На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Культура №0'0000

Читайте журналы позапрошлого века
О журнале "Детская помощь" (1885-1894)


Версия для печати
01.01.02, 15:35

Более 100 лет назад группа единомышленников из Общества попечения о неимущих и нуждающихся в защите детях в Москве решила издавать журнал, который объединил бы всех, "кто только захочет помогать детской нужде". Привлекать к благотворительной работе предполагалось не столько "доброхотных жертвователей", сколько деятельных помощников, в том числе и людей малоимущих: "помощь оказывается не одною выдачею денег: отыскать родителям заработок, найти ребенку работу в мастерской... обучить его грамоте, отвести в больницу... Как бы ни был человек занят ежедневной работой, у него найдется же хотя час свободный в неделю, и в этот час он может принести посильную помощь".
С таким вступлением в 1885 году вышел первый номер журнала "Детская помощь" - издания "для всех интересующихся общественной благотворительностью". Выглядит журнал более чем скромно: ни фотографий (они еще были большой редкостью), ни рисунков (ну, раз в год, к большому празднику). Тонкие обложки разных номеров различаются по цвету - вот и все украшение. Открываешь - газетные колонки, мелкий шрифт; кто, думаешь, такое мог осилить? Но начинаешь читать - и не можешь оторваться.

Журнал получился одновременно живой и серьезный. 16 больших страниц, на которых он уместился, просто перенасыщены информацией (мыслям, конечно, просторно, но словам уж очень тесно!). Издание такого уровня требовало серьезной подготовки. Тем не менее "Детская помощь" выходила в свет в течение 10 лет (до 1894 г.) по два (!) раза в месяц.

Издатели учитывали психологию читателя, чередуя отстраненную официальную информацию с воодушевленными читательскими письмами, аналитический обзор с зарисовками приютского быта, полными совершенно домашних подробностей.

В гладильной приюта Общества попечения о бесприютных детяхКаждый номер начинался с распоряжений правительства, так или иначе касающихся неимущих детей. Так, "Законоположение о малолетних рабочих" запрещало работать детям младше 12 лет, а для старших оговаривало щадящий режим. "Положение о Московском Комитете для разбора и призрения просящих милостыню" давало подробную инструкцию о том, как разбирать каждый случай уличного попрошайничества и как поступать в том или ином случае. Постановление "О школьном обучении малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах..." обязывало заводы и фабрики открывать специальные классы для тех работающих подростков, которые нигде не учились...

В этом же разделе печаталась информация Общества попечения о неимущих детях (поскольку журнал был его печатным органом): объявления, проекты, обращения и - самое любопытное - отчеты. В журнале на всю страну (а он распространялся в России и за границей) указывались все поступившие и потраченные за год суммы - вплоть до расходов на квас для детей и на прогулки по городу. Пофамильно названы в отчетах учредители, действительные члены, члены-благотворители... Никакой секретности! Для общественности так для общественности. Сейчас эта традиция - отчитываться перед общественностью за каждый потраченный рубль - только начинает, трудно и со скрипом, возрождаться. (По закону РФ "О благотворительной деятельности" благотворительные организации должны "обеспечивать открытый доступ, включая доступ СМИ, к своим ежегодным отчетам". Но, как нам сказали в городском благотворительном совете Москвы, организации печатают свои отчеты крайне редко. Не всегда можно винить их в этом. Из-за специфики налоговых законов и строгих требований к отчетам иногда приходится выбирать: то ли помощь кому-то оказывать, то ли иметь образцовую отчетность.)

Наверное, ни один общественный журнал позапрошлого века не обходился без литературного отдела. "Детская помощь" публикует в этом разделе самые разнообразные материалы о нуждающихся детях, написанные в вольном стиле: очерки о благотворительности в разных странах, размышления, письма читателей, путешествия, проповеди и т. д. Есть, конечно, здесь и попытки "изящным поэтическим слогом" рассказать о жизни детей-сирот: почти в каждом журнале встречаются стихи с красноречивыми названиями: "Сиротка", "Помогайте бедным", "Из бедной жизни", "Бедные дети", "Жертвы нищеты" и т.д. К сожалению, в литературном творчестве одних добрых намерений недостаточно. Странно хвалить поэта за то, что он "разрабатывает в стихах темы не праздной фантазии, а протокольной действительности". Хотя от такой действительности кровь у читателя стынет в жилах совершенно натурально:

"...Но малюток, старик, пожалей, пощади!

Виноваты ли крошки-девчонки,

Приютившись на трупе, к остывшей груди

Крепко-крепко прижавши ручонки?.."

Самое ценное в этом разделе для современного человека - замечательные очерки о разных видах благотворительной помощи в России и за границей. Вот в них-то сколько угодно и изящества, и глубины анализа, и широчайшей эрудиции.

Например, "Дома трудолюбия как новейшее средство предупреждения и сокращения нищенства" - захватывающая история с продолжениями (хватило на несколько номеров). В ней "с фактами в руках" рассказана история законов о нищих (не только в России, а еще в Англии, Франции, Германии), описаны разные модели "работных домов" (или "домов трудолюбия") и первый российский опыт их создания. Первый из таких домов в России был открыт "самым скромным из провинциальных церковно-приходских попечительств в Кронштадте, имевшим в кассе всего-навсего 100 руб. и долг по постройке барака для погорельцев...". "Зачинщиком" строительства был о. Иоанн Кронштадтский, который уже через три года "приобрел известность добрыми делами и молитвой". Благодаря щедрым пожертвованиям и продуманному устройству работного дома о. Иоанн увеличил капитал попечительства со 100 до 70 800 руб.! Увлекательно читать об устройстве таких домов: как набираются нищие (с живописными примерами), сколько их, чем они занимаются, как им платят (дается бесплатный обед и ночлег, а если кто-то "наработал больше", выдают зарплату деньгами)... Все тщательно зафиксированные факты не просто перечисляются, а анализируются - вплоть до мелочей: оказывается, плетение мочалок нищими дает прибыль (такую-то), а вязание шерстяных чулок лучше исключить из перечня работ - оно дает убыток (такой-то).

Вот другой очерк - про "летние колонии" для начальных городских училищ. Не пугайтесь, колонии - это места отдыха, а не наказания, детские лагеря на время каникул. Тогда они только-только опробовались и очень всем понравились. В них отправлялись преимущественно "слабые и хилые дети, малокровные и золотушные" - поправить здоровье на природе. Журналист рассказывает о первом опыте, но не просто дает восторженную оценку, а уже делает выводы, создает методику таких предприятий: как и когда собирать заявки, как обеспечить проезд детей (подавались прошения в правления железных дорог, и это почти всегда срабатывало), как обустроить помещение, сделать жизнь детей интересной. И опять - с подробностями во всем: "Оказалось по приезде, что многие совсем не умеют играть... Выучились... Городки и лапта доставляли до конца много удовольствия мальчикам... "Гигантские шаги" были везде встречены с восторгом..."

Вызывает уважение отношение к зарубежному опыту, готовность постоянно учиться у других и совершенствовать методы помощи детям (хотя в России была к этому времени очень развитая система общественной и частной благотворительности). "У нас на Руси, - пишут авторы, - никогда не было недостатка в добрых побуждениях... но в чем всегда замечался у нас недостаток - так это в теоретической разработке вопросов, в изучении того, что достигнуто опытом и мыслью других народов". Восполняя этот пробел, издатели практически для каждого номера припасли аналитический этюд "про заграницу": "Детские приюты во Франции", "Детские сады в Северо- Американских Штатах", "Помощь незаконным и покинутым детям в Италии", "Воспитание и образование ненормальных детей на Скандинавском полуострове"...

После серьезного чтения можно дать утомленному читателю отдохнуть - вот вам, дорогие читатели, краткие, в газетном стиле, новости в отделе "Смесь"! Он объединяет, говоря словами авторов, "все мелочи, касающиеся издания": короткие справки о благотворительных обществах в столичных и провинциальных городах; предложения и просьбы о помощи, объявления о благотворительных базарах, о "бесплатном оспопрививании", благотворительных концертах и лекциях:

"Бесплатная лечебница имени князя В.А. Долгорукова (Собачья площадка, дом лечебницы). Прием больных ежедневный, не исключая праздников, по всем болезням. Совет всем бесплатный. Бедным лекарства даром";

"Мариинский детский приют (у храма Христа Спасителя, дом Кашина) принимает бедных детей обоего пола всех сословий с платою за приходящих по 6 руб. в год. Совершенно неимущие освобождаются от всякой платы";

"С высочайшего разрешения учреждена последняя БОЛЬШАЯ ЛОТЕРЕЯ в пользу московских детских приютов. Выигрышей 500 на сумму 25 000 руб. Главный выигрыш состоит из серебряных вещей на 10 000 руб. Прочие выигрыши состоят из золотых, серебряных и др. вещей на 15 000 руб.".

В той же "Смеси" печатает "Детская помощь" хронику событий в сфере благотворительности: новые филантропические общества, приюты и школы, юбилеи меценатов и т.д. в России и - "Заграничные известия":

"В Петербурге учреждается новое благотворительное общество под именем "Общества взаимного вспоможения трактирных слуг". Цель общества - дать возможность оставшимся без места или захворавшим трактирным слугам получать вспомоществование".

"Недавно скончавшийся сенатор В.Н. Карамзин, сын историографа, пожертвовал в распоряжение Петербургской думы капитал в 16 000 руб. для учреждения в Петропавловской больнице двух постоянных кроватей, имени жертвователя, для женщин, страдающих болезнью "раком"..."

"Вдова композитора Россини завещала 800 000 франков на основание приютов для престарелых артистов и музыкантов".

Заканчивается каждый номер краткими сообщениями редакции о пожертвованиях, поступивших в журнал. "Детская помощь" получала, конечно, средства и от подписки, и от продажи журнала, и от рекламы на последней странице (объявления о подписке на газеты "без предварительной цензуры", о новых книгах, учебных курсах). И все же денег этих не хватало.

Конечно, литературный стиль позапрошлого уже века кажется иногда тяжеловатым, иногда смешным. Но пусть не обманет вас витиеватая, немного сентиментальная многословность: журнал сделан профессионалами - как журнального дела, так и благотворительности. В оборотах старой речи нет слащавости и "беспроблемности". Ни один материал не написан из отвлеченного интереса, все имеет практическое значение - просветительское, методическое, все говорит о современной авторам жизни, ее боли, ее насущных вопросах. Общественность встревожена разрешением телесных наказаний в Исправительном приюте имени Рукавишникова? Вот вам подробное описание быта приюта, аргументы "в пользу" - исходя из опыта и его анализа. Или: вышел указ Московской Духовной консистории, по которому все священники московских приходов должны помогать бедным матерям законнорожденных детей. Подробно рассказывается, как этот указ должен выполняться, и тут же ставится вопрос: а как же незаконнорожденные дети? Они ведь не виноваты в грехах родителей! А им можно помогать вот так-то...

Журнал закончил свое существование по простой и знакомой причине: не стало денег. И все-таки история "Детской помощи" - история со счастливым концом. В самых первых номерах журнала был объявлен целевой сбор пожертвований. Через три года на них были открыты практически первые в России "ясли" - "денное убежище для грудных и самых маленьких детей". Ясли, рассчитанные на несколько человек, были новым словом в призрении детей. Вместо скученных централизованных воспитательных домов, в которых была большая детская смертность, у ребенка появлялось подобие настоящего дома, семьи. Ясли стали прекрасным итогом деятельности журнала.

А нам остались драгоценные подшивки "Детской помощи", почитать которые в Москве можно в Государственной публичной исторической библиотеке (м. "Китай-город", Старосадский пер., д.9).

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.