На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Апокалипсис сегодня: могущество Бога вместо всемирной катастрофы


Версия для печати
09.10.12, 18:09

9 октября в ПСТГУ состоялась конференция по библеистике, посвященная богословию и экзегезе Откровения апостола Иоанна Богослова.


Как правило, для современного обывателя слово «апокалипсис» («откровение» – греч.) означает нечто вроде «конца света», фатальной катастрофы. Это представление не соответствует ни содержанию книги Откровения апостола Иоанна Богослова, ни ее пониманию древними отцами – первым поколением ее читателей.

«Апокалипсис, написанный около 95 года н.э., во время правления императора Домициана, последнего из рода Флавиев, и адресованный малоазийским христианам несет на себе отпечаток своего времени, тяжелых ожиданий новых гонений со стороны языческого государства, именно поэтому после обращения к семи церквям в первых главах книги и следуют предсказания новых испытаний, в контексте которых появляется знаменитый образ апокалиптического зверя – в котором легко угадываются черты Римской империи с ее императорским культом», – объясняет Вероника Андросова, аспирантка кафедры Библеистики ПСТГУ.

Несмотря на впечатляющие картины бедствий, богословским стержнем Откровения являются главы, посвященные не катастрофам, а всемогуществу Бога (5 -11 гл.) и победе Агнца над диаволом (21-22 гл.), – убеждена она.

Бедствия, «параллельные» ветхозаветным Египетским казням – призыв к покаянию падшего человечества и в конечном итоге способ актуализации божественного замысла о мире, который предстает перед читателем «богословской» части Откровения Иоанна Богослова в образе книги, «запечатанной семью печатями».

Венгерский исследователь Имре Переш из Дебреценского Реформатского Богословского Университета замечает, что в период написания книги человеческий образ Христа, известный из Евангелий, уступает место апокалиптическому образу Спасителя, в контексте ожидаемой христианской общиной скорой «парусии», Второго Пришествия и конца прежнего мира.

«Автор Апокалипсиса предостерегает своих читателей, от конформизма по отношению к римской власти, бывшей в известной степени предметом изумления и обольщения для первых христианских общин. Государство предстает тут в облике зверя и блудницы. В Апокалипсисе мы находим заостренный пафос противоречия христианского учения с имперским государством времен Домициана», – подчеркивает исследователь.

Предостережения эти выражены поэтическим языком ветхозаветной пророческой письменности. О соотношении ветхозаветных пророческих образов с образами Апокалипсиса подробнее рассказал преподаватель Кафедры библеистики ПСТГУ диакон Глеб Курский.

Многочисленные лексические совпадения и огромное количество аллюзий на пророческие писания делают произведения ветхозаветных Великих Пророков необходимым контекстом для понимания образов Апокалипсиса. Семь светильников малоазийских церквей оказываются светильниками Иерусалимского храма, а первосвященник в блистающих одеждах – Христос, может быть сопоставлен с образом мужа «ветхого деньми» из книги пророка Даниила (Дан 7,9).

Образ священного города Иерусалима и храма у так называемых «великих пророков» Ветхого Завета (Исаия, Иезекииль), развивается в контексте противопоставления святости места (гора Сион) и греховности поведения жителей Иерусалима до Вавилонского плена. Осуждение и очищение Иерусалима страданиями, у пророка Исаии предстает как спасение остатка праведников, претерпевших испытания. Каждый из спасенных праведников по окончании испытаний должен быть вписан в «книгу жителей» города (Ис.40-49), эту книгу мы встречаем и в Апокалипсисе как «книгу жизни», куда будут вписаны праведники, пережившие эсхатон, и предназначенные для жизни в новом, Небесном Иерусалиме (Откр. 20, 11-15).

В заключение доцент Свято-Тихоновского университета, магистр богословия Антон Небольсин рассказал о специфике композиционного построения книги Апокалипсис, а ректор Смоленской духовной семинарии протоиерей Георгий Урбанович о результатах археологических исследований малоазийских городов и регионов, упомянутых во второй и третей главах Книги Откровения.

Конференция была приурочена к дню памяти апостола Иоанна Богослова и небесного покровителя университета святителя Тихона, патриарха Московского, который Церковь отмечает 9 октября.

Дмитрий РЕБРОВ

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.