В притворе храма мц. Татьяны при МГУ открылась выставка графики Юрия Селиверстова – портреты, иллюстрации, аллегории. Исследователи называют Селиверстова русским Сальвадором Дали, однако на выставке представлены в основном реалистические портреты русских мыслителей. Настоятель храма прот Максим Козлов считает, что притвор храма – пространство между миром и домом молитвы – наилучшим образом подходит для общественной дискуссии по содержательным вопросам, связанным с духовным миром человека.
Из русской думы
Графику Юрия Селиверстова вы знаете, даже если вам кажется, что вы впервые слышите эту фамилию: с его иллюстрациями неоднократно выходили «Слово о полку Игореве», произведения Гоголя, Достоевского; первый после 1917 года изданный в России Новый Завет также был оформлен им.
С 20 января в притворе храма святой мученицы Татианы при МГУ можно увидеть 26 работ – в основном портреты русских мыслителей, объединенные в цикл «Из русской думы». Экспозиции дали название «Путеводитель. Алтарная преграда русской мысли». Автор обширной книги о художнике, друг Юрия Селиверстова писатель Валентин Курбатов назвал цикл портретов «иконостасом русской мысли», «часовней русского сознания», а лица Достоевского, Пушкина, Чадаева, Толстого, Бахтина, Лосева, Солженицына – ликами тех, кто стоит за нами.
Смерть на взлете
На портрете Солженицына – надпись рукой писателя: «В скорби о гибели гениального художника». Юрий Селиверстов прожил всего 50 лет, и, извиняясь перед родными художника, на открытии выставки настоятель храма святой Татианы протоиерей Максим Козлов говорил о счастье быть призванным Богом на взлете – не пережить самого себя и не увидеть своего спуска.
Валентин Курбатов пишет в посвященной художнику книге: «В последние дни он часто вспоминал русские пословицы о связи жизни и смерти: "Кто жить не умел, того умирать не научишь" или "Умирает не старый, а поспелый". Как-то так выходило, что мы много говорили о ранних смертях – Рубцова, Шукшина, Вампилова, и всякий раз сходились на одном, что, как ни рано они ушли, а душа их "поспела", и жизнь совершилась, и сказанное ими сказано прочно и полно. Коли дому уподобить, то всё от фундамента до конька на месте. И теперь, когда художник умер на ходу, в счастливый час успешно идущего дела среди близких людей, когда самое острое мучающее горе утраты отошло, я с успокаивающимся сердцем вижу, что он не напрасно твердил эти пословицы, что судьба словно вопрошала его: "Готов ли?" — и слышала в ответ бесстрашное: "Готов"».
История русской мысли через личность
Исследователи называют Селиверстова русским Сальвадором Дали – однако на выставке в Татьянинском, пожалуй, общепринятому представлению о сюрреализме соответствуют только два триптиха «Первородный грех». Остальные работы, даже нефигуративные иллюстрации к «Слову о полку Игореве», о Дали не напоминают. В них видишь в первую очередь не самовыражение художника, а личности изображенных – от князей до святых (например, опирающегося на батожок преподобного Серафима Саровского) и от философов до композиторов. Алексей Варламов говорил на открытии выставки именно об этом: «В нашу обезличенную эпоху Юрий Селиверстов заставляет нас взглянуть на историю последних двух веков именно через личность. В этом ценность проделанного им собственного пути к русскости, к христианству». Валентин Курбатов вторит: «Все, что делал Юрий Селиверстов – это неустанное миссионерство в каждом портрете».
Когда-то мастерская художника располагалась неподалеку от студенческого театра, занимавшего здание домовой церкви МГУ. Конец жизни Селиверстова пришелся на полную надежд эпоху – конец 80-х. Тогда ожидали возрождения русской мысли, вели горячие споры, собирались вместе те, кого сегодня можно увидеть разве что по разные стороны баррикад. «Почему возрождение русской мысли, взметнувшееся в конце 80-х, захлебнулось, если смотреть правде в глаза? Этот вопрос ставит перед нами человек, ушедший в 1990-м, и мы должны ему ответить», — считает
писатель Алексей Варламов.
Смотреть правде в глаза заставляет цикл иллюстраций к «Легенде о Великом инквизиторе» - мучительные, по выражению Валентина Курбатова, работы. «Инквизитор все же нас с вами искусил! — восклицает писатель. — Мы соблазнились хлебами и трусливо отодвинули свободу: она слишком требовательна».
Площадка для диалога между церковью и миром
Притвор храма мученицы Татьяны уже привычен к дискуссиям – будь то разговор о литературе или о свободе как христианской категории. Площадки для диалогов и обсуждений сегодня наперечет, дискуссии все больше перемещаются в социальные сети, но потребность смотреть друг другу в глаза остается. Все больше встреч проходит в организованном католиками культурном центре «Покровские ворота», но и в Татьянинском притворе выставка Селиверстова – очередное звено в цепочке событий. За несколько дней до этого здесь завершилась выставка мозаичных икон Элеоноры Жареновой, профессора Строгановского университета. После выставки Селиверстова пройдет экспозиция работ фотографа и священника Игоря Палкина.
«Притвор – пространство, посредствующее между храмом и миром. Оно используется не только для выставок, но и для концертов, лекций, других встреч, не всегда с дискуссиями о свободе – например, несколько дней назад здесь проходила детская елка центрального благочиния с Дедом Морозом и колядками», — говорит настоятель храма
протоиерей Максим Козлов. Плана на год вперед нет, чаще всего предложения выдвигают сами авторы, «и в случае достижения конценсуса по содержанию и формату мероприятия» площадка открыта для всех. Критерии – художественная значимость представленных работ и содержательная проблематика, связанная с духовным миром человека (не обязательно это будет церковная тематика). Так и выставка графики Юрия Селиверстова – не портреты церковных деятелей.
В притворе Татьянинского храма проходили презентации книг и творческие вечера Олеси Николаевой, священника Александра Дьяченко, священника Сергия Круглова. После нашумевшей выставки актуального искусства «Двоесловие/Диалог» в храме прошел круглый стол о взаимоотношениях Церкви и современных художников.
«Нет ничего невозможного в обсуждении тех явлений культуры и общественной жизни, по отношению к которым имеется большой разброс мнений и к которым лично я или мои единомышленники подходим иначе, чем другие участники дискуссий», — заверяет протоиерей Максим Козлов.
Следующая дискуссия может быть посвящена судьбам русского духовного образования: на Татьянин день 25 января в притворе запланирована презентация трехтомного исследования по истории Московской духовной академии и семинарии.
Текст Александра СОПОВА
Версия для печати