На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Культура №0'0000

Любовь и война


Версия для печати
03.01.07, 13:12

Что нужно знать крещенным

П.Ю.Малков. Введение в Литургическое Предание. Таинства Православной Церкви: учеб. пособ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006.

«Церковь в своих аскетических писаниях доносит о нас, как происходит это поэтапное зарождение греха, в конце концов осуществляющегося в виде конкретного неблаговидного поступка, и учит, как на определенных этапах такого развития в нас греховного состояния можно все-таки греха избежать... Возьмем какой-нибудь не слишком мрачный пример. Представим себе, что в среду, в постный день, я прихожу мимо прилавка с мясными продуктами, и до меня доносятся весьма привлекательные колбасные запахи. Здесь для меня наступает первый этап сложной духовной борьбы, за которым может последовать самая настоящая «цепня реакция» душевных падений, способных в конце концов привести меня ко греху -- к нарушению постного дня. Пока же справиться с началом греха еще довольно легко: достаточно просто пожать плечами и пойти дальше, не задерживая мысли на этом невольном внешнем восприятии, непроизвольном движении сердца. Этот этап зарождения в человеке греха в аскетической традиции именуется "прилогом", или "прирождением", иначе -- "стрелой диавола"... Но представим себе возможное дальнейшее развитие событий...»
Что произошло дальше с автором «возле мясного прилавка» вы можете узнать, прочитав эту серьезную, но увлекательную книгу. Прежде всего она адресована студентам богословских вузов. В ней объясняется значение каждой молитвы, каждого действия священника в момент совершения Таинств. Чем раскаяние отличается от покаяния? Почему в Древней Церкви новокрещенные до восьмого дня носили повязки на челе? Что делать священнику, если во время чина венчания из толпы выскочит девушка и, указывая на жениха, закричит: «Нет, нет! Он мне обещался!?» Правда, что опытные священники не рекомендуют по поводу одной и той же болезни дважды соборовать человека? Знание ответов на такие вопросы необходимо не только начинающим богословам, но и всем христианам. Потому что когда в Богослужении что-то непонятно, есть соблазн отстраниться от молитвы.
В сокровенных подробностях проясняется вера. Книга преподавателя ПСТГУ, кандидата богословия П.Ю. Малкова пытается провести читателя к самому главному в христианском Богослужении. Напоминает, что «Евхаристия едина и единственна на все века. Строго говоря, мы даже не можем утверждать, что участвуем сегодня в какой-нибудь миллионной Литургии с тех времен, когда Христос совершил Тайную вечерю, потому что Литургия пребывает вне времени, она над временем. Можно сказать, что мы участвуем в одной и той же Литургии со Христом и Его апостолами. Господь со своими учениками некогда совершил Тайную Вечерю, и мы, служа Евхаристию, всякий раз оказываемся вместе с Ним за тем же самым столом, в Сионской горнице».

История одной великой любви

Монахиня Амвросия (Оберучева). История одной старушки. -- М: Храм святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке, 2005.

Молодая выпускница Медицинского института отказалась от предложений работать ассистентом у какого-нибудь из столичных светил, например Бехтерева, и стала земским врачом на отдаленном участке под Смоленском. А это значит до трехсот больных в день и обязательные ночные разъезды -- до сорока верст в любую погоду.
Когда началась война 1914 года, врач Александра Оберучева с маленькой корзиночкой села в поезд, следующий в направлении боевых действий. Там, где поезда уже не ходили, с трудом наняла телегу и попросила ехать, ориентируясь на звук боя. Так она попала на передовую, где сразу принялась перевязывать раненых и помогать священнику причащать умирающих. Со временем ей дали официальное назначение, а к концу войны она руководила госпиталем. «…Летят аэропланы. На рассвете, часа в четыре или раньше, я заслышала эти страшные звуки моторов. Подумала: “Что же я лежу, мне ничего, но каково же больным? Им ведь особенно страшно”, и я вскочила и стала завязывать косынку на голове. В этот момент раздался страшный оглушительный треск. Вокруг меня сплошное пламя! Слышу отчаянный крик больного из соседнего барака, бросаюсь сквозь пламя к двери, ничего не вижу. Надо спешить, чтобы спрятать больных хотя бы в лес. Говорю санитарам, чтобы они брали больных на носилки и шли за мной, но они так напуганы, что не сразу соображают и одни никак не могут идти. Только в лесу я почувствовала боль в ноге, какое-то жжение, как от горчичника: вся нога облита, посмотрела и увидела, что весь башмак в крови. Мне сделали перевязку, но обращать внимания на боль некогда, надо спешить, надо хлопотать, чтобы больных увезли. Бегу в свой лазарет, вижу, около моей хибарки лежит убитая лошадь и на ней всадник. На земле дверь хибарки и выбитое окно. Кровать моя железная согнута; икона Божией Матери Тихвинская, на жести, лежит на полу, а она висела на спинке кровати. Образ пробит пулей из бомбы».
Этот пробитый образ сопровождал Оберучеву до смерти. В 1917 году она приехала в Оптину пустынь, чтобы похоронить здесь брата, героя Первой мировой войны, и стала монахиней Шамординского монастыря, окормляясь у последних старцев. Вслед за священниками после революции была отправлена в архангельские лагеря -- в полярный ад человеческой жестокости. «Как скорби переносить?» -- спрашивала матушка у своего духовника. «Положиться на волю Божию. А о тех, которых считаем виновниками, думать, что они только орудия нашего спасения».
Туманные картинки детства фокусируются в рассказ об отважной юности, военная повесть переходит в патерик. А когда читаешь воспоминания о годах ссылки, окончательно понимаешь, что перед тобой житие.
Рукопись воспоминаний обрывается на полуслове. Новое издание этой драгоценной православной книги впервые дополнено рассказом о последних годах жизни матушки Амвросии.

Андрей КУЛЬБА



Кто прогнал турок с Балкан?

Красницкий А. И. Под русским знаменем. Повесть-хроника освободительной войны 1877–1878 гг. – М.: Сибирская благозвонница, 2005. — 382 с.

К сожалению, не каждый читатель сразу поймет, о какой освободительной войне речь. А до революции это было всем ясно. Это война, результатом которой было освобождение из-под турецкого ига братских православных народов Балканского полуострова. За победу в этой войне (а не только за освобождение крестьян) государя Александра II называли Освободителем и вплоть до XX века почитали в Болгарии. Подъем патриотизма в это время сравним с тем, что было в Первую Отечественную 1812 года. Этим чувством и пронизана повесть-хроника Красницкого. «Они, эти простые люди, своею жизнью спасали честь России. Все было против них: и безумно храбрый противник с умнейшими полководцами, и сама природа… Они преодолели все».
Повесть-хроника бесхитростно беллетризована. Главный герой -- юный доброволец, и через его письма, его переживания на войне, через судьбы связанных с ним персонажей раскрывается вся картина боевых действий, с некоторым простодушием дополняемая официальными хрониками и корреспонденцией. Местами повествование очень живо, местами громоздко (продраться через мелькание названий и имен в описании военных действий непросто, но для заинтересованного читателя -- посильно). После чтения этой книги хотя бы будет понятно, что стоит за известными словами «На Шипке все спокойно», кто они, герои Плевны, памятная часовня в честь которых восстанавливается в Москве.
Издатели могли бы очень помочь читателю, если бы дополнили и выправили «Примечания и пояснения», связали их с текстом и дали сноски к важным для действия и мало кому известным словам -- «ложемент», «Мартини-Пибоди», «туры и фашины», даже и «монитор». Вместо загадочного «С. Готард» надо было дать «Сен-Готард», вместо «г.-м.» -- «генерал-майор» и т. д. А без карты Балканского полуострова, которая вполне уместилась бы на форзаце книги, хочется локти кусать! Придется читателям (или родителям) озаботится приобретением внятной карты, чтобы можно было разыскивать указанные населенные пункты -- иначе чтение не может быть полноценным.
И все же спасибо за то, что эта книга пришла к нам. Очень мало памяти у нас об Освободительной войне. Повесть Красницкого хоть немного закрывает брешь, пока не созданы более современные и живые книги об этом героическом времени.

После кораблекрушения

Схиигумения Мария (Дохторова). Жизнеописание. Письма к Левкийскому епископу Парфению. / Составил митрополит Гавриил (Динев). М.: Сретенский монастырь, 2006. — 160 с.

«Жизнь не обыкновенная вещь, которую можно провести разумно, нравственно, красиво и только (идеал философии и науки). Но жизнь подобна человеку, после кораблекрушения очутившемуся нагим в море. Цель его -- ухватиться за предмет, могущий доставить его к берегу. Воистину есть только свет Христов и тьма дьявольская, а средины нет», -- пишет в одном из своих писем схиигумения Мария.
Внешняя канва ее жизни кажется похожей на приключенческий сценарий. Головокружительные перипетии, смертельные опасности и чудесные, Богом дарованные, избавления. Но изначала по воспоминаниям самой матушки видно, что она движима иными, чуждыми миру законами. 22-летняя девушка из хорошей семьи, успешная студентка историко-философского факультета МГУ, красивая, спортивная, живая, в 1918 году покидает родной Киев навсегда. Внешне это вызвано тем, что невозможно продолжить обучение в Москве, в Советской России. Внутренне же -- иное: «Тайна души моей. Я решила посвятить себя на служение Господу». Странствия, из страны в страну (сперва в католических Италии и Франции, потом в вожделенных православных), переходят в странничество, в подвижничество, иночество, даже юродство. Безумие для мира сего -- подвиги бездомности, постоянного поста, терпения холода, трудов, многокилометровых переходов. Потом — поношения в монастыре, еженощная брань с бесами.
Все это рассказано конспективно, в полнейшей простоте и без всяких прикрас. Маленькая (карманного формата) книжка составлена 20 лет назад в Болгарии, где проходили долгие последние годы подвига ее героини.

Елена ТРОСТНИКОВА


Они были взрослыми, когда были очень маленькими

Борис Споров. После войны (Год в деревне). М.: Отчий дом, 2005. -- 196 с.

Писателю Борису Спорову в 45-м было одиннадцать лет. В его книге -- быт истощенной войной деревни Смольки, откуда ушли 52 мужика, а вернулись только семь. Восьмой «воскрес», когда его уже оплакали после похоронки. Этот эпизод возвращения солдата домой из небытия -- самый сильный и самый радостный во всей книге. А через несколько глав книги солдата-победителя увозят в черном воронке.
«…Иван повернулся к бабам, перекрестился, поклонился и сказал негромко:
-- Вы, бабы, простите меня… вишь как… и туточки -- война.., -- он безнадежно махнул рукой и поднялся в кузов…»
Книга Бориса Спорова вышла в серии «Православная детская библиотека» и это может несколько спутать тех, кто увидит ее в книжном магазине. Давно известно, что не всякая книга о детстве -- для детей. «После войны» разумнее было адресовать молодежи, старшеклассникам. Трудно себе представить ребенка, который мог бы осилить столь жесткий и суровый текст. К тому же книга полна ушедших реалий деревенской жизни, они требуют комментария и полсотни сносок не спасают положения.
Мне кажется, замечательная повесть Бориса Спорова может придти к детям, и прежде всего к подросткам, в том случае, если ее откроют учителя истории. Одна глава из этой книги, прочитанная на уроке вслух, даст больше для понимания трагедии русской деревни, чем потоки сухих дат и документов. Например, глава о том, как мальчишки с риском для жизни спасают иконы из разоренного храма.

Дмитрий ШЕВАРОВ

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.