На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Архиеп.Иларион (Алфеев): делать замечания в транспорте контрпродуктивно


Версия для печати
05.10.09, 19:51

В передаче "Церковь и мир" прозвучал ответ на еще один вопрос нашей читательницы, заданный через форму "Задай архиепископу Волоколамскому Илариону":«Нужно ли делать, с вашей точки зрения, замечание в транспорте молодому человеку, который не уступает место пожилому»?

Полная версия программы "Церковь и мир" от 26 сентября


АИ: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! В эфире еженедельная программа «Церковь и мир» - программа о Церкви и ее месте в современном мире. Вести программу мне помогает обозреватель Иван Семенов. Здравствуйте, Иван.

ИС: Здравствуйте дорогой владыка, здравствуйте дорогие зрители!

АИ: Скажите, Иван, какие темы особенно волнуют наших верующих, что пишут нам в программу сегодня?

ИС: Ну и верующие и неверующие, владыка, интересуются на этой неделе, конечно, итогами приезда в Россию делегации Русской Православной Церкви за границей с великой святыней Русской Православной Церкви За границей Курской Коренной иконы. Я попросил наших коллег приготовить итоговый репортаж по пребыванию этой делегации у нас здесь в России и предлагаю его посмотреть. И после этого продолжить беседу.

АИ: Давайте посмотрим.

Сюжет: "Корр: 12 сентября в московском аэропорту Шереметьево приземлился обычный самолет, прибывший регулярным рейсом из Нью-Йорка. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, 90 лет назад, во времена гражданской войны, покинувшая пределы нашей страны, вернулась в Россию. Это стало возможным благодаря тому, что министерство культуры России и лично патриарх Кирилл предоставили гарантии, что икона будет возвращена в Нью-Йорк.

Иларион - первоиерарх РПЦЗ: «Это главная наша святыня, наша путеводительница…»

Корр: Икону привезли в Храм Христа Спасителя. В тот же день в церковь потянулись верующие, чтобы поклониться святыне. Возраст Курской Коренной иконы Божьей Матери насчитывает более 700 лет. Поколения наших соотечественников, одно сменяя другое, молились перед ликом Пресвятой Богородицы, начиная с 13 века, когда икона была обретена.

Протоиерей Георгий Зеленин, клирик РПЦЗ: "Эта икона -- воплощение истории России"

23 сентября Святейший патриарх привез чудотворную икону в Курск. Крестный ход направился к Соборной площади, тысячи курян вышли на центральную улицу. Чтобы приветствовать Патриарха и увидеть главную святыню курской земли.

Протоиерей Василий Афанасьев, клирик Курской епархии: "У нас в каждом доме есть списки с этой иконы, мы молились о возвращении ее на нашу землю, и это свершилось!"

На следующее утро икону перенесли в Коренную пустынь, в 30-ти километрах от города.

Корр в кадре:Считается, что именно здесь икона была обретена…

Сначала на историческом месте была возведена деревянная часовня, затем выстроен каменный храм. Деньги на него дал герой полтавского сражения граф Шереметьев. Возвращаясь из похода, генерал-фельдмаршал молился в пустыни о дарованной Богом победе. Список с чудотворной иконы оправляли на Дон для благословения казачьих полков, а во время Отечественной войны с Наполеоном копия святыни была отправлена в действующую армию фельдмаршала Кутузова. В освещенном храме Рождества Богородицы икону выставили для поклонения. Здесь она пробудет до 2 октября, а затем снова вернется в Нью-Йорк. Николай Яковлев. Юлия Пономарева. Вести."

ИС: И вот, владыка, один из вопросов, который мы получили (он и меня, честно говоря, интересует) -- какой смысл в том, что Курскую Коренную привезли, к ней совершилось паломничество, мы перед ней помолились и ее увозят обратно в Америку? Ведь можно было бы ее вернуть на ее историческое место в Курск, в Россию?

АИ: Икона выехала вместе русской эмиграцией и в каком-то смысле она стала символом русской эмиграции. Это уже часть нашей новейшей истории. Поэтому, конечно, икона должна сохраняться в русском зарубежье, она должна продолжать свое миссионерское шествие по епархиям и приходам. Слава Богу, что икона была привезена в Россию. И что наши верующие смогли поклониться этой святыне русского зарубежья. Это еще один знак того духовного единства, которое было восстановлено в 2007 году, и которое мы сегодня ощущаем всякий раз, когда встречаемся с нашими братьями и сестрами из Русской Зарубежной Церкви.

ИС: Что касается духовного единства, мы получаем много вопросов о сохраняющихся - тех или иных, мнимых или действительных - разногласиях между Русской Православной Церковью в Отечестве и Церковью за рубежом. Вот, например, об отношении к фигуре Патриарха Сергия. Многие зрители спрашивают нас: «Можно ли сказать так, что Русская Православная Церковь стала относиться к так называемому «сергианству» отрицательно? Или, с другой стороны, можно сказать так, что Русская Православная Церковь За границей стала относиться к такому соглашательскому отношению к безбожной советской власти положительно?

АИ: Это был один из вопросов, который обсуждался Комиссией по воссоединению Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом. И мне кажется, что в рамках Комиссии уже была найдена общая точка зрения на фигуру Патриарха Сергия, на его роль в истории. Я не согласен с тем, что Патриарх Сергий был каким-то соглашателем. Я думаю, что никто из нас, живущих в условиях свободы, вообще не вправе выносить суд в отношении таких подвижников веры, каким был Патриарх Сергий и другие иерархи, вставшие на путь лояльности советской власти. Тогда каждый человек должен был определиться, как ему относиться к советской власти.

ИС: Простите, владыка, что я Вас перебиваю, меня, честно говоря, в свое время потрясло письмо митрополита Антония (Храповицкого) (который, как мы знаем, был первоиерархом РПЦЗ) к митрополиту Сергию -- будущему Патриарху, -- который говорит: «Почему же вы не идете и не умираете, как мученик,» Он, уплывший из Крыма в безопасную Европу и находящийся в этот момент в безопасной Сербии, спрашивает, почему вы не идете и не умираете как мученик. Мне кажется это каким-то неправильным подходом…

АИ: Я бы не стал судить ни тех, ни других. Потому что судьба и тех, и других была трагической. Изгнание -- это тоже трагедия. Ведь о лояльности советской власти заговорил еще Патриарх Тихон. Так вот, митрополит Сергий, по сути дела, заставил советскую власть все-таки признать факт существования Церкви. То, что Церковь была не до конца разгромлена. -- мне кажется, в этом его историческая заслуга. А то, что тогда говорилась ложь, то, что тогда приходилось, скажем, отрицать гонения на Церковь -- это, видимо, была та дань, та плата, которую приходилось платить за то, чтобы Церковь могла хоть как-то легально существовать.

ИС: Есть такой вопрос в связи с той же самой темой. Вопрос о расколе внутри самой Русской Православной Заграничной Церкви. Как мы знаем, когда был подписан акт о каноническом общении, часть РПЦЗ не согласилась с этим и оказалась в расколе -- и с РПЦЗ, ну и, в результате, со всем Православием. Есть ли, с вашей точки зрения, спрашивают наши зрители, какая-то надежда на уврачевание этого раскола?

АИ: Я бы, во-первых, сказал, что правильнее говорить не о расколе, а о том, что от Церкви отходят те или иные группы по тем или иным, как правило, политическим, соображениям. Надежда на уврачевание раскола есть всегда. И прежде всего, она зиждется на том, что в людях иногда просыпается совесть, иногда в них просыпается разум. Они понимают, что быть вне Церкви -- это погибельно. Даже если человек называет себя громкими именами, присваивает себе громкие титулы -- это же, по сути дела, самозванцы. И в расколах существует внутреннее самоощущение именно как самозванцев. Я встречался с представителями раскольничьих структур и некоторые из них мне прямо об этом говорили.

ИС: То есть, то, что они себя называют «истинная, безусловная, единственная и абсолютно настоящая церковь такая-то» -- это просто некоторая внешняя позиция, некоторая игра, да?

АИ: Это скорее даже маскарад какой-то.

ИС: Но при этом они бывают воодушевлены сильным тезисом из Писания: «Не бойся малое стадо…» и так далее.

АИ: Все раскольники и еретики находили в Писании какие-то слова, которые они применяли к себе. Но кто сказал, что малое стадо -- это именно вот эти раскольничьи группы? Это просто демагогия. И ко мне как-то приходил один раскольничий «архиепископ», и мы говорили очень откровенно. И когда уже разговор вышел на какую-то глубину, он меня спросил: «Ну а что вы мне посоветуете просто по-человечески, как человек?» И я ему сказал: «Знаете, по-моему, лучше быть мирянином в канонической Церкви, чем быть архиепископом в расколе». И вот я это хотел бы сказать всем тем, кто ушел сегодня в раскол и пожелать, чтобы они осознали пагубность этой позиции и вернулись к единству Церкви.

ИС: Спасибо. Мы получаем также вопросы практического характера от наших зрителей. Вот спрашивает Виталий -- видимо, он часто бывает в Соединенных Штатах – «Как относиться к Православной Церкви в Америке?» Собственно, той Церкви, которая не является частью РПЦЗ и не является частью Русской Церкви? И когда русский православный человек оказывается, например, в Нью-Йорке, в какую церковь ему лучше ходить -- в храм РПЦЗ или в храм Православной Церкви в Америке?

АИ: Кто-то из русских, живущих в Америке, посещает приходы Русской Православной Церкви, кто-то посещает приходы Зарубежной Церкви, кто-то посещает приходы Православной Церкви в Америке. Все эти церкви сегодня являются каноническими и православными церквами. Особенность Православной Церкви в Америке заключается в том, что в абсолютном большинстве ее приходов богослужение совершается на английском языке. А в остальном… Да, там используется -- опять же, в большинстве приходов, хотя, кажется, не во всех, -- новый календарный стиль. А в остальном они ничем не отличаются от Русской Православной Церкви.

Уважаемые телезрители, сейчас мы прервем ответы на вопросы и познакомим вас с некоторыми событиями, которые привлекли наше внимание на этой неделе.

События.

1. Встреча архиепископа Иллариона с папой Римским Бенедиктом XVI. Рим.

В ходе официального визита в Рим председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Илларион встретился с Папой Римским Бенедиктом XVI в его летней резиденции.

Архиепископ Иларион подчеркнул важность совместного свидетельства православных и католиков о традиционных христианских ценностях перед лицом секулярного мира. Он отметил сходство взглядов Православной и Католической Церквей на вопросы семьи, материнства, демографический кризис, эвтаназию. Взаимодействие православных и католиков в этих областях необходимо укреплять. Тем более на фоне либерализации христианского учения у современных протестантов.

В память о визите председатель ОВЦС преподнес Папе Римскому наперсный крест, изготовленный в мастерских Русской Православной Церкви.

2. Православная молодежь за «Чистый Интернет». Екатеринбург.

Активисты православного молодежного движения Екатеринбурга провели пикет против порнографии, нецензурной брани и анонимности в интернете.

«Когда я обучала маму пользоваться Интернетом, она увидела те же порно-баннеры, была очень недовольна», – говорит Евгения Камаева, активистка православного молодежного движения.

Молодые люди решили создать группу «За чистый Интернет». Каждый участник этого общества должен отказаться от анонимности и брани в сети. Активисты составят список страничек, где нет ссылок на сайты с непристойными фотографиями и видеороликами. На этих страничках планируется разместить специальный значок – «Чистый Интернет». Кроме того, члены молодежного движения собираются направить официальное обращение к властям с просьбой принять закон, запрещающий в Интернете нецензурную брань и порнографию.

3. Священнослужителям РПЦЗ вручили российские паспорта. Нью-Йорк.

Священнослужителям Русской Православной Церкви За границей вручили российские паспорта. Теперь им больше не нужна виза, чтобы поехать на родину.

Генеральный консул РФ в Нью-Йорке Сергей Гармонин: «Хотя все вы родились вдали от России, на протяжении всей своей жизни ивы не теряли духовной, культурной связи с Родиной, свидетельством чему является блестящее знание русского языка…»

Генконсул РФ выразил священнослужителям РПЦЗ благодарность за их труд и усилия сохранение русского духа.

Епископ Монреальский и Канадский Гавриил получил паспорт на имя Георгия Львовича Чемодакова: «Мы испытываем радостное чувство. Хотя мы выросли за рубежом и никогда не жили в России, мы всегда считали себя русскими. Наш первый язык – русский».

Вместе с ним российские паспорта получили протоиереи Серафим Ганн и Андрей Соммер и другие.

ИС: По поводу этого последнего сюжета, владыка, хочу вас спросить: для чего это делается? Люди, которые принадлежат к Русской Православной Церкви За границей, живут в Америке, являются полноценными, 100-процентными американцами… А нужно ли им вручать эти русские паспорта?

АИ: Ну, во-первых, раз им эти паспорта вручили, значит, они об этом просили. А, во-вторых, просили-то они, потому что, живя в Америке всю жизнь или в других странах, они ощущали себя русскими людьми. И есть поразительные примеры того, как человек, прожив долгую жизнь за рубежом, оставался русским. Причем даже не родившийся в России. Например, Андрей Дмитриевич Шмеман, брат-близнец протоиерея Александра Шмемана, замечательного богослова 20 века. Он всю свою жизнь прожил с нансеновским паспортом. Это паспорт, который давали беженцам, начиная с 1922 года. Он не хотел принимать гражданство Франции, в которой прожил всю жизнь. Потому что ощущал себя русским человеком. И вот в 2004 году президент России Владимир Путин лично вручил ему российский паспорт. И он сказал, что это самое большое событие его жизни. Потому что все эти годы он жил как бы с раздвоенностью в душе.

ИС: Понятно, спасибо. Владыка, хочу предложить еще несколько вопросов, которые прислали нам наши зрители.

АИ: Пожалуйста.

ИС: Ольга Герасимовна Глухова спрашивает нас на нашем сайте: «Нужно ли делать, с вашей точки зрения, замечание в транспорте молодому человеку, который не уступает место пожилому»?

АИ: Ольга Герасимовна, я не знаю какой ваш возраст, но мне кажется, что делать замечание иногда бывает контрпродуктивным. К сожалению, у нас отсутствует сейчас очень часто культура у молодых людей. Они должны сами смотреть за тем, кто входит в вагон, и уступать место. Делать замечание, я думаю, не стоит.

ИС: Спрашивает Юлия, которая, видимо, имеет возраст не очень большой: «Почему, если хочешь венчаться в церкви, требуют регистрацию в ЗАГСе? Какое значение для Бога может иметь штамп в паспорте»?

АИ: Объясняю, Юлия. Для нас не штамп в паспорте важен. Для нас важно то, что люди приняли окончательное решение жить вместе. И поэтому существует такая практика. Из нее конечно бывают исключения. Если, например, люди не могут зарегистрироваться из-за проблем с пропиской. Мы идем навстречу таким людям. Но регистрация брака необходима для того, чтобы мы, священнослужители, были уверены, что это реальный и законный брак.

ИС: Спасибо. Еще один вопрос. Молодой человек нас спрашивает, который не назвался: «Отче наш» в Евангелии и «Отче наш» в церкви заканчиваются по-разному. Почему это так?»

АИ: Молитва «Отче наш» дана самим Господом Иисусом Христом. И это всеобъемлющая молитва -- молитва человека, которая обращена к Богу-Отцу. И в литургической практике молитва «Отче наш» приобрела окончание «Яко Твое есть Сила и Слава, Отца и Сына, и Святаго Духа…», хотя молитва обращена к Богу-Отцу. Это связано именно с представлением о том, что, когда мы молимся Отцу, нас слышат и Сын и Святой Дух. Дорогие телезрители, я сейчас должен прервать ответы на вопросы, потому что у нас вопросов очень много, мы будем отвечать на них в следующих передачах. А сейчас давайте посмотрим репортаж, который мы подготовили в связи с тем, что на этой неделе праздник Воздвижения Креста Господня.

Православный словарь: Крестовоздвижение.

Воздви́жение Честно́го и Животворя́щего Креста́ Госпо́дня – или Крестовоздвижение – отмечается 27 сентября по новому стилю.

Крест, на котором был распят Иисус Христос, был утерян после того, как в 70 году римские войска захватили Иерусалим, разрушили ветхозаветный Храм, а на месте многих святынь возвели языческие капища. Согласно преданию, через двести пятьдесят лет после этих событий первая византийская правительница-христианка Елена отправилась в Палестину. Она стремилась разыскать Крест. Ведь именно знАмение Креста, явившееся на небесах, стало символом воинской победы над врагами Римской империи для ее сына – императора Константина Великого.

Под языческим святилищем в пригороде Иерусалима Елена обнаружила три деревянных креста. На каком же из низ был распят Христос? Мимо проходила похоронная процессия. После прикосновения одного из крестов мертвец воскрес. И орудие мучительной смерти получило свой постоянный эпитет в христианской гимнографии – его стали называть «Животворящим Крестом».

Императрица Елена велела разделить Крест на две части – одна осталась в Иерусалиме, а другая отправилась в Константинополь. Ежегодно патриарх воздвигал ее в храме Святой Софии для поклонения народа. При этом предстоятель лично несколько раз поднимал Крест и осенял им верующих. Крест был невероятно тяжелым. Поэтому в чине Крестовоздвижения были предусмотрены паузы для отдыха патриарха.

Праздник Крестовоздвиженья – особенный. Несмотря на то, что он является одним из 12 самых торжественных событий в церковном году, это всегда день строгого поста. Ведь для христиан Крест - не только символ победы над смертью, но и оружие страданий, которые Иисус Христос принял за грехи всего человечества.

ИС: Владыка, хочу уточнить по поводу праздника Крестовоздвижения. Почему он считается двунадесятым? Он, вроде бы, не связан ни с земной жизнью Господа Иисуса Христа, ни Матери Божьей?

АИ: Это совершенно особый праздник, который находится на расстоянии почти полугода от страстной седмицы, когда мы вспоминаем страдания Христа, и который нас как бы возвращает к этой реальности дней страстной седмицы, помогает нам пережить страдания и смерть Господа-Спасителя.

ИС: К сожалению, дорогой владыка, наше время подходит к концу. Я от лица зрителей благодарю вас за ответы на вопросы и прощаюсь с вами до следующего раза.

АИ: Спасибо вам, Иван! Спасибо вам, уважаемые телезрители! Я прощаюсь с вами до следующей недели. Желаю вам помощи Божьей во всем. Храни вас всех Господь!

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.