На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Дети неофитов: почему современных студентов раздражает Православие?


Версия для печати
27.10.11, 16:33

Поколение студентов, поступивших в ВУЗы накануне перестройки стало фундаментом церковного возрождения начала 90-х. Еще в 1990-е студенты журфака МГУ разбирали на семинарах ораторское искусство Христа, публицистику апостола Павла и литературные приемы святых отцов. Христианские тексты студенты воспринимали с большим уважением, сегодня многие из них протестуют против строительства храма на Воробьевых горах. В лице современного студента Церковь все чаще находит не сторонника, а оппонента. В чем причины? Комментирует доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы МГУ Григорий Прутцков.


Перекормленные верой в детстве
-- Действительно, информация о письме Патриарха ректору МГУ Виктору Садовничему с просьбой выделить место для строительства храма на Воробьевых горах попала в СМИ, и в МГУ началась официальная дискуссия. Возникло два направления: одни просили построить храм и даже читали акафисты свв. Кириллу и Мефодию (в том числе и профессора), другие писали и подписывали протестное письмо и организовывали что-то очень похожее на стояние с просьбой храм не строить.
Такую ситуацию трудно было бы представить еще лет десять-пятнадцать назад. Я преподаю с 1994 года и в первые годы работы практически не встречал со стороны студентов отрицательного, тем более агрессивного отношения к Церкви.
Мой предмет -- история зарубежной журналистики. В первом семестре мы изучаем протожурналистику -- то, что было до появления журналистики в нашем понимании. Разбираем ораторское искусство Древней Греции, приемы, подходы, способы построения речей ораторов. А в качестве примера для рассмотрения я предлагаю студентам христианскую проповедь: мы обсуждаем ораторские приемы Христа, апостола Павла, других апостолов, письменную публицистику посланий апостола Павла. Рассматриваем, как развивалась риторика далее, в IV веке, на примере таких авторов, как свв. Иоанн Златоуст, Василий Великий, Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский.
Изучение Нового Завета в контексте истории зарубежной журналистики для меня не только одна из тем семестра, но и повод ненавязчиво поговорить со студентами о вере и христианстве. Многие студенты впервые читают Новый Завет, готовясь к нашим занятиям. При этом никакого религиозного подтекста я не предлагаю, напротив, подчеркиваю, что мы изучаем библейские тексты не с точки зрения религии, а как факт истории, культуры и риторики. Как информацию.
Но отношение к содержанию, смыслу текстов, с которыми человек работает, все равно возникает. Это показывают диспуты, которые я устраиваю на семинарах, на темы: «Что в этом тексте, на ваш взгляд, вечное, а что устарело»? Допустим, в послании апостола Павла о семье и браке: о том, какими должны быть отношения мужа и жены в семье (эта тема всегда актуальна). Или в ораторском искусстве Христа -- какие приемы могут действовать и сегодня, а что, на взгляд студентов, устарело?
И вот что я заметил. В 1990-2000-х годах в группе из 15-20 человек подавляющее число студентов было очень лояльно к христианству. Христианские тексты студенты воспринимали не просто с большим уважением, но и как руководство в различных жизненных ситуациях.
Последние два-три года наблюдается совсем другая тенденция. В большинстве случаев студенты стали относиться к христианским текстам настороженно или даже агрессивно. Люди просто лояльные остаются в меньшинстве, и любые диспуты проходят очень эмоционально. Причем речь идет не об отношении ко Христу (атеисты встречаются крайне редко). Эти люди верят в Бога, признают Христа, но не воспринимают Церковь. Я всегда стараюсь осторожно спрашивать у них, так, чтобы вопрос не был воспринят как давление: что вас привело к такому отрицанию? И выясняется, что в большинстве случаев это люди, которых в детстве родители «перекормили» Православием: заставляли ходить в храм, исповедоваться, молиться, поститься. И дети делали все это с раздражением, потому что не понимали значения многого, а взрослые не объясняли. Главным воспоминанием, которое осталось у них о том, что такое духовная жизнь, церковная жизнь, оказалось принуждение и запреты. А когда они стали взрослыми, то отвергли это вместе с послушанием родителям. То есть большинство студентов, которые сегодня отрицательно относятся к Церкви, выросли в церковных семьях.

Как не потерять поколение?
В чем могут быть причины? Родители детей «первого непоротого поколения», которое сейчас так критично к Церкви, пришли к вере в девяностые годы. Но вот воцерковились ли они? Сама традиция воцерковления у нас была прервана, и сколько времени должно пройти, чтобы разобраться, по словам святителя Феофана Затворника, «что есть церковная жизнь и как на нее настроиться»? Из литературы были доступны лишь переиздания дореволюционных книг, часто репринтные, во многих случаях не имеющие коннотаций с современной жизнью. Даже священники далеко не всегда могли ответить на вопросы, касающиеся внутреннего смысла православной веры, а не ее обрядовой стороны.
Но и обвинять здесь никого нельзя. Это было поколение неофитов, которое практически вслепую шло к вере, делая ошибки по незнанию. К сожалению, преобладание в вере внешнего, обрядового, экстенсивного печально отразилось на новом поколении. Дети ведь отличаются особой искренностью. По своему опыту (у меня двое сыновей) я знаю, как остро они чувствуют фальшь, если взрослые, например, заставляют молиться, идти в храм, и даже сами ходят в храм, читают Евангелие, но не живут, не умеют жить по-христиански. Дети видят сам факт жизни, их невозможно обмануть. И сегодня подросло поколение, которое видело, что слова их родителей расходятся с делами.
Я думаю, именно это недоверие и проявилось в отношении и к Церкви в целом, и к строительству храма на Воробьевых горах в частности. И я не могу этих людей осуждать, я просто не вполне понимаю, как мне себя с ними вести. В девяностые годы все было в этом отношении просто: студенты добровольно помогали восстанавливать Татьянинский храм, разбирали завалы, таскали бревна, такие, как, по советской легенде, Ленин на субботнике носил. А скажи сейчас: «Пошли, ребята, поможем бревна в церкви таскать», боюсь даже подумать, что мне ответят. И ведь это не атеисты и не мусульмане, а верующие в Бога крещеные люди.
Духовную жизнь возродить экстенсивным способом, думаю, невозможно. Когда Сталин предложил патриарху Сергию в 1943 году открыть Троице-Сергиеву лавру, которая перед этим более 20 лет была закрыта, патриарх Сергий сразу ее не взял. Он сказал, что у Церкви нет кадров, чтобы возобновить там церковную жизнь, занятия в семинарии и т. д. Но по его поручению были организованы богословские курсы при Новодевичьем монастыре в Москве, где и подготовлены кадры для Лавры. Церковь приняла ее от государства только в 1946 году. Казалось бы, власть дает: берите! Но патриарх Сергий понимал, что большинство священников, сохранивших верность Православию, сосланы, сидят в лагерях. И если сейчас наполнить Лавру людьми, которые пришли из раскола, из обновленцев, что это будет за церковная жизнь и кто у нас будет пастырями, учителями? Хватило трех лет, чтобы подготовить новое поколение священников, которые стали преподавателями во вновь открывшейся Троице-Сергиевой семинарии и академии. Поэтому и сегодня отводится такое важное значение катехизации, знанию хотя бы основ веры, в которую ты крестишься. Чтобы нам опять не оказаться «крещеными, но не просвещенными». Стоит вспомнить, что атеизм 1917 года вырос из тех же явлений: когда слово преподавателей веры, священников, людей, которые отвечали за духовное воспитание, расходилось с делом. Немало революционеров, начиная со Сталина и Микояна, вышло прямо из семинарий. И если сегодня не задуматься, почему дети верующих родителей настроены против Церкви, мы действительно можем потерять это поколение и повторить 1917 год.

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Дети неофитов: почему современных студентов раздражает Православие?

Поколение студентов, поступивших в ВУЗы накануне перестройки стало фундаментом церковного возрождения начала 90-х. Еще в 1990-е студенты журфака МГУ разбирали на семинарах ораторское искусство Христа, публицистику апостола Павла и литературные приемы святых отцов. Христианские тексты студенты воспринимали с большим уважением, сегодня многие из них протестуют против строительства храма на Воробьевых горах. В лице современного студента Церковь все чаще находит не сторонника, а оппонента. В чем причины? Комментирует доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы МГУ Григорий Прутцков.

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.