня, без этого просто невозможно, погибнешь, - рассказывает о. Александр Ильяшенко. - Приходят люди на исповедь и каются, что они не только костер в лесу "кормят", но и газовую плиту в домах".

За Полярным кругом чукчи, оленные юкагиры и эвены занимаются оленеводством: у общины крупные стада, доходящие до 10 000 голов. Жизнь здесь суровая, и общая в стране разруха видна особенно сильно. Раньше через порт Зеленый мыс шло снабжение всего региона. Теперь система морского транспортного судоходства расстроилась: в порт приходят одно-два судна в год. В 1996 году миссионеры застали здесь грустную картину: работы нет, что дальше - неизвестно.

Поселок Амбарчик. Здесь был пересыльный пункт колымских лагерейКогда-то Колыма была вся покрыта концлагерями. До сих пор сохранились брошенные, пустые бараки и вышки. Миссионеры видели даже кусок рельса, в который били часовые. Колючая проволока в пять рядов, вышка, амбразура для автомата, место для печки (вышка была теплая). Миссионеры не раз останавливались в поселке Амбарчик - бывшем пересыльном пункте Колымских лагерей, - чтобы служить панихиды: именно здесь находится место кончины многих новых мучеников российских.

Всего было одиннадцать якутских экспедиций.

Уже в первой, 1996 года (колымские поселки Зырянка, Нелимное, Верхнеколымск, Среднеколымск, Черский, Амбарчик) за три недели крестилось около 1500 человек.

В каждом населенном пункте миссионеры задерживались на четыре-шесть дней. За это время успевали организовать несколько бесед для подготовки ко крещению, совершить само таинство, провести небольшой концерт, зайти и в местную школу, и в больницу, и освятить квартиры.

За последние годы в Якутии организовано более 20 православных общин. Здесь всего несколько больших городов, а в основном поселки по 4-10 тысяч жителей, и во многих таких поселках уже зарегистрированы общины. "Здесь очень ждут прихода Церкви, - считает о. Андрей Близнюк, руководитель второй и третьей экспедиций института в Якутию. - Окажись у них опытный священник, он стал бы духовным лидером целого региона".

"Уже много лет прошло с тех пор, как мы в первый раз на Колыме крестили множество людей, и до сих пор оттуда пишут нам и помнят нас, - говорит о. Владимир Воробьев. - Даже одна эта переписка не так мало может. Те, кого мы крестили тогда, стали ходить в местный храм. Они из детского сада построили церковь, хотя у них нет священника, но они туда ходят, молятся там. По временам к ним приезжает священник из Якутска. Жизнь христианская у них все-таки каким-то образом налаживается".

МЕЗЕНЬ И ПИНЕГА
Идея походов в Мезенский и Пинежский районы Архангельской области тоже родилась не в Москве: настоятель Свято-Троицкого храма Архангельска прот. Александр Денисов переживал за поморов, живущих в районах, где нет ни одного действующего храма, и обратился в Свято- Тихоновский институт с предложением устроить миссионерскую поездку.

В Кимже - одном из самых красивых мест на Мезени - миссионеры крестили полселаВ 1998-м и 2000 годах миссионеры института совершили поездку по Пинеге, а с 1999 года начались ежегодные походы ПСТБИ вверх по течению реки Мезень. По мере продвижения по реке миссионеры стараются побывать во всех крупных селах. Переписываясь в течение года с местными жителями, они готовятся приехать в те места, где уже были: маршрут начинается со "старых" мест, а затем миссионеры двигаются дальше.

Программа обычно строится так: в каждое село приезжают максимум на два дня. Вечером первого дня проходит встреча в клубе, где миссионеры показывают слайд-фильм (о подготовке ко крещению, о жизни православной общины в Москве, о других походах), небольшой хор выступает с концертом духовных песнопений и народных песен, затем отвечают на вопросы, рассказывают о Христе, о значении крещения, о Церкви. На следующий день - крещение. Литургия совершается, если в селе есть храм или часовня.

В 2001 году миссионерский маршрут включал в себя десять пунктов: город Мезень, села Дорогорское, Погорелец, Лешуконское, Ценогора, Белощелье, Усть-Кыма, Койнас и две деревни: Большая Нисогора и Селище.

Бассейны рек Мезень и Пинега - исконные места проживания поморов, выходцев из Новгорода и других мест России, освоивших побережье Белого моря и Черской губы. Смелые, выносливые люди отправлялись в Белое и Баренцево морея на малую Землю, Шпицберген, далекие острова Ледовитого океана, промышляя белого медведя, тюленя, рыбу. Поморские дома похожи на крепости. Наверху, в теплом помещении, жили, внизу - мастерские, скотный двор, тут же и сеновал, и гончарная мастерская, и место, где делали свои лодки - карбаса.

У поморов есть традиция - одевать поклонные кресты особыми пеленами. В одном из сел Спасителю каждый год надевают новую рубаху. Это, конечно, остатки язычества, но уговорить местных жителей отказаться от старинного обычая очень трудноМеста здесь необыкновенно красивые. По словам старой пинежанки Натальи Григорьевны Водянниковой, "выйдешь иной раз к обрыву, и сердце вмиг остановится: какая кругом обширность разработана! Смотри, любуйся - все сыт будешь. Река в рыжих берегах, песчаные косы вдоль берегов, и леса синие в белую воду глянутся. И свет серебряный отовсюду сочится... И чего только на ум не вспадет! Всю жизнь свою косточка за косточкой перебираешь..."

Большинство колхозов развалилось, поэтому крестьяне живут "натуральным хозяйством": привозят на рынок молоко, сметану, масло собственного производства. Некоторые держат по три-четыре лошади. Раньше перевозили продукцию на тракторах или по реке, а с тех пор как топливо подорожало, дешевле стало скотину держать. Работают и в школах, больницах, аэропорту. В селах, конечно, больше стариков, но в крупных селах есть и молодежь.

Особенно полюбились миссионерам доверчивые пинежские мальчишки, которые прибегали каждый вечер в гости, а потом писали теплые письма. Для них Москва - непостижимо далекий город: "А у вас зима есть?.. Когда у нас лето, у вас зима?"

Старики тут совершенно расцерковленные. Приходилось некоторых бабушек уже лет под 70 учить креститься: бывшие комсомолки к старости все-таки приходят к вере. Не все, конечно. "Одна бабушка, - рассказывает о. Андрей Близнюк, - из священнического рода, у нее и отец, и прадед, и все деды были священниками, но она так и не пришла к нам на службу. Сказала: "Да уж мне поздно к вере-то приходить". Так и не смогли мы ее уговорить. Но многие все- таки приходили и часто службы задерживались из-за долгих исповедей, когда люди исповедовались за всю свою жизнь. Страшные тут судьбы, работа на лесоповалах, многие осевшие там - из поселенцев, ссыльных, прошедшие лагеря".

Одна старушка, живущая в женском психоневрологическом интернате, спрашивала у о. Андрея: "Как мне почитать родителей, когда они меня семимесячную бросили, и жизнь моя потом была сплошной мукой? А? - И потом добавила: - А почему все боятся умирать, если там Царствие Небесное?"

Вообще на Севере - по Пинеге, по Мезени - очень много интернатов. Например, психоневрологический интернат в одном из красивейших мест Пинеги - Красной Горке. Здесь был знаменитый Красногорский монастырь с чудотворной Грузинской иконой Божией Матери, привезенной из Персии. Икона была утрачена в советское время, а монастырь разорен, и в его здании устроен интернат. Его обитатели очень тепло встречали миссионеров, удалось крестить всех, кто не был крещен. Как могут, они молятся. Сестры говорили, что если бы там был приходской священник, то он мог бы очень много сделать и помочь этим больным.

Всего за три с половиной года в Архангельской области миссионеры ПСТБИ окрестили более 1000 человек.

МОЛОДЫЕ КАПИТАНЫ Миссионерские походы Свято-Димитриевского сестричества были задуманы, чтобы объединить молодежь прихода, предложить молодым христианам интересное и ответственное дело, чтобы они не ушли из церковной ограды в период "искания приключений". Кроме того, в общине было много любителей байдарочных походов, и настоятель храма прот. Аркадий Шатов как-то раз предложил совместить приятное с полезным. И вот в августе 1997 года состоялся миссионерский байдарочный поход по реке Юг, протекающей на севере Кировской и Вологодской областей.

22 миссионера (среди них один священник и два преподавателя Богословского института) отправились в плавание на девяти байдарках. Заходили в села Нижний Енангск (попробуйте произнести!), Устьинское, Утманово и Подосиновец. В первом селе миссионеров встретили прохладно. На службах народу было немного, а на беседу пришли только пятнадцатилетние девочки. Когда после разговора одну их них спросили, хочет ли она, чтобы в селе восстановили храм, то в ответ услышали: "А на фига?"

Но уже в следующих селах труды миссионеров были вознаграждены - они оказались нужны людям. В Утманово, где миссионеров попросили послужить в разрушенной церкви, местные жители сами убрали храм, из сельпо принесли столы для устройства свечной лавки. Дети и молодежь помогли украсить храм цветами, принесли воду для молебна. Необычайную радость и торжество на Литургии, впервые за многие десятки лет совершавшейся в израненном, оскверненном храме, ощущали все. Солнце сияло сквозь проемы окон, а во время Евхаристического канона светом залило весь алтарь.

Были в походе и опасности - например, собственная собака. Злую кавказскую овчарку взяли с собой для охраны. Но она периодически срывалась с цепи и за неимением более достойных объектов кусала участников похода. В результате охрана была приставлена к ней самой.

В целом пробный поход закончился неплохо. Было крещено 57 человек, обвенчались четыре семейные пары (венцы были сплетены из красивых полевых цветов). Миссионеры, вдохновленные успехом, решили продолжать начатое дело.

В августе 1998 года миссионерская группа больничного храма и Свято-Тихоновского Богословского института (21 человек) отправилась по реке Тавда (северо-восток Екатеринбургской области). Поездку возглавили о. Александр Доколин и о. Александр Ильяшенко.

По реке на катере "Костромич" прошли 460 км. Останавливались в пяти населенных пунктах: городе Тавда, поселке Новоселово, селе Таборы и деревнях Озерки и Унже-Павинская, построенных в начале XX века во время столыпинской реформы для переселенцев из Белоруссии.

Одно из самых ярких походных впечатлений - всенощная на катере, плывущем по широкой сибирской реке среди бескрайней тайги.

За время похода было совершено восемь Божественных Литургий, на которых присутствовало около 350 человек, причастилось около 200 человек (из них 120 - в первый раз). Повенчались две пары. Крестилось в общей сложности 166 человек, в деревнях Унже-Павинская и Озерки крещение приняли около 30% населения.

Сразу после крещения в Унже-Павинской началось венчание. Венцы были сплетены из полевых цветов. Венчали сразу две пары, у обеих уже есть дети. Одним из венчавшихся был глава местной администрации Василий Жучков. В этот день над ним, как и над второй венчавшейся парой, совершилось сразу три таинства: крещение, причащение и венчание.

ПАРУСИНОВЫЙ ШАТЕР
Летом 1999 года миссионеры Свято-Димитриевской общины взяли с собой походный храм-палатку Богословского института, освященный во имя Всех святых, в земле Российской просиявших.
Занятия миссионерской воскресной школы обычно заканчивались уроком рисования. Например, на тему «Крещение Руси»
С ним прихожане храма царевича Димитрия и студенты Богословского института и Свято-Димитриевского училища сестер милосердия (средний возраст миссионеров - 22,5 года) отправились на автобусе в село Синегорье Нагорского района Кировской области. Оттуда выезжали в соседние поселки - Крутой Лог и Первомайск. Синегорье - большое село, в нем около 1800 жителей. Лишь 15 лет назад здесь была проложена бетонная дорога, а до этого в плохую погоду связь осуществлялась только самолетами. Cело расположено на живописных, поросших таежным лесом холмах на берегах реки Кобра и вполне соответствует своему поэтическому названию.

Миссионеров хотя и не ждали, но встретили тепло и радушно. Накануне отъезда число новокрещеных было 394, а в последний день захотели креститься еще пятеро - получалось 399 человек. Директор местной музыкальной школы привел креститься жену и дочь, а сам ушел топить баню. Но потом все же вернулся, потому что и сам решился принять святое крещение. Подобно воину, дополнившему число свв. Севастийских мучеников до 40, этот раб Божий дополнил число новокрещеных до 400.

По милости Божией было и настоящее чудо. 7 августа 1999 года в Синегорье крестилась женщина, много лет страдавшая дерматитом на ногах. После крещения болезнь исчезла.

В результате этого похода возникла и вскоре по благословению архиепископа Вятского и Слободского Хрисанфа была зарегистрирована православная община села Синегорье.

Зимой 2000 года миссионеры снова побывали в Синегорье. Было крещено еще 26 человек. В селе открылась постоянно действующая воскресная школа. Через некоторое время общине было передано здание, в котором сейчас уже действует храм.
Храм свт. Филарета, митрополита Московского
В том же году был сшит собственный походный храм, освященный во имя свт. Филарета Московского.

ЛЕСОПОВАЛ
Весной 2000 года маленькая группа миссионеров во главе с о. Василием Секачевым летала в Хабаровский край. Пунктом назначения был таежный поселок лесозаготовителей Кенай. В отличие от старинных сел и деревень, куда до сих пор ездили миссионеры, это поселение совсем новое - построено в 1971 году. Жителей тут около 700. Ситуация отчаянная: леспромхоз закрыли несколько лет назад, половина людей лишилась работы. Как жить дальше - неизвестно, в поселке царит уныние и почти поголовное пьянство. Вот один из предпринимателей, которые все же ведут лесозаготовки, и пригласил миссионеров - спасать народ.

Вообще-то этот поход был задуман как подготовка к летнему - чтобы прощупать почву - и длился всего четыре дня. Но каково же было удивление миссионеров, когда в первый же день захотели креститься 100 человек! На занятия воскресной школы каждый раз приходило человек 40. Миссионеры волновались, запомнят ли люди, недолго готовившиеся к крещению, то, что им рассказывали миссионеры. Но во время самого крещения кенайцы так горячо и дружно отрекались от сатаны, что сомнения миссионеров развеялись. Перед крещением должна была быть дискотека - единственное развлечение в поселке. Но жители сами попросили, чтобы ее отменили. В результате подростки вместо дискотеки пошли на исповедь. Как будто миссионеров только и ждали.

Сейчас в Кенае сложилось ядро православной общины, они вместе молятся, учат детей вере. Вообще, миссионеры говорят, что в этих отдаленных местах чувствуется настоящий голод по Православию. Отец Василий рассказывает: "Идет наша маленькая группа по улице Хабаровска. Вдруг подходит какой-то парень и начинает расспрашивать о вере, причем видно, что не сектант какой- нибудь, обыкновенный молодой человек. Проговорили мы с ним целый час".

Всего за четыре дня поездки было крещено 130 человек.

"МОСКВА, МЫ ЗА ВАС!"Полезно иметь с собой текст молитв, написанный крупными буквами, чтобы петь могли все
Летом 2000 года было две поездки - в Архангельскую область и в Марийский край. В Шенкурский район Архангельской области (села Ровдино и Шеговары) на автобусе отправилась большая группа (более 60 человек) под руководством двух священников. Примечательно и трагично одновременно, что именно в Шенкурске в начале советских времен был разрушен первый храм. Всего в городе, построенном на 50 лет раньше Москвы, когда-то было 12 храмов и два монастыря.

Храм в Ровдино предстал перед миссионерами полуразрушенным. Пол местами обвалился, всюду - осколки, куски битого кирпича. Из фресок сохранились только фрагменты орнамента в алтаре. А на стенах нацарапаны углем разные черепа, рогатые существа и голова дракона, обращенная к Царским вратам...

В сельской больнице Ровдино миссионеры познакомились с человеком, который уже твердо решил наложить на себя руки. Он пережил несколько трагедий подряд: разрушение семьи, несчастный случай - бревном ему перебило позвоночник и после этого парализовало ноги. В довершении всего что-то случилось с глазом, и его пришлось удалить... Узнав, что приехали миссионеры, он попросил их прийти и поговорить с ним. Пока миссионеры были в селе, они ежедневно навещали его, беседовали, утешали, сестра милосердия обрабатывала ему пролежни. Когда уезжали, человек этот отказался от мысли о самоубийстве.

Всего в Ровдино и Шеговарах было крещено 433 человека.
Марийские национальные костюмы поразили миссионеров
Две недели продолжался автобусный поход в республику Марий Эл. Миссионеры побывали в деревнях Арык, Большой Сатнур, Каксинвай. В Арыке живет 800 человек: мусульмане (татары), староверы, православные. Большой Сатнур (по-марийски "Ивовый луг") - уже чисто марийская деревня. Некоторые бабушки приходили на службу в национальных костюмах. Это короткие домотканые платья с вышивкой по подолу, вороту и запястьям. Поверх платья надевается что-то типа черного халата (по крайней мере, из такой материи сейчас шьют халаты для труда), он чуть короче, чтобы видны были узоры, вышитые на подоле платья. Но самое интересное - это "чурюк", который надо лбом выступает из-под платка небольшим стоячим треугольником. Он расшит бисером, раковинами и старинными монетами.

Миссионеры были желанными гостями - им помогали, несли гостинцы, кормили. Участники поездки вспоминают: "Возвращаемся с ужина и на запыленном нашем автобусе обнаруживаем надписи: "Москва, приезжайте еще! Мы вас любим! Мы всегда за вас!""

За весь марийский поход крестились 222 человека. Многие специально приезжали из соседних деревень - Малой Шабанки, Каксинши, Участка, Кокуя, Канамаша и Буртека.

КАРГОПОЛЬ, НЯНДОМА, ДАЛЕЕ ВЕЗДЕТаким миссионеры увидели храм в селе Тихманьга
В начале лета 2001 года в Каргопольский район Архангельской области на миссионерском автобусе отправились 14 человек: священник, два алтарника, преподаватели воскресной школы, врач и другие необходимые в походе люди. Они посетили шесть сел: Печниково, Лядины, Полуборье, Тихманьгу, Ухту и Кречетово.

Миссионеров поразило огромное количество людей, желающих креститься, исповедоваться, молиться на службе. "Нас буквально разрывали на части, чтобы мы побывали везде, - рассказывает возглавлявший группу о. Александр Доколин. - Приходилось менять спланированный еще в Москве график, чтобы учесть все просьбы".

Всего за две недели на походном антиминсе было совершено 11 Литургий, Таинство Крещения совершалось 15 раз. Общее число крещеных - 897 человек. Недавно в селе Печниково возникла своя православная община.
В первый же день похода в центре села ставится церковная лавка с книгами и иконами. Важная задача лавки - запись на крещение. Подойти сразу к храму многие стесняются, с продавцом в лавке поговорить проще
Как и в других местах, было много встреч, тронувших душу. Вот однажды во время исповеди к храму с вопросом подошла пожилая женщина. Исповедоваться она не собиралась - стала объяснять, что грехов у нее особых нет, что жизнь перед ней гораздо больше виновата. Но когда священник увидел и позвал ее, она пошла. А после этого устроила миссионерам царский обед, а сама есть отказывалась: "Может, мне и не кушать в такой день-то - Господь мне все мои грехи простил, сколько у меня грехов-то было".

Последним пунктом миссионерской поездки в Каргополье в 2001 году было село Кречетово. Жители села попросили миссионеров отслужить молебен о дожде - уже месяц стояла засуха. Но если бы пошел дождь, миссионеры не смогли бы выехать из села. О. Александр сказал селянам: "Потерпите чуть-чуть, вот уедем, и будет у вас дождь". Не успели миссионеры проехать и 300 метров, как у них за спиной над селом нависли тучи и засверкали нити грибного дождя.

Чуть позже другая группа миссионеров на том же автобусе направилась в соседний Няндомский район - деревни Шалакуша, Ступино и Лепша.

Как-то двое девушек из миссионерской группы шли вдоль реки в Шалакуше, выбирая место для крещения, и вдруг услышали: "Сестры! А как записаться на крещение?" Так их приветствовал мужчина атлетического телосложения, весь в угрожающих наколках, как вскоре выяснилось - местный "авторитет". Через какое-то время он появился у храма и долго беседовал с батюшкой. Но так и не крестился, потому что не имел решимости оставить свои "разбойничьи" занятия. На прощание он сказал батюшке: "У нас с вами есть что-то общее. Мы с вами не то что эти, мы люди духовитые".
Помост для крещения на реке
После многочасового крещения в Шалакуше все очень устали. И тут появился молодой человек, весь в черном: косуха, железные цепи на шее, серьги в ушах, ботинки-гриндерсы на ногах, руки украшены перстнями и страшными наколками. Он обратился к батюшке: "Крести!" Во время чина оглашения на вопрос "Отрекаешься ли ты от сатаны?" - последовало молчание. Всем стало жутковато. Оказалось, что цепи, кольца, брелки - не просто дань моде: молодой человек был сатанистом. С большим, даже физическим трудом он произнес: "Отрекаюсь".

За 14 дней в походном храме восемь раз совершалась Божественная Литургия, 13 раз - крещение. Всего крестилось 527 человек.

Вместе с жителями Ступино приняла крещение глава местной администрации Валентина Степановна. По ее инициативе было составлено письмо к владыке Архангельскому и Холмогорскому Тихону с просьбой благословить строительство в деревне часовни. В том же году миссионеры получили письмо с известием о том, что владыка благословил строительство, а местный лесхоз обещал дать необходимый для этого лес.



"Можно спорить, достаточно ли всего одной беседы с миссионерами для совершения самого первого и потому самого важного в Церкви Таинства. Может, это вообще бесполезная затея? Ну, хорошо, крестился человек. Где гарантия, что крещение не станет для него всего лишь поводом для застолья? И будет ли он вести жизнь целомудренную и добрую или будет продолжать воровать, что плохо лежит в развалившемся колхозе или у соседа? Еще много вопросов не дают покоя. Но они отпускали, когда мы видели, как сверкали глаза детей, как плакали опоздавшие на крещение, боясь, что им откажут. А сколько в высказываниях этих людей страха Божия, сколько подлинной, не мудрствующей лукаво веры! Да и кто из нас, людей, может мерить благодать Божию, подаваемую в Крещении?"
(Из дневника миссионера)


СЕРЬЕЗНЫЕ ЛЮДИОксино, Архангельская обл. Крещаемые выстроены широким полукругом - чтобы к каждому можно было подойти, никого не упустить
Оказывается, Ненецкий округ есть не только на Ямале, но и в Архангельской области. Сюда в августе 2001 года прилетели 25 миссионеров во главе с прот. Аркадием Шатовым. За десять дней они посетили четыре населенных пункта: села Великовисочное, Оксино и Красное, а также деревню Лабожское, куда ездили крестить небольшой группой на моторной лодке.

В Великовисочном крестилось 109 человек; в Оксино на реке - 86; в деревне Лабожское - 39 человек, в Красном - 171.

Коренная народность этих краев - ненцы, доброжелательный и искренний народ, в большинстве осознающий себя православным. Основное их занятие - оленеводство, поэтому большую часть жизни они проводят в кочевье. Оленевод и его супруга (чья официальная должность - "чумработница") получают в оленеводческом колхозе небольшую зарплату. Ненцы относятся к вопросам религии серьезно, ведь кочевая жизнь сопряжена с большими трудностями и опасностями, заставляющими человека искать Божией помощи. Священников в этих краях не было много десятилетий, и Крещение совершалось ненецкими старушками мирским чином. Над крещеными так людьми миссионеры совершали Таинство Миропомазания.
Во многих ненецких селах священников не было несколько десятилетий
Единственное отпевание, состоявшееся в походном храме, поразило до глубины души. Миссионеры долго ждали, потом увидели медленно движущийся "ЗИЛ". За машиной шли бабушки, за ними люди среднего возраста. Когда же отпевание началось, в храме собралось до ста ненцев, так что певчие еле поместились.

Всего за десять дней крестилось 405 человек, восемь раз в походном храме совершалась Божественная Литургия.

А осенью 2001 года совершена вторая поездка в Хабаровский край. В ней участвовали всего пять миссионеров. За пять дней миссионеры побывали в двух селах - Кенай и Уктур. В Кенае миссионеров уже хорошо знали и очень ждали. Всего за эту поездку крестилось 47 человек.

Крещение в Оксино. "Со стороны села к миссионерам приближалась темная грозовая туча. Видно было, как из нее светло-серой стеной идет дождь. Вспыхнула молния, прогремел гром: Батюшка виду не показывал, что чем-то обеспокоен, лишь немного быстрее стал читать молитвы, диакон призывал молиться Господу, хор отвечал, стояли на своих местах оглашенные, лишь слова молитв стали заглушать раскаты грома. Упали первые редкие капли дождя, но всем стало очевидно, что туча проходит мимо. Молнии вспыхивали со всех сторон - то со стороны тучи, то в другой стороне, посреди синего неба и небольших белых облаков. Величественное зрелище проходящей мимо грозы наполнило души миссионеров неизъяснимым восторгом. Чувствовалась близость Бога, благого в крепости и сильного в милости. Когда крещение кончилось и священник говорил краткое слово к новокрещеным, на реку из туч упал яркий луч солнца".
(Из воспоминаний миссионера)

Всего прихожане Свято-Димитриевского храма организовали 13 миссионерских поездок. В общей сложности в них было крещено 3 342 человека


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Зимой 2002 года миссионеры Свято-Димитриевского храма навещали старых друзей - в селе Ухта Каргопольского района Архангельской области (там было крещено 32 человека) и в Синегорье. В Синегорье ездили на святках, ходили по селу крестным ходом, колядовали, поздравляли больных и одиноких. В селе уже действует храм, появился молодой батюшка. Но повод для визита в Кировскую область был вообще-то не праздничный: в молодой православной общине возникли конфликты. Часть прихожан перестала ходить на службы. Когда вечером они стали пылко доказывать миссионерам свою правоту, внезапно погас свет. Часа через два, когда беседа приняла более мирный характер и члены нарождающейся общины сказали, что к следующему приезду миссионеров постараются, чтобы "все было по-другому", свет зажегся.

А в день отъезда миссионеров в храм пришли даже те, кто там никогда не был. Во время службы один из стоявших на клиросе обратил внимание на яркую вспышку в алтаре. После литургии батюшка рассказал о маленьком чуде: лампадка с плохим фитильком, которая вечно гасла и которую по много раз приходилось зажигать вновь, во время Евхаристического канона внезапно зажглась сама.

Миссионерам вспомнились все малые и большие чудеса, сопровождавшие их труд все эти годы: отступившая гроза в Оксино, радуга среди чистого неба над лагерем в Синегорье, прекрасные службы в заброшенных и оживающих храмах, люди, так серьезно и в простоте сердечной приходящие к Богу.

Слава Богу за все!

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.