На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Семья и личность №0'0000

Камо бежиши?


Версия для печати
07.11.11, 09:53

За окном гудят машины в пробке, телефон разрывается, дети ноют над уроками… И завтра будет то же самое, и послезавтра… Как уйти от бессмыслицы, рутины и скуки? Кто-то сдает московскую квартиру и уезжает на Бали, кто-то с головой окунается в кино, выставки и театры, кто-то уходит в волонтерское движение, а кто-то — в монастырь. Когда мы бежим к истинной реальности, а когда от нее? Как понять, не заблудился ли ты в своем бегстве?



Содержательное и бессодержательное


Недавно на Тайване молодой человек по прозвищу Зеленый Гигант безотлучно просидел у компьютера в интернет-кафе девять месяцев. Еду ему приносили к компьютеру, а не мылся он все это время. А вот мы читаем в житии преподобного Симеона Столпника, что он 37 лет простоял на столпе в дождь, зной и стужу, питаясь размоченной пшеницей и водой, которую приносили ему добрые люди. На взгляд человека, безразличного к религии, оба примера — чистый эскапизм (от англ. escape — убежать, спастись), бегство от реальности в какой-то другой мир. Но на самом деле это абсолютно разные вещи. Протоиерей Владислав Свешников, доктор богословия, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, говорит: «Не все монахи идут в монастырь по чисто духовной мотивации. Чтобы действительно войти в духовную реальность — очень многое надо. Но от настоящего монаха геймер, конечно, резко отличается: один занят самым серьезным содержанием жизни, другой предается совершенно бессодержательному занятию. Даже и в том случае, когда человек занимается чем-то хорошим, например идет волонтерствовать, но забывает о своей семье, это полное безобразие, потому что он бросает дело, непосредственно данное ему Богом. Как понять, что дело дано тебе Богом? Очень просто: что у тебя есть, то тебе и дано, и бросать его нельзя. Тем более если речь идет о браке».

Бегство или подвиг?


А если реальность отвратительна, а жизнь выносима, только если уходить в другой мир — музыки, литературы? Отец Иоанн Конюхов создал на Колыме лагерный театр, где играли классику; на Соловках в театре работал Борис Глубоковский, сын богослова и историка Церкви Николая Глубоковского. Переводчица Татьяна Гнедич, арестованная в разгар сталинских репрессий, в тюрьме переводила мысленно на русский язык поэму «Дон Жуана» Байрона, которую помнила наизусть. И перевод тоже заучивала наизусть. Это — эскапизм или подвиг?
Протоиерей Алексей Уминский, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, ведущий телепрограммы «Православная энциклопедия»: «Это не уход от реальности, а поиск защиты от реальности искаженной. Обращение к литературе, к вечным ценностям — это обращение к настоящей реальности, по крайней мере, ее части; главная реальность — Царствие Небесное. Вспомним новомучеников и диссидентов, которые попадали в перевернутый, страшный мир тюрем и лагерей, с его драками, матом, агрессией. Ведь это очень важно — не слиться с этим миром, не участвовать в его беззакониях и не жить по законам искаженной реальности: сохранить свою душу, не клеветать, не поднимать руку вместе со всей толпой».
Пример такого спасительного эскапизма — фильм Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна»: отец в концлагере рассказывает маленькому сыну, что все происходящее — трудная игра, за которую будет приз — прокатиться на танке. Уход от чудовищной действительности оказывается спасительным для детской психики, не способной вместить абсолютное зло.

Туда, где расцветает миндаль


Серое небо и слякоть, конфликты, круговерть давящих «надо» — хочется спрятаться от этого всего в другой мир, яркий, цветной и интересный. И если не можешь уехать куда-нибудь к морю — то есть кино, а на крайний случай — спать и видеть сны… Мальчик Бананан в соловьевской «Ассе» так и говорил: я живу в мире своих снов. Где грань, за которую нельзя переходить? Душеполезно ли — убегать от своей жизни в чужую? Андрей Фомин, старший преподаватель Высшей школы психологии, практикующий психолог: «У человека как минимум две реальности: одна — внешняя, чувственно воспринимаемая, в ней мы находимся телесно, а другая — внутренняя, в ней мы находимся в процессе мышления. Внешняя жизнь дает пищу для внутренней, за счет внутренней жизни мы меняем внешнюю. И если мы задумываемся, молимся, мечтаем, вспоминаем о чем-то, мы переходим во внутреннее состояние, которое само по себе нисколько не патологично. Мы можем погрузиться в свой или чужой опыт, в книгу, в фильм, в отношения — мы ежедневно это и делаем, и по большей части это ни к чему плохому не приводит. Главное условие безопасности — это способность произвольно, по собственному желанию выбирать предмет погружения, контролировать процесс и способность в любой момент выйти из него».

Другая реальность


Когда человек хочет найти если не альтернативу окружающему фальшивому миру, то хоть компенсацию своей скучной жизни — самым простым способом оказывается пьянство или наркотики. По некоторым оценкам, сейчас в России около 7 миллионов алкоголиков и 6 миллионов наркоманов. Иные погружаются в виртуальную реальность. В 2011 году общие расходы россиян на компьютерные игры составят полтора миллиарда долларов, утверждает статистика. Можно найти «свою» субкультуру — от байкеров до толкиенистов, можно увлечься экстримом, да и просто занятия спортом или любимая профессия обеспечивают насыщенную жизнь. Но вдруг оказывается, что альтернативный мир — тоже подмена и неправда. Отец Алексей Уминский: «Не только виртуальное пространство и азартные игры, но и мир богемы, тусовки, мир гламура — он тоже строит иную реальность. Так было, например, в Серебряном веке — этот особый мир был воспет литературой и очень печально закончилс, о чем можно прочитать, например, у Ходасевича в книге “Некрополь”». Андрей Фомин: «Такой уход может быть совершенно нормальным — он просто позволяет человеку восполнить недостающий в его повседневной жизни опыт. А может быть и патологическим: тут человек оказывается заложником своего увлечения. Из средства оно становится главным смыслом его жизни. Когда у человека все силы души направлены на какое-то дело — пока он его делает, он кажется очень успешным. У него вырабатываются свои ценности, свое понимание того, что такое добро и зло в его системе координат. А когда он лишается этого дела, он не может адаптироваться к новым условиям жизни».
Так часто бывает, например, со спортсменами. Возврат в повседневность из полной эмоций, соперничества, полета жизни дается тяжело: жить больше нечем. Владимир Ященко, замечательный прыгун в высоту, в восемнадцать лет побил рекорд мира, в девятнадцать поставил два мировых рекорда — а в сорок умер в глубокой алкогольной коме. Недавно СМИ писали о китайском гимнасте по имени Чжень Шань Ву: восходящее чудо гимнастики, выиграл Универсиаду… потом травма, уход из спорта, мелкое воровство, тюрьма…
Если в жизни смещен фокус, когда ее смыслом становится даже не забвение, а золотая медаль, исполнительское мастерство, слава, даже дети — то когда положенные в основу жизни ценности рушатся, человек не может устоять. И не только коммунистические, а даже и прекрасные семейные ценности, о которых сейчас так много говорят, подводят, когда на долю человека выпадает жребий Иова Многострадального. Но не каждый может, как Иов, обнаружить более глубокий смысл и ценности высшего порядка — и, опираясь на них, справиться с крушением своего мира.

На руинах


В 1920 году молодой белый офицер Валентин Катаев заболел на фронте тифом. Пока он лежал в бреду, в Одессу пришла Красная армия. Весь привычный мир ушел на дно, а Катаев остался — еле живой, без денег и работы, офицер разбитой армии в занятом врагами городе. Как быть, когда мир рухнул?
С Катаевым — мы знаем ответ: он нашел для себя творчество. А чем жить человеку, который собрался долго и счастливо жить, решил жениться, сменил работу на лучшую — и вдруг узнал свой смертельный диагноз? Как собрать себя после этого?
Андрей Фомин: «Я знал успешного бизнесмена двадцати пяти лет, у которого оказался рак. Все ресурсы и ценности, которыми он располагал, стали ничтожны перед лицом будущей развязки. И постепенно начала происходить переоценка всех ценностей. Смылась вся пена, ушло все наносное — стали цениться настоящие чувства: в девушках оказалась самой главной способность к сочувствию, иначе стали восприниматься отношения с матерью. Главной ценностью стал внутренний мир, а не как раньше — внешний эффект. Я спросил его однажды: если бы завтра был ваш последний день — что бы вы сделали? Он сказал: я бы хотел сесть на горе, с которой виден весь город, посидеть молча и проститься с тем миром, который я очень люблю. До тех пор человек был внешне циничен — а как-то смог найти в себе добро и любовь. Когда все рушится, проще найти настоящее: шумов становится меньше. А окружающие даже мешают: они хотят вернуть человека к реальности, от которой он уже отходит.
Вскоре он умер. Но у меня осталось очень светлое чувство от его ухода — именно потому, что человек смог найти себя настоящего».

Война и мир


Настоящее ярко проявляется перед лицом смерти. Болезнь, война, катастрофы обнажают подлинную реальность — и все наносное оказывается нестерпимо фальшивым. В прошлом году такое послевоенное настроение было хорошо заметно у добровольцев, которые тушили торфяники: люди от реальной работы на грани смертельного риска вернулись в офисные кресла, отвечать на скучные мейлы и звонки. Андрей Фомин: «Мне довелось после войны съездить в Цхинвал. Южные осетины, пережившие войну, сильно отличаются от северных, в мирном Владикавказе. На юге человек определяется по делам, все условности и игры отставлены, и есть ощущение настоящего. Недаром единственной реальностью в Советском Союзе была Великая Отечественная война, и единственный сохранившийся праздник — День Победы. Когда люди уходят в самые горячие места добровольцами — это уход не от реальности, а от макросоциального вранья. Но искать настоящее только в войне, бездомных детях, тушении пожаров — тоже не выход, этим нельзя заниматься вечно. Да, это дает позитивный опыт и самоуважение, человек чувствует, что прожил день не зря… но так нельзя найти себя. Хорошо, если он поймет, что его место в пожарной команде. А если нет?
Когда человеку скучно, он считает, что это внешняя проблема. Когда в нас нет внутренней правды, мы ищем виноватого вовне, думаем, что можем найти какие-то внешние условия, которые все исправят. А начинать надо с себя».

Собственное предназначение


Внутренняя правда бывает неприятна: за каждым из нас тянется шлейф глупостей, дурных поступков и лжи. Мы слишком далеко уходим от своего предназначения и пытаемся повышать самооценку добрыми делами. «Ты мной спастись хочешь», — угрюмо говорила падшая Катюша Маслова Нехлюдову в толстовском «Воскресении» — и была не так уж неправа.
Но вот увидел ты, как ты нехорош, ужаснулся — и дальше что? Андрей Фомин: «Здесь процесс диагностики и лечения совпадает. Важно не остановиться, продолжать честно вглядываться в жизнь, осознавать свои ошибки и болезни. Болезнь ведь — негативное понятие: отсутствие здоровья. Нельзя исцелиться, расчесывая свои язвы. Надо понимать, что жизнь имеет свой позитивный смысл. В нас есть и свет, и здоровье, и добро. Царствие Божие — не за горами, не в море, а внутри нас. Это закон, записанный, по словам апостола Павла, на скрижалях сердца. У нас есть совесть, которая говорит человеку, что он нарушает закон. Когда ты отклоняешься от прямого курса — надо слушать свою внутреннюю правду, надо позволить внутреннему свету высветить темноту.
Уход от реальности — это попытка изменить своему предназначению. Вспомним евангельскую историю о блудном сыне: он взял свою долю наследства и решил самоопределиться — все сам, сам… И когда ресурс, полученный от отца, закончился, произошла катастрофа: оказалось, он вовсе не самостоятелен, и надо просто выживать. Хорошо еще, если есть куда вернуться и сказать: “Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих”. Для этого нужно смирение, нужно помнить о том, что есть Отец, к которому можно вернуться. Верующим легче — мы всегда можем вернуться к Господу. А человеку, который верил в коммунизм или капитализм, куда деваться? Он думал, что достигнет на своем пути успеха — а теперь и вернуться некуда, особенно если позади неустроенная семья, нелюбимая школа, институт, жизнь, к которой не хочется возвращаться. Попытка уйти от собственной жизни не удалась, он заблудился.
Иногда вмешивается Господь, и происходит чудо. А когда чуда не происходит — остается апофатический путь: отсекать от своей жизни все ложное, и так найти собственное предназначение. Мы обретаем искомое, постепенно отсекая все лишнее».
При этом важно не отказываться от своего опыта — что наше, то наше. Вся жизнь, которую человек прожил, — его жизнь. И трудное детство, и тяжелый опыт. Важно анализировать ошибки, сверяться с внутренним компасом. Андрей Фомин: «Любой уход от мира — это сужение. Уход от реальности — это не уход из семьи, в тоталитарную секту или трудоголизм. Это прежде всего уход от себя, от внутренней правды. И когда жертвуешь главным ради вторичных целей, какими бы внешне успешными ни были попытки, человек продолжает тосковать по правде, по Богу, по настоящей жизни. Эта тоска все равно появится: от себя далеко не уйдешь».

Текст: Ирина ЛУКЬЯНОВА

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.