На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Культура №0'0000

«Евангельский Проект»: за или против?


Версия для печати
11.06.08, 17:45

«Евангельский проект» Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой уже наделал немало шума. Представленный в мае на ярмарке галерей «Арт-Москва», кого-то он впечатлил, у кого-то вызвал раздражение, и только церковной прессой был почти незамечен. Православная общественность привыкла обижаться на современное искусство и старается уже, чтобы лишний раз не доводить до конфликта, просто не замечать яркие и скандальные работы. Что такое «Евангельский проект» и стоит ли обижаться на Врубеля? Выяснить это пытался наш корреспондент Дмитрий РЕБРОВ.


Причем здесь баскетбол?

Бесланские матери, восточные женщины, укутанные в хиджаб, какие-то трупы в морге, футболисты, слепые легкоатлеты на беговой дорожке... Гигантские полотна, а точнее перерисованные от руки и увеличенные типографским методом до циклопических размеров фотографии – всё это «Евангельский Проект» художника Врубеля. То есть, конечно, не живописца позапрошлого века, а Дмитрия Врубеля -- звезды российского «контемпорари арт», или проще сказать современного искусства.

Под каждым из огромных «принтов» цитата: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий» -- это бесланские матери оплакивают погибших детей, -- «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его» - ищет в военном морге боснийская женщина труп погибшего на фронте мужа.

Под каждым полотном цитата своя и неизменно точная ссылка на евангельский текст. Мелким, но строгим шрифтом на полупрозрачной плёнке возле полотен указаны аккуратно и книга, и глава, и стих, цитата на русском – цитата на английском.

«У нас с Викторией Тимофеевой, моим соавтором, была такая задача: задача актуализации. То есть эти картинки – это прямые иллюстрации к новозаветному тексту – объясняет сам художник. -- Потому что Евангелие – это текст, текст без картинок, текст в чистом виде, а иллюстрации -- это то, как мы собственно видим Евангельское слово.

Большинство моих знакомых, причем даже воцерковленных, когда начинаешь с ними говорить о Священном Писании -- они плавают, не понимают и не помнят, что там вообще написано. Причем не потому, что они какие-то глупые, а просто такова сегодня общая тенденция воспринимать Евангелие. Существует некая «злоба дня», которая кажется актуальной для каждого, и она находится в центре всеобщего внимания, а вот Евангельская история, которая произошла две тысячи лет назад, оказывается теперь второстепенной для человека, оказывается вытесненной на обочину заголовками новостей и бесконечными сообщениями СМИ. В то же время, Писание – это великие и вечные истины! Чтобы наглядно показать актуальность Евангелия, мы проиллюстрировали новозаветные события персонажами из телевизионных новостей, персонажами сегодняшнего дня. Наш проект -- это ни что иное, как попытка визуальной, художнической актуализации Евангелия» -- утверждает Дмитрий. К слову попытка эта удачной показалась далеко не всем: «А при чем тут Евангелие?» -- одна из главных претензий дотошной столичной публики к работе дуэта Врубеля и Тимофеевой.

«Ну… Вот здесь мы видим, например, как баскетболисты, забив мяч, от радости обнимают друг друга – парирует Дмитрий критикам. – Это иллюстрация к сюжету, когда апостолы после встречи с воскресшим Христом возвратились в Иерусалим и «были вместе». Ну а как еще вот это «вместе» можно показать современному человеку? В каких ситуациях люди теперь испытывают дух единения?.. Например, когда их любимая команда побеждает в матче!

Или слепые идущие за Христом: мы показали этих слепых в образе незрячих спортсменов, которые с одной стороны слепые, а с другой стороны – уже как бы и прозревшие, потому что они бегут. ...Или вот смеющийся гопник изображает у нас бесов, которых легион, - то есть он и бесы, и беснующиеся – на самом деле что это? Здесь внешнее или внутреннее сходство? Это Евангелие или новости? Я бы сказал, что наши иллюстрации стоят на границе, мы пытаемся показать, как это могло выглядеть снаружи, плюс показать наше видение внутреннего, чего-то содержательного, и сделать это через визуальные образы, найденные нами на страницах информационных агентств, новостных лент, или каких-то блогов».

И как это понимать?
«Постепенно каждый большой художник приходит к Евангельской тематике, не исключение и современные» – объясняет нам Майя Кононенко, куратор выставки посвященной Страстям Христовым и теме Снятия с креста, в осмыслении мастеров «актуального» искусства, (представляла на Арт-Москве галерею «Триумф»). «Евангельская тема -- ключевая в истории живописи. – Утверждает она. -- Можно сказать, что для современных художников эта тема сегодня актуальна, и они, наконец, созрели чтобы обратиться к ней! То, что художники делают это сегодня уже не на уровне стёба, а пытаются как-то пережить, пропустить через себя: я думаю, что это тенденция».

Чего, правда, в этой тенденции больше: проникновения в смысл Евангельской истории, или самовыражения, жонглирования сакральными символами – сказать сложно. Скорее всего есть и то и другое. Пока же современные художники осваивают «евангельскую» тему, религиозная общественность пребывает в растерянности и недоумении, ведь форма даже самых искренних художественных опытов на библейскую тему, как соглашается с нами и Майя Кононенко, бывает порой, весьма и весьма провокационной.

«Здесь стоит такой вопрос: как понимать где искусство, а где профанация? Где вообще грань? Вот у меня есть один знакомый художник, Игорь Терехов, и если бы я его лично не знал, если бы не знал что он серьёзный, глубоко религиозный, церковный человек, то может быть его творчество и меня повергло бы в некое замешательство – признаётся Константин Бенедиктов руководитель православной галереи современного искусства «Феофания» -- Мы пытаемся проложить какой-то мостик между современным искусством и православием, из-за чего слышим порой даже упрёки в свой адрес. Поэтому для нас проблема интерпретации, она в принципе очень актуальна».

В массе своей для людей старшего поколения, язык современного искусства остаётся чуждым, противным их мировоззрению и вкусу: «Когда кто-то поставит несколько предметов и говорит: вот это современное искусство, инсталляция, и называет всё это: «Благовещение», например -- то мне кажется, что это всё просто фокусы, которые никакого отношения к искусству не имеют!» – озвучивает распространённую точку зрения Анастасия Жукова, художница чья манера живописи, впрочем, далека от академического натурализма. Выставка Анастасии в культурном центре у Покровских ворот открылась почти синхронно с врубелевской на «Арт-Москве» и, так же как и «Евангельский проект», посвящена была библейским образам.


Анастасия Жукова. "Не прикасайся ко Мне ...". 2006 г.


Те же восточные женщины, тот же незамысловатый ближневосточный пейзаж. И вот в чем ещё совпадение: первоисточником для работ стали кроме самого Евангелия, всё те же фотографии современной Палестины. Только Анастасия их не перерисовывала и тем более не перепечатывала в типографии.

Фотографии стали контекстом священной истории и почвой для визуальных образов, вдохновения. – «Своими глазами Святую Землю я, к сожалению, не видела -- объясняет она. – Хотя и мечтаю об этом очень. Поэтому пришлось использовать фото, вряд ли Палестина сильно изменилась за последние две тысячи лет, ведь колорит остался у нее все тот же».

Претензии Анастасии Жуковой к т.н. «актуальному искусству» совсем не лишены смысла: порой в работах «провокационных» художников действительно никакого особенного «месседжа», или даже просто хоть какого-то внятного содержания не бывает. Впрочем верно и обратное: порой содержание таково, что уж лучше бы не было никакого содержания вовсе.
Заслуженно актуальное искусство упрекают и в профанации ценностей, в том числе и сакральных образов, символики. По мнению протоиерея Бориса Михайлова -- искусствоведа и настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях: «Таковой оказалась в данном случае и "Евангельская весть", которую авторы взялись актуализировать, не понимая, очевидно, опасностей, которых им не удалось избежать».

«Набрав из новостного телевизионного потока отталкивающе вульгарную натуру, разместив ее в многометровых панно, они разбросали под ними евангельские цитаты настолько невпопад, что по большей части их "произведения" вызывают недоумение, а в некоторых случаях звучат кощунственно -- считает он. -- Складывается впечатление, что авторы не совсем понимают значение Священного Писания. Как показывает исторический опыт, Евангелие в иллюстрациях не нуждается, и чем ближе эти изображения на евангельские сюжеты бывали к реальности, тем дальше они отстояли от евангельского содержания, которое нашло себе единственно возможное выражение в древней иконе, фреске или мозаике, т.е. в изображениях инобытийного характера».


Протоиерей Борис Михайлов строг к художникам: «Как инициаторы социальной акции, а вовсе не как художники, Врубель и Тимофеева целиком находятся в русле постмодернизма, а их продукция - типичное современное "неискусство"».

Бить или не бить?
Как интерпретировать образы современного искусства, или как вообще относится к нему – вопрос, конечно, дискуссионный. Если мы с вами не искусствоведы, то как определиться нам: чью же сторону занять? «Святые отцы видели относительную долю истины практически в любых, даже самых искаженных системах – предлагает выход Константин Бенедиктов. – Дело в том, что современное искусство, это как поэзия, её язык невозможно понять, не читая поэтов. Чтобы понимать современное искусство адекватно: нужно сначала познакомиться с какими-то его произведениями, нужно затратить некоторое время и силы для этого».

«Бывают, конечно, и случаи откровенного глумления, какие-то вопиющие моменты -- признается Бенедиктов. – Обычно так случается, когда человек находясь сам под воздействием каких-то страстей пытается проецировать свои грехи на кого-то другого, например на Церковь, по сути, не имея о ней ни малейшего представления. Что мы можем сделать в таком случае? Я думаю, что мы должны помочь этому человеку познакомиться с православием, почувствовать всю его глубину. Ведь как мы можем повлиять на кого-то, если он человек не воцерковлённый? Для нас православие является внутренним опытом и имеет внутреннюю убедительность. А для него?

Когда мы видим человека далёкого от православия – мы можем сожалеть, конечно, но никак не можем на него повлиять силой извне, заставить его стать православным против его собственной воли».
«Каждый, наверное, должен полагаться на свое внутренне чувство. – резюмирует Константин. – Только важно в этом случае отдавать себе отчет: оскорбляет ли действительно какой-то предмет наши религиозные чувства, или мы просто сами находясь в состоянии некоего аффекта пытаемся выдать этот аффект за оскорбление каких-то там чувств, которые здесь абсолютно не при чем».

А что же делать?

Сам Врубель называет «Евангельский проект» делом жизни, и просит не искать подвоха. «У нас нет здесь ни стёба, ни иронии» -- убеждает он. Просто лет пятнадцать назад случайно попалась ему на глаза фотография трех боснийских беженцев, спящих у костра, «и вот как-то увиделось в них три апостола, которые были в Гефсиманском саду, когда Христос молился о чаше». По техническим причинам реализацию идеи тогда пришлось отложить, необходимые базы фотографий оказались недоступны да и полиграфия не позволяла развернуться в полную силу. Теперь, когда «время пришло» -- подоспела и компьютерная техника, и широкоформатная печать. «Но это никак не связано с шумихой вокруг «Запретного искусства», или «Осторожно религия», просто я наконец-то смог воплотить старый замысел. Вы так и напишите – настаивает Дмитрий Врубель. – Основной месседж моей выставки: Бог жив и Бог везде! Откройте телевизор, выйдите на улицу, и везде разглядывайте следы божественного участия в жизни мира. Потому что все слова в Книге уже написаны -- выходишь на улицу, открываешь телевизор и смотришь вокруг как бы иллюстрации к новозаветной истории». «Многим может показаться, что это какя-то шутка – обижается Дмитрий -- Но это только потому, что некоторым людям просто так легче думать, они не хотят напрягаться, чего-то понимать, переживать... Им и комфортнее отделаться от каких-то вещей обозвав их просто «приколом», или ещё чем-то таким».

Евангелие – вечная истина, транслируемая посредствам форм современного искусства, она порой приобретает провокационный и даже скандальный оттенок. Но почему вечная истина не может быть выражена в провокационной форме? Хотя бы актуализации ради? «Многие люди говорили мне, что после моего проекта решили перечитать Новый Завет» -- хвастается Дмитрий Врубель. Что ж, даже если Врублевская трактовка Евангелия кому-то покажется сомнительной: «В любом случае, творчество – это не результат, это процесс поиска, и мы должны уважать чужой поиск, мы должны позволить человеку самому пройти свой путь». -- Константин Бенедиктов из «Феофании» ставит точку: «Агрессивная позиция здесь ни к чему не приведёт, потому что ненавистью нельзя изменить другого человека, заразить его чем-то хорошим. Человека можно изменить и заразить только любовью».

См. также: Страшен сон, да милостив Бог

«Хорошей живописи в ХХ веке не было»

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
«Евангельский Проект»: за или против?

«Евангельский проект» Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой уже наделал немало шума. Представленный в мае на ярмарке галерей «Арт-Москва», кого-то он впечатлил, у кого-то вызвал раздражение, и только церковной прессой был почти незамечен. Православная общественность привыкла обижаться на современное искусство и старается уже, чтобы лишний раз не доводить до конфликта, просто не замечать яркие и скандальные работы. Что такое «Евангельский проект» и стоит ли обижаться на Врубеля? Выяснить это пытался наш корреспондент

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.