Более 100 лет назад группа единомышленников из Общества попечения о неимущих и нуждающихся в защите детях в Москве решила издавать журнал, который объединил бы всех, "кто только захочет помогать детской нужде". Привлекать к благотворительной работе предполагалось не столько "доброхотных жертвователей", сколько деятельных помощников, в том числе и людей малоимущих: "помощь оказывается не одною выдачею денег: отыскать родителям заработок, найти ребенку работу в мастерской... обучить его грамоте, отвести в больницу... Как бы ни был человек занят ежедневной работой, у него найдется же хотя час свободный в неделю, и в этот час он может принести посильную помощь".
С таким вступлением в 1885 году вышел первый номер журнала "Детская помощь" - издания "для всех интересующихся общественной благотворительностью". Выглядит журнал более чем скромно: ни фотографий (они еще были большой редкостью), ни рисунков (ну, раз в год, к большому празднику). Тонкие обложки разных номеров различаются по цвету - вот и все украшение. Открываешь - газетные колонки, мелкий шрифт; кто, думаешь, такое мог осилить? Но начинаешь читать - и не можешь оторваться.
Журнал получился одновременно живой и серьезный. 16 больших страниц, на которых он уместился, просто перенасыщены информацией (мыслям, конечно, просторно, но словам уж очень тесно!). Издание такого уровня требовало серьезной подготовки. Тем не менее "Детская помощь" выходила в свет в течение 10 лет (до 1894 г.) по два (!) раза в месяц.
Издатели учитывали психологию читателя, чередуя отстраненную официальную информацию с воодушевленными читательскими письмами, аналитический обзор с зарисовками приютского быта, полными совершенно домашних подробностей.
Каждый номер начинался с распоряжений правительства, так или иначе касающихся неимущих детей. Так, "Законоположение о малолетних рабочих" запрещало работать детям младше 12 лет, а для старших оговаривало щадящий режим. "Положение о Московском Комитете для разбора и призрения просящих милостыню" давало подробную инструкцию о том, как разбирать каждый случай уличного попрошайничества и как поступать в том или ином случае. Постановление "О школьном обучении малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах..." обязывало заводы и фабрики открывать специальные классы для тех работающих подростков, которые нигде не учились...
В этом же разделе печаталась информация Общества попечения о неимущих детях (поскольку журнал был его печатным органом): объявления, проекты, обращения и - самое любопытное - отчеты. В журнале на всю страну (а он распространялся в России и за границей) указывались все поступившие и потраченные за год суммы - вплоть до расходов на квас для детей и на прогулки по городу. Пофамильно названы в отчетах учредители, действительные члены, члены-благотворители... Никакой секретности! Для общественности так для общественности. Сейчас эта традиция - отчитываться перед общественностью за каждый потраченный рубль - только начинает, трудно и со скрипом, возрождаться. (По закону РФ "О благотворительной деятельности" благотворительные организации должны "обеспечивать открытый доступ, включая доступ СМИ, к своим ежегодным отчетам". Но, как нам сказали в городском благотворительном совете Москвы, организации печатают свои отчеты крайне редко. Не всегда можно винить их в этом. Из-за специфики налоговых законов и строгих требований к отчетам иногда приходится выбирать: то ли помощь кому-то оказывать, то ли иметь образцовую отчетность.)
Наверное, ни один общественный журнал позапрошлого века не обходился без литературного отдела. "Детская помощь" публикует в этом разделе самые разнообразные материалы о нуждающихся детях, написанные в вольном стиле: очерки о благотворительности в разных странах, размышления, письма читателей, путешествия, проповеди и т. д. Есть, конечно, здесь и попытки "изящным поэтическим слогом" рассказать о жизни детей-сирот: почти в каждом журнале встречаются стихи с красноречивыми названиями: "Сиротка", "Помогайте бедным", "Из бедной жизни", "Бедные дети", "Жертвы нищеты" и т.д. К сожалению, в литературном творчестве одних добрых намерений недостаточно. Странно хвалить поэта за то, что он "разрабатывает в стихах темы не праздной фантазии, а протокольной действительности". Хотя от такой действительности кровь у читателя стынет в жилах совершенно натурально:
"...Но малюток, старик, пожалей, пощади!
Виноваты ли крошки-девчонки,
Приютившись на трупе, к остывшей груди
Крепко-крепко прижавши ручонки?.."
Самое ценное в этом разделе для современного человека - замечательные очерки о разных видах благотворительной помощи в России и за границей. Вот в них-то сколько угодно и изящества, и глубины анализа, и широчайшей эрудиции.
Например, "Дома трудолюбия как новейшее средство предупреждения и сокращения нищенства" - захватывающая история с продолжениями (хватило на несколько номеров). В ней "с фактами в руках" рассказана история законов о нищих (не только в России, а еще в Англии, Франции, Германии), описаны разные модели "работных домов" (или "домов трудолюбия") и первый российский опыт их создания. Первый из таких домов в России был открыт "самым скромным из провинциальных церковно-приходских попечительств в Кронштадте, имевшим в кассе всего-навсего 100 руб. и долг по постройке барака для погорельцев...". "Зачинщиком" строительства был о. Иоанн Кронштадтский, который уже через три года "приобрел известность добрыми делами и молитвой". Благодаря щедрым пожертвованиям и продуманному устройству работного дома о. Иоанн увеличил капитал попечительства со 100 до 70 800 руб.! Увлекательно читать об устройстве таких домов: как набираются нищие (с живописными примерами), сколько их, чем они занимаются, как им платят (дается бесплатный обед и ночлег, а если кто-то "наработал больше", выдают зарплату деньгами)... Все тщательно зафиксированные факты не просто перечисляются, а анализируются - вплоть до мелочей: оказывается, плетение мочалок нищими дает прибыль (такую-то), а вязание шерстяных чулок лучше исключить из перечня работ - оно дает убыток (такой-то).
Вот другой очерк - про "летние колонии" для начальных городских училищ. Не пугайтесь, колонии - это места отдыха, а не наказания, детские лагеря на время каникул. Тогда они только-только опробовались и очень всем понравились. В них отправлялись преимущественно "слабые и хилые дети, малокровные и золотушные" - поправить здоровье на природе. Журналист рассказывает о первом опыте, но не просто дает восторженную оценку, а уже делает выводы, создает методику таких предприятий: как и когда собирать заявки, как обеспечить проезд детей (подавались прошения в правления железных дорог, и это почти всегда срабатывало), как обустроить помещение, сделать жизнь детей интересной. И опять - с подробностями во всем: "Оказалось по приезде, что многие совсем не умеют играть... Выучились... Городки и лапта доставляли до конца много удовольствия мальчикам... "Гигантские шаги" были везде встречены с восторгом..."
Вызывает уважение отношение к зарубежному опыту, готовность постоянно учиться у других и совершенствовать методы помощи детям (хотя в России была к этому времени очень развитая система общественной и частной благотворительности). "У нас на Руси, - пишут авторы, - никогда не было недостатка в добрых побуждениях... но в чем всегда замечался у нас недостаток - так это в теоретической разработке вопросов, в изучении того, что достигнуто опытом и мыслью других народов". Восполняя этот пробел, издатели практически для каждого номера припасли аналитический этюд "про заграницу": "Детские приюты во Франции", "Детские сады в Северо- Американских Штатах", "Помощь незаконным и покинутым детям в Италии", "Воспитание и образование ненормальных детей на Скандинавском полуострове"...
После серьезного чтения можно дать утомленному читателю отдохнуть - вот вам, дорогие читатели, краткие, в газетном стиле, новости в отделе "Смесь"! Он объединяет, говоря словами авторов, "все мелочи, касающиеся издания": короткие справки о благотворительных обществах в столичных и провинциальных городах; предложения и просьбы о помощи, объявления о благотворительных базарах, о "бесплатном оспопрививании", благотворительных концертах и лекциях:
"Бесплатная лечебница имени князя В.А. Долгорукова (Собачья площадка, дом лечебницы). Прием больных ежедневный, не исключая праздников, по всем болезням. Совет всем бесплатный. Бедным лекарства даром";
"Мариинский детский приют (у храма Христа Спасителя, дом Кашина) принимает бедных детей обоего пола всех сословий с платою за приходящих по 6 руб. в год. Совершенно неимущие освобождаются от всякой платы";
"С высочайшего разрешения учреждена последняя БОЛЬШАЯ ЛОТЕРЕЯ в пользу московских детских приютов. Выигрышей 500 на сумму 25 000 руб. Главный выигрыш состоит из серебряных вещей на 10 000 руб. Прочие выигрыши состоят из золотых, серебряных и др. вещей на 15 000 руб.".
В той же "Смеси" печатает "Детская помощь" хронику событий в сфере благотворительности: новые филантропические общества, приюты и школы, юбилеи меценатов и т.д. в России и - "Заграничные известия":
"В Петербурге учреждается новое благотворительное общество под именем "Общества взаимного вспоможения трактирных слуг". Цель общества - дать возможность оставшимся без места или захворавшим трактирным слугам получать вспомоществование".
"Недавно скончавшийся сенатор В.Н. Карамзин, сын историографа, пожертвовал в распоряжение Петербургской думы капитал в 16 000 руб. для учреждения в Петропавловской больнице двух постоянных кроватей, имени жертвователя, для женщин, страдающих болезнью "раком"..."
"Вдова композитора Россини завещала 800 000 франков на основание приютов для престарелых артистов и музыкантов".
Заканчивается каждый номер краткими сообщениями редакции о пожертвованиях, поступивших в журнал. "Детская помощь" получала, конечно, средства и от подписки, и от продажи журнала, и от рекламы на последней странице (объявления о подписке на газеты "без предварительной цензуры", о новых книгах, учебных курсах). И все же денег этих не хватало.
Конечно, литературный стиль позапрошлого уже века кажется иногда тяжеловатым, иногда смешным. Но пусть не обманет вас витиеватая, немного сентиментальная многословность: журнал сделан профессионалами - как журнального дела, так и благотворительности. В оборотах старой речи нет слащавости и "беспроблемности". Ни один материал не написан из отвлеченного интереса, все имеет практическое значение - просветительское, методическое, все говорит о современной авторам жизни, ее боли, ее насущных вопросах. Общественность встревожена разрешением телесных наказаний в Исправительном приюте имени Рукавишникова? Вот вам подробное описание быта приюта, аргументы "в пользу" - исходя из опыта и его анализа. Или: вышел указ Московской Духовной консистории, по которому все священники московских приходов должны помогать бедным матерям законнорожденных детей. Подробно рассказывается, как этот указ должен выполняться, и тут же ставится вопрос: а как же незаконнорожденные дети? Они ведь не виноваты в грехах родителей! А им можно помогать вот так-то...
Журнал закончил свое существование по простой и знакомой причине: не стало денег. И все-таки история "Детской помощи" - история со счастливым концом. В самых первых номерах журнала был объявлен целевой сбор пожертвований. Через три года на них были открыты практически первые в России "ясли" - "денное убежище для грудных и самых маленьких детей". Ясли, рассчитанные на несколько человек, были новым словом в призрении детей. Вместо скученных централизованных воспитательных домов, в которых была большая детская смертность, у ребенка появлялось подобие настоящего дома, семьи. Ясли стали прекрасным итогом деятельности журнала.
А нам остались драгоценные подшивки "Детской помощи", почитать которые в Москве можно в Государственной публичной исторической библиотеке (м. "Китай-город", Старосадский пер., д.9).
Версия для печати