На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Кавказ: поможет только любовь


Версия для печати
20.08.08, 03:03

Вот уже вторую неделю продолжается геополитический конфликт на Кавказе. К счастью, его непосредственно военную фазу удалось довольно быстро остановить, но и за несколько дней войны все стороны конфликта – Грузия, Россия и Южная Осетия – понесли человеческие жертвы, не говоря уже о разрушенных городах и тысячах беженцев. Теперь на смену артиллерийским обстрелам пришли взаимные обвинения и угрозы. Но если из уст политиков и военных слышать угрозы и обвинения привычно, то вовлеченность в конфликт простых людей – а она, к сожалению, налицо: достаточно почитать многочисленные страницы в Интернете – заставляет крепко задуматься. Что заставило традиционно православные, братские народы России и Грузии воевать друг с другом? Что заставило старинных православных соседей – грузин и осетин – друг в друга стрелять? Когда в истории еще был пример войны между православными на уровне государств? Как должны вести себя Церкви-сестры в этом противостоянии? Вопросов много, а ответы найти крайне трудно: слишком живы впечатления от недавних боев и еще не утихли эмоции. И все же искать ответы необходимо. Поэтому мы решили обратиться к представителям Церкви, имеющим отношение к кавказскому региону.

Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан
(в его епархию входят православные приходы Северной Осетии), анализируя ситуацию, прежде всего категорически не согласился с формулировкой «война православных народов». «Так вопрос ставить нельзя! Это не народы воюют, а безответственные политики, которые отдали приказ солдатам! И прежде всего виноваты в том, что случилось, политики грузинские», -- уверен владыка. Мы попросили его высокопреосвященство рассказать о церковной ситуации в Южной Осетии. «Приходы Южной Осетии не входят в состав Ставропольской епархии, но дело в том, что Южная и Северная Осетии – это граничащие регионы, население которых теснейшим образом связано родственными узами. Это как два сообщающихся сосуда. И совершенно невозможно разделять этих людей по государственной принадлежности: если люди приезжают из Южной Осетии к нам, мы же не можем отказать им в духовном окормлении!» Церковная ситуация в Южной Осетии довольно сложна: канонически это территория Грузинского патриархата. Вместе с тем, с 1992 года часть духовенства республики перешла под юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей. А в 2001 году, когда из-за начавшегося сближения с матерью-Церковью в РПЦЗ произошел раскол, часть духовенства Южной Осетии перешла под юрисдикцию Православной (Старостильной) Церкви Греции, отколовшейся в свое время от Элладского патриархата.

Своим видением ситуации в Южной Осетии с нами поделился и прот. Феодор Кречетов, настоятель московского храма св. вмч. Георгия в Грузинах – храма столичной грузинской общины. «Основная причина конфликта – состояние современного человечества. Сегодня все разделены, каждый старается противопоставить себя другому. Когда Грузия после развала СССР отделилась от России, она стала расценивать Россию как агрессора. Россия тоже повела себя странно: “а почему вы, жившие всегда с нами вместе, теперь хотите самостоятельности?” Так и пошло: каждый тянет в свою сторону. Еще следует отметить непоследовательность России: на словах мы признаем территориальную целостность Грузии, а на деле поддерживаем раскол, выгодный нам политически. В этом и причина конфликта. Между прочим, именно поэтому большинство грузин сейчас поддерживают грузинское руководство, хотя оно и не слишком правильно поступает. Пойдя на насилие, Саакашвили повел себя совсем не по-христиански, но его слова – а он обещал грузинам восстановить целостность страны – хотя бы не расходятся с делами. Вот грузины его и поддерживают, хотя он и злодей. А мы обманываем грузин» -- считает отец Феодор. «Кстати, -- добавил он, -- грузинское руководство тоже обмануло своих солдат. После окончания боевых действий ребята признавались, что они даже не знали, что идут воевать. Им сказали, что это какие-то учения. Поэтому они так быстро и отступили. И слава Богу! Никто ведь и не хотел воевать!». Мы также попросили батюшку проанализировать церковную ситуацию в конфликтном регионе. «К сожалению, -- сказал он, -- похожая непоследовательность отмечается и в церковном вопросе. Южная Осетия и Абхазия – это каноническая территория Грузинской Церкви. А наши клирики незаконно переходят границы и начинают там действовать. Конечно же, Южная и Северная Осетия должна быть единой епархией, но так уж сложилось исторически, что два эти региона развивались по-разному: Южная Осетия более под влиянием Грузии, Северная -- России. Даже алфавиты там разные: В Южной – грузинский, а в Северной – кириллица. А язык один. На самом деле мы не имеем права действовать в Южной Осетии, а фактически – приходится, потому что иначе действовать некому. Люди приходят и говорят: вы нас бросаете. Что делать? Трудно сказать. Нарушено каноническое устройство: осетины не хотят слушаться грузинских священников, и отсюда все нестроения. Так же и в Абхазии». Мы спросили отца Феодора, как, по его наблюдениям, грузинский народ относится к абхазам и осетинам. «Сейчас основная черта отношений, -- сказал он, -- это обида. А еще желание вернуть территории, на которых грузины многие годы мирно проживали вместе с абхазами и осетинами. Но самое главное в отношениях этих народов – это острая нехватка любви, причем и с той, и с другой стороны».

Каковы же прогнозы развития политической и церковной ситуации в кавказских республиках и что сейчас нужно делать Церкви? Владыка Феофан считает, что сейчас рано делать прогнозы. «Церковная ситуация тесно связана с политической. Сейчас слово за народами Южной Осетии и Абхазии. Мы же должны осушить слезы людей, залечить раны, нанесенные им войной, а дальше – как Бог даст», -- сказал он. «Мое мнение – говорит отец Феодор Кречетов, -- что необходимо разрушить образ врага, сложившийся у конфликтующих сторон. Как это сделать? Различными доброжелательными действиями – причем на уровне и священноначалия, и простых клириков и мирян. Надо отказаться от резких заявлений, в которых есть все, кроме любви и которые звучат сейчас с обеих сторон. Надо простить друг друга, но кто-то должен начать этот процесс первым. И ведь такие примеры есть! На прошлую Пасху два русских священника из Оренбургской епархии написали образ великомученика Георгия и отвезли в Зугдидскую епархию в дар. К сожалению, это пока единичный случай. А таких бы действий побольше, да с обеих сторон! Тогда будет мир. То, что произошло в Южной Осетии – свидетельство оскудения христианского духа, а конфликт можно вылечить только любовью».

подготовил диакон Федор КОТРЕЛЕВ

Фотографии Цхинвали, из открытых источников



























См. также: Патриархи Русской и Грузинской Православной Церкви призывают молиться о мире и прекратить войну;

Не допустить антигрузинскую истерию просят общественность и Церковь

Владыка Феофан: у нас есть духовное оружие - молитва о мире

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Кавказ: поможет только любовь

Что заставило традиционно православные, братские народы России и Грузии воевать друг с другом? Что заставило старинных православных соседей – грузин и осетин – друг в друга стрелять? Когда в истории еще был пример войны между православными на уровне государств? Как должны вести себя Церкви-сестры в этом противостоянии? Вопросов много, а ответы найти крайне трудно: слишком живы впечатления от недавних боев и еще не утихли эмоции. И все же искать ответы необходимо. Поэтому мы решили обратиться к представителям Церкви, имеющим отношение к кавказскому региону

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.