Психолог, как и врач, начинает "работать" с клиентом с момента стука в дверь. Как человек вошел, куда сел, какие позы для него характерны, как он держит руки (грызет ногти, крутит пуговицу или постоянно поправляет челку...), как сидит, куда смотрит во время разговора - язык человеческого тела специалисту очень многое объясняет. Например, так называемая закрытая поза (руки скрещены на груди, нога на ногу; или: руки в карманах или за спиной или держат какой-либо предмет...) говорит о том, что человек чувствует себя некомфортно, как бы защищается, может быть, неосознанно чего-то боится. Можно следить, в какой момент беседы человек "закрывается": когда говорит о травмирующем прошлом или когда мечтает о будущем, когда говорит о себе или о других и т.д. Направленность глаз вверх свидетельствует о большом оптимизме, а вниз - скорее, о негативном настроении. Хотя, конечно, настоящий специалист никогда не делает поспешных и однозначных выводов.
Первый этап разговора - выслушивание, понимание проблемы человека. Здесь наиболее популярной является так называемая техника эмпатического слушания. Она включает в себя кивки, поддакивания, парафраз - возвращение обратно человеку сказанного им материала. Здесь обычно используется так называемое "ПЛЯП-высказывание": "Правильно ли я понял, что..." - и дальше следует главная мысль текста собеседника, или отражение его чувств по тому или иному поводу, или даже дословно некоторая его фраза. Если собеседник соглашается, то можно двигаться дальше. Если нет, то нужно все же понять правильно, что же он имел в виду или что он чувствует на самом деле.
Еще один технический прием - это "отзеркаливание" не только текста собеседника, но и его позы, интонаций, ритма и громкости речи и т.п. В основе этого приема лежит наблюдение, что человек гораздо больше доверяет похожему на него человеку. Психолог может принять позу, максимально похожую на позу собеседника, старается говорить с ним в том же темпе и с похожими интонациями. Для клиента это бессознательный сигнал: рядом друг.
Психолог должен уметь грамотно задавать вопросы, чтобы разговорить человека. На первом этапе разговора задаются вопросы "открытые", т.е. не предполагающие готового ответа: "Как ваш сын любит проводить свободное время?" Когда психолог после продолжительной беседы "нащупал" корень проблемы, он задает вопросы другого рода - "альтернативные", в которых содержатся варианты ответа. Цель таких вопросов - оказать воздействие на ход мышления человека, ведя его в определенном направлении. Психолог не имеет права сказать: "Это белое, а это - черное". В директивной форме это и не будет глубоко воспринято клиентом. Когда же его спрашивают: "Как вы думаете, это белое или черное?" - человек делает выбор сам и понимает, что это ЕГО выбор. Вопросы могут быть и "закрытыми", на которые можно ответить только "да" или "нет". Это более жесткий вариант, заставляющий человека точно сформулировать свое чувство или позицию.
Психолог должен уметь пробиться к психологической правде человека. Когда человек испытывает социально неприемлемые эмоции (равность, ненависть...), он скрывает это сам от себя, придумывает логические рациональные объяснения: "Бью сына, потому что иначе он вырастет бездельником". Психолог должен добиться того, чтоб человек свое чувство осознал и высказал его. Например, он может предложить: "Давайте представим, что ваш сын вместо уроков сел смотреть телевизор. Вы подходите, чтобы его ударить. Что вы при этом чувствуете?" Такие вопросы помогают разобраться, когда возникает негативное чувство, в какой момент нужно его уловить в себе, чтобы взять под контроль. Чтобы заставить человека посмотреть на ситуацию глазами другого ее участника, уместен вопрос: "Как вы думаете, а что он чувствует в этот момент?"
Психолог должен уметь не только говорить и спрашивать, но и молчать. Особенно важно молчание на первом этапе, когда идет сбор информации, когда человек выговаривается. Человеку важно знать, что его не просто слушают, но что его услышали. Поэтому молчание должно быть не "звуковой пустотой", оно должно быть наполненным - сочувствием и состраданием. При этом психолог не должен полностью погружаться в ситуацию, растворяться в сопереживании. Иначе он рискует слишком быстро эмоционально перегореть, после чего в нем может появиться холодность, цинизм.
Психолог не имеет права давать советы, он никогда не скажет: "Я бы на вашем месте..." Решение человек должен принять сам. Задача психолога - помочь прояснить ситуацию, чувства человека и стимулировать его ответственность за выбор решения.
Марина ФИЛОНИК, преподаватель психологии
Свято-Димитриевского училища сестер милосердия
Версия для печати