Согласно выводам некоторых экспертов, исламская финансовая модель на сегодня является одним из надежных способов защиты от глобального финансового кризиса, одной из причин которого называют ростовщический бизнес. Исламская модель основана на законах шариата, который запрещает инвестировать в морально сомнительные проекты и отдавать деньги в рост под проценты. Получается, что именно нравственные принципы обеспечивают стабильность финансового сектора экономики?
Законы шариата -- страховка от кризиса?
Говорить, что исламская модель устройства финансового сектора полностью гарантирует защиту от экономических кризисов, я бы не стал. Более того, на исламских рынках акций присутствуют все известные западной финансовой модели финансовые риски. Это связано с тем, что законы шариата вводят ограничения на виды бизнеса, но не на процедуру купли-продажи ценных бумаг. А поскольку и на Западе и в исламских странах процедура торгов устроена одинаково, то и финансовые риски там те же.
Однако если рассматривать банковский сектор исламских стран, здесь действительно есть позиции, которые делают эту систему более устойчивой. Принципиальным моментом здесь является соблюдение исламскими банками запрета на дачу денег в рост, то есть под проценты. Это запрещено законами Шариата. В результате исламский банковский вкладчик оказывается не тем классическим вкладчиком, то есть человеком, который гарантированно получит обратно свой вклад и еще и гарантированные фиксированные проценты по нему, а скорее соинвестором банка. Суть в том, что банк вкладывает средства исламского клиента в инвестпроекты и делит с ним (вкладчиком) будущую прибыль. В этой схеме нет места гарантированным процентам (возврат основной суммы, конечно же, гарантируется), а есть принятие вкладчиком на себя некоторого риска, за что, собственно говоря, он и получает вознаграждение в виде отчислений от прибыли по инвестпроекту. Западный же вкладчик получает строго фиксированный размер процентов, не зависящий от того, куда и с каким успехом банк инвестировал средства.
Поскольку вкладчик становится соинвестором, то банку волей-неволей приходится выбирать такие инвестпроекты, которые, пусть и с меньшей доходностью, но все же несут в себе и меньший риск. Поэтому банки выбирают не самые рисковые проекты для инвестирования и в силу этого устойчивость бизнеса увеличивается. А раз так, то получается, что влияние экономических кризисов на экономику исламских стран будет, при прочих равных условиях, всегда меньше, чем на экономику традиционного западного типа.
К тому же на фондовом рынке исламских стран (рынке организованной торговли ценными бумагами) практически полностью отсутствуют производные финансовых инструментов, например те же фьючерсы (ценная бумага, согласно которой оба контрагента: тот, кто ее купил, и тот, кто ее выпустил, будут обязаны в момент истечения срока обращения этой бумаги, выполнить те обязательства, которые по ней прописаны, например, купить или продать столько-то акций такой-то компании по такой-то цене) которые несут в себе на порядок больше рисков, чем просто акции и облигации. За счет этого факта исламская финансовая модель действительно оказывается более устойчивой к кризисным явлениям, она оказывается неподверженной высокому риску и азарту, свойственным фьючерсам.
Годится ли исламская модель для Запада?
Исламская финансовая модель в мире существует уже около 40-50 лет. Первый по-настоящему исламский банк «Мит Гамр» был создан в 1963 году в Египте. Сейчас их в мире порядке 700.
Возникновение этой системы связано с появлением у арабских стран больших доходов от экспорта нефти. Тогда встал вопрос о том, где и как хранить эти доходы. До этого момента, пока суммы доходов были маленькими, свои средства правительства арабских стран хранило в традиционных банках, то есть в банках, работающих под проценты. Разуется, это было нарушением норм шариата, но размер проблемы (то есть средств, размещаемых с нарушением норм) был невелик, и поэтому дальше дискуссий дело не шло.
Но как только появилась возможность накапливать доходы, вопрос соблюдения правил шариата встал остро. В шариате закреплено, что недопустимо инвестировать средства в бизнес, связанный с азартными играми, или в бизнес, стимулирующий недостойное поведение, например производство алкоголя. Реализовать эти требования на практике оказалось несложно -- были просто введены соответствующие запреты.
Самым сложным оказалось формализовать запрет на дачу денег в рост. Дело в том, что это предполагало разработку совершенно новой практики взаимоотношений клиента с банком, эквиваленту которой не было в мире. Требовалось разработать и утвердить типовые договора, должностные инструкции, подзаконные акты и многое другое. По разным оценкам, на процесс выстраивания детальной нормативной базы банковской политики ушло свыше десяти лет.
Очень активно исламские финансы начали развиваться в начале 90-х годов. Сейчас исламская модель сложилась и является главенствующей в таких странах как Малайзия, Катар, ОАЭ, Бахрейн, Пакистан и др.
В 1999 году в России несколько этнических дагестанцев предприняли на свой страх и риск попытку создать банк, работающий на основе шариата (банк Бадр-Форте). Банк был создан и просуществовал до 2007 года. Но попытка не увенчалась успехом. Не берусь сказать почему. Может, просто рано еще.
Исламские банки вполне успешно сосуществуют с западной банковской системой. Во многих странах банки и страховые компании, действующие как на основе и исламской, так и традиционно западной моделях, мирно соседствуют друг с другом, например в Великобритании. А в ряде чисто мусульманских стран действуют так называемые «исламские окна» известных западных финансовых компаний и банков. Иначе говоря, филиалы западных компаний, работающие по исламской модели. Товарооборот между исламскими странами и Западом непрерывно увеличивается и потребность в такого рода деловых «переводчиках» с традиционного экономического стиля на исламский только возрастает.
Может ли аскетика помочь экономике?
Во всех мировых религиях есть запрет на дачу денег в рост. Деньги должны быть заработаны, труд оплачен, но деньги не могут быть получены просто так (методом спекуляций). Проценты по долгу -- недопустимая практика. Ведь если вы получили вознаграждение (в нашем случае -- проценты), то только за какой-то труд, которым можно назвать и риск, который вы на себя взяли. Есть труд -- есть оплата. Нет труда -- нет оплаты. А если кредитор ничем не рискует, и не внес личного вклада -- то за что ему вознаграждение? «А разве любой кредитор не рискует, -- спросите вы. -- Ведь он отдает свои деньги, а банк может лопнуть и деньги пропали!» Но этот тезис не связан с условием получения процентов, о чем мы тут и рассуждаем, он связан с условием предоставления кредита вообще. Если сомневаетесь в кредитоспособности заемщика хоть на чуть-чуть -- не надо давать ему кредита. Неужели кто-то думает, что выдав кредит под более высокие проценты, он тем самым укрепит кредитоспособность заемщика и повысит шанс возврата этого кредита?
Запрет на дачу денег в рост когда-то был и в Христианстве, и в Иудаизме. Деньги должны быть заработаны, труд оплачен, но деньги не могут быть получены просто так (методом спекуляций). Проценты по долгу -- недопустимая практика. Ведь если вы получили вознаграждение (в нашем случае -- проценты), то только за какой-то труд, которым можно назвать и риск, который вы на себя взяли. Однако западный мир давно забыл об этом понятии, а вот на Востоке о нем помнят. Америку, например, можно назвать в достаточной степени религиозной страной. Однако религиозная практика никак не сказывается на ее экономической деятельности. Вера верой, а бизнес бизнесом.
Зачем исламскому банку богословы-эксперты?
Конечно, у любой системы есть свои слабые места. В исламской финансовой модели это некоторая субъективность при решении многочисленных технических вопросов, возникающих при оформлении договоров. Сейчас существует практика создания почти при каждой финансовой компании или банке специальных религиозных консультативных советов, в функции которых входит отвечать на эти вопросы.
Например, в ноябре 2007 года был создан первый в истории России паевый инвестиционный фонд «Халяль» (Управляющая компания «БКС»), работающий на принципах Шариата. Так вот, перед тем, как провести очередную сделку по купле-продаже акций, менеджеры управляющей компании советуются с группой специально нанятых богословов-экспертов, которые каждый раз дают им заключение, допустимо ли инвестировать в акции данной конкретной компании или нет.
Сравнивать западную и исламскую модели можно по всем известным в финансах параметрам. Это вполне нормально и позволяет получить достаточно корректный результат.
Но в целом, я уверен, за исламской финансовой моделью будущее. И вот почему. Логика финансов ведет к тому, что по мере экономического роста деньги перестают быть дефицитным товаром. По мере роста сбережений граждан, количество денег, предлагаемых к инвестированию, увеличивается и недалеко тот час, когда привычная нам система накопления денежных сбережений изменится. Представьте себе, что Китай и страны Южной Америки стали промышленно развитыми. Как США и Япония, например. А потом страны Африки и Ближнего Востока тоже. Это приведет к тотальному насыщению Земли товарами и услугами, в том числе и деньгами. Тогда за пользование заемными деньгами практически перестанут платить. Таким образом, следуя данной фантазии, мы выйдем на такую конфигурацию мировой системы, где нет процентов за пользование кредитом. Кстати, пример современной Японии, с ее мизерными процентными ставками, очень близок к этой картинке будущего.
Можно сказать, что новая логика экономического развития сочетается со старым законом справедливости, закрепленном в трех мировых религиях, и он остается в любом случае. Просто в идеальном будущем его соблюдение не потребует тех усилий, которые затрачиваются сейчас, чтобы не поддаться соблазну инвестировать по традиционной системе.
Как показывает история, по мере роста конкурентоспособности предприятий, бизнесмены, чтобы победить в борьбе за клиента, начинают трансформировать свой бизнес в этический, то есть заботящийся об окружающей среде, о проблемах мира (голода в Африке, например), о проблемах энергосбережения. Возможно, что в обозримом будущем весомым аргументом в непрекращающейся конкурентной борьбе станет нравственность бизнеса, например в виде каких-то самоограничений.
Но в любом случае, говоря о сегодняшнем дне, разнообразие систем и механизмов инвестирования следует только приветствовать!
Я абсолютно уверен, что надо менять современный механизм биржевых торгов и избавляться от такого явления как биржевая спекуляция. Спекулянты своими сделками искажают реальный спрос и ситуацию на рынке. Спекуляция – это недопустимый вид бизнеса. Почему мы миримся с его существованием?
Магомет ЯНДИЕВ, к. э. н., доцент кафедры финансов и кредита экономического факультета МГУ
Версия для печати