На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Семья и личность №3 (20)'2006

А на горох не будут ставить?
Когда ребенку исполняется 3-4 года, родителей начинают волновать вопросы: отдавать ли его в детский сад? А если да, то в какой? Для верующих это особая проблема, слишком по-разному может протекать жизнь ребенка в саду и дома. Как ее решить?


Версия для печати
05.03.06, 02:56

Среди верующих людей распространено мнение, что детей в детский сад отдавать вредно. Ребенок должен расти дома, в окружении братьев и сестер и верующих ровесников, воспитывать его должны родители. За примером, как правило, отсылают к «благочестивым предкам» в XIX век, в дворянские семьи. Но у дворян с детьми занимались няни, гувернеры и наемные учителя, т.е. педагоги-специалисты. Сейчас не всякий родитель может себе позволить пригласить в семью грамотную няню или квалифицированного преподавателя. И далеко не всякая мама, даже если она «сидит с ребенком», может учить его сама. Бывает так, что выбора у родителей не остается.
Конечно, если есть хоть какая-то возможность воспитывать ребенка дома, ее нужно реализовать. Когда подрастала моя старшая дочь, я приготовилась к домашнему воспитанию, но случайно узнала о том, что две активных мамы в нашем приходе организовали в детском саду православную группу. Мы пришли и записались туда.

Удивление заведующей
Всеми организационными вопросами изначально занимались два человека – инициативные мамы Татьяна и Ольга.
Ольга:
-- К тому времени у нас в приходе храма Космы и Дамиана в Космодемьянском во многих семьях стали подрастать дети. В простой детский сад их отдавать не хотелось. Нам было важно сохранить такую же атмосферу, в которой они росли дома. И поскольку мы увидели, что детей набирается уже на небольшую группу, примерно 10-12 человек, решили действовать. Сначала провели в храме собрание. Пытались со всеми поговорить, услышать разные мнения. Но идеи высказывались самые неожиданные. Некоторые, например, предлагали мальчиков и девочек воспитывать отдельно. Мы решили мнение большинства не вырабатывать. А, помолившись и благословившись, начали. Татьяна: Когда люди живут в небольшом городе и ходят в один храм, они, как правило, знакомятся, сближаются и начинают помогать другу другу. В нашем храме стала бывать женщина, которая занималась в Управлении образования набором и распределением детей в городские детские сады. Ее поразило, как много детей в нашем приходе. Она подошла к отцу Сергию и рассказала о том, кто она и чем занимается, а, узнав, что мы хотим создать в детском саду православную группу, пригласила к себе побеседовать. Ольга: Мы не ходили по детским садам и не спрашивали, не возьмете ли вы нас. Знакомые рассказали, что в одном из детсадов работает православная воспитательница. Мы пошли в этот детсад и встретились с заведующей.
Лидия Петровна Клименко, заведующая д/с № 56, г.Химки.

Когда ко мне пришли с таким вопросом, я очень удивилась, потому что сама не ходила в храм. Но я знала, что есть заведующие, которые хотели бы открыть у себя православные группы. Конечно, вначале я должна была согласовать это решение с Управлением. Зав. Управления помогла нам. Родители рассказали, что они хотят, как себе это представляют. Я их предупредила, что не знаю материала и могу отвечать только за учебную общеобразовательную программу. Материал они мне представили. Противоречий с нашей программой по большому счету не возникло, наоборот, получилось взаимное обогащение опытом. Мы увидели, как много здесь хорошего: продолжение прекрасных традиций, уважение к истории, почитание подвига русских людей. Мы и сами узнали много нового, захотелось помочь, стать участниками. Я стала читать православную литературу, немножечко просвещаться.

Создавая православную группу, мы думали о себе и своих детях, но оказалось, что это может быть интересным и важным также для тех, кто нас окружает.
А вот от «единомышленников» -- наших же православных мы получили самые неожиданные отзывы о своей идее. Но их вопросы типа «Зачем грузить детей богословием?» или «А вдруг их там на горох ставить будут?» говорили лишь о том, что слабое представление у людей о православных группах детсадика или таких садах связано именно с отсутствием таковых.

По ступенькам к Пасхе
Программа рождалась вместе с группой. Мамы с воспитателями садились и обсуждали, какие занятия можно провести при подготовке к посту, к празднику и т.д. Старались сделать так, чтобы каждый день стал для детей ступенькой в Церковь. Ведь просто посадить их и рассказывать Закон Божий – так можно только оттолкнуть. Этим надо жить, и программа должна эту жизнь отражать.
За основу мы взяли православные праздники. Почти каждый из них можно «инсценировать» так, чтобы дети почувствовали себя его участниками. Например, на Масленицу мы разыграли сказку «Пузырь, соломинка и лапоть». Пузырь был обжорой, соломинка -- жадиной, а лапоть – властолюбцем. Они никак не могли договориться. Стали спрашивать детей: что можно посоветовать героям, как им помочь? Дети думали, а потом говорили: им надо попросить прощения, не объедаться, не сориться, делиться, уступать друг другу. Чем не «вводная лекция» перед Прощеным воскресеньем? А на дни ангела сложилась такая традиция: зажигается свечка и каждый ребенок, держа ее в руках, говорит свои пожелания имениннику, а потом передает другому. На праздники из храма часто приезжает батюшка, на Рождество и Пасху привозит подарки. Во время постов в красном углу у нас висит «карта пути», по которому дети идут к празднику. А в Великий Пост они поднимаются по ступенькам к Пасхе.
В группе большое внимание уделяется тому, что называют «патриотическим воспитанием». Дети знакомятся с историей России, ее героями, святыми, воинами, становясь участниками (в форме инсценировок) великих событий ее прошлого. Специально для этого был придуман «Богатырский цикл», а самый главный «богатырский» праздник в группе – день Архистратига Михаила, -- покровителя всех воинов.
В подготовке праздников часто участвуют и те дети, которые уже стали школьниками, то есть ушли из группы несколько лет назад, а также их родители. В первой группе все -- дети, мамы, папы, дедушки, бабушки, -- были знакомы и ходили в один храм. Встречались на службах, дома на днях рождениях, вместе ездили в паломнические поездки. Такая семейная атмосфера поддерживалась и в саду. Вместе готовились к праздникам, мастерили костюмы и декорации, проводили утренники, пили чай.

День Жен Мироносиц вместо 8 марта
Поначалу отношение в саду к нашим праздникам было неоднозначным. Например, нас упрекали в нежелании праздновать 8 марта вместе с садом, говорили – как же так, у православных мам не хотят поздравлять? И родилась идея праздновать день Жен Мироносиц. Теперь это уже традиция, которая всем (в том числе и работникам детсада) очень нравится. Сначала они приходили посмотреть, а потом стали участвовать. Первыми подключились музработники, а потом и остальные педагоги. Ведь профессионально владеть приемами проведения утренников, конечно, лучше могут профессионалы -- воспитатели детсада.
Сейчас отношение к группе в саду сменилось с настороженного на очень доброжелательное. Ведь и группа много приносит детскому саду.
Лидия Петровна, заведующая: Группа прекрасно показала открытое занятие для района по народному творчеству. Раньше, когда ко мне приходили коллеги и проверяющие, я в эти группы старалась их не приглашать, а теперь предлагаю посмотреть именно этих детей, и всем очень интересно. Татьяна Титовна, физкультурник: Мне понравилось тесное сотрудничество с батюшкой и прихожанами, они принимают участие в жизни детей – это так неожиданно. Ведь, как правило, в саду дети сами по себе, взрослые сами по себе.

Воспитание воспитателей
Сочувствующих воспитателей мы нашли не сразу. Первый наш воспитатель Наталья Анатольевна Лопатко работала в этом саду воспитателем по эстетике (в кабинете ИЗО). Когда ей предложили перейти в православную группу, она даже испугалась. Слишком это ответственно. Как все до ребенка донести -- молитвы, посты, праздники. Ее довольно долго пришлось уговаривать. Теперь Наталья Анатольевна работает в нашей в младшей группе.
Второго воспитателя -- Евгению Владимировну мы нашли среди наших прихожан. Она собиралась отдавать свою дочь в эту группу. Тут и вспомнили, что у нее педагогическое образование и уговорили ее. Но дольше всех работает в нашей группе Елена Анатольевна Булыгына.
Ольга: Елена Анатольевна работала в этом саду. Она была невоцерковленным человеком, но, единственная из воспитателей сада пришла на организованную нами беседу о методах православного воспитания и обучения, когда мы еще только пытались создать нашу группу. А потом согласилась в нашу группу перейти. И стала воцерковляться вместе со своими детьми, который тоже были в этой группе.
Елена Анатольевна
: Мой опыт работы в саду на момент открытия православной группы был очень мал. Ничего, кроме беспомощности и уныния в то время я не испытывала. Преследовал вопрос: «зачем я здесь?» И вот по саду прошел слух об открытии необычной группы. Мне стало очень интересно, чем там живут. Поскольку я не была воцерковленным человеком, для меня все было необычным, начиная с манеры одеваться и заканчивая духом общности, который царил в этой группе. Через год группа осталась без второго воспитателя. А я уже была готова пойти младшим воспитателям, лишь бы взяли. Страшно было ужасно. Молитв не знаю, праздников не знаю, как к таким детям подойти не знаю. Но все как-то с милостью Божией и с помощью Натальи Анатольевны стало устраиваться.

Большие и маленькие
Дети, впервые приходящие в сад, часто пугаются, плачут и радуются, когда их забирают домой. Моя дочь не плачет утром, а вечером уходить из сада категорически отказывается. Она не одна такая. Вечером в раздевалке собирается компания родителей, которые не могут вытащить свое чадо из группы и увести домой. Но это не удивительно, потому что в нашей группе ребенок очень быстро привыкает, что сад -- продолжение семьи. Здесь вместе трудятся, молятся, и не только перед едой и после, но и за болеющих друзей, братьев и сестер, за пап и мам, за бабушек и дедушек, вместе готовят подарки.
Лидия Петровна, заведующая: У детей, даже проблемных, в этой группе как-то агрессия не прогрессирует.
Елена Анатольевна
: Вроде бы наши дети такие же, как и все остальные, могут и пошалить, и повздорить. Но у них очень развивается чувство сопереживания за своих друзей, болеют ли они или совершают неправедный поступок. В других группах я, к сожалению, этого не наблюдала.
Недавно православных групп стало две. Мне очень нравится, что они у нас разновозрастные. Младшим -- 3-4 года, а старшим -- 5-6-7 лет. Пока группа была одна, в ней вообще было четыре возраста. Когда рядом старшие и младшие братья-сестры, детям намного легче адаптироваться.
Лидия Петровна, заведующая: В разновозрастных группах воспитателю бывает очень трудно работать, не все это могут. Я сначала очень переживала, но ваши воспитатели нашли умелый подход. Младшие играют, со старшими занимаются, а средние ходят и смотрят то на больших, то на маленьких, и по желанию, присоединяются то к тем, то к другим. Им все интересно, и занятия (в непринужденной форме), и игра. Татьяна Титовна (физкультурник) : Конфликты, конечно, и у них случаются, но здесь нет резкого желания дать сдачи. Они умеют просить прощения.
Со стороны на наших детей реагируют по-разному. В самом начале в группе была одна нянечка, очень старательная женщина, но особо не верующая. Когда дети вставали на молитву перед едой, она выходила из группы. Воспитатели вначале думали, что ей это неприятно, а потом обнаружили, что она плачет. Так и было – дети молиться, а она плакать.

Как к вам попасть?
Многие, когда слышат о православной группе в детсаде, спрашивают, как к вам записаться? Почему люди стремятся отдать своих детей в православную группу? Я думаю, потому же, почему отдают и в православные гимназии – знают, что здесь детей «плохому не научат», что там более спокойная и доброжелательная обстановка.
Ольга: Раньше мы брали всех. Рассказывали о наших условиях, и если возражений не было, принимали. Я, когда говорила с родителями, спрашивала, много ли ребенок смотрит телевизор, объясняла, что дети у нас, в основном, не «телевизионные». Говорила о том, что дети молятся в течение дня, читают жития святых. И предупреждала, что у ребенка может появиться раздвоение жизни, если он молится в саду, а приходит домой, и родители говорят -- да зачем? Невоцерковленным родителям надо стараться потихоньку подтягиваться за ребенком, чтобы у него не было психологической травмы. Но невоцерковленные люди приходили и чаще всего уходили. Ребенку было хорошо, а родители не выдерживали. Мама переводила ребенка в простую группу, потому что он начинал задавать вопросы, на которые у нее не было ответов.
Со временем требования по приему стали жестче, желающих больше, чем возможность принять. Сейчас в наших группах все дети из верующих семей. Появились дети из других приходов, что создает более широкий круг общения и для родителей.
Лидия Петровна недавно мне сказала: «Когда батюшка приходил на праздник в последний раз, он спросил – как нам с двумя группами, не тяжело? А я ему говорю – честно говоря, у меня большое желание весь сад таким сделать».

Елизавета ПРАВИКОВА



Комментарий

Протоиерей Сергий Куликов, настоятель храма Космы и Дамиана в Космодемьянском, член Епархиальной комиссии по церковной социальной деятельности

-- Господь призывает нас к деланию. Поэтому, чтобы не быть осужденными на страшном суде с рабами лукавыми и ленивыми, мы должны трудиться. Открытие группы детей-прихожан нашего храма в детском саду – это одно из таких дел. С самого начала мы решили, что не будем давать громких названий, а постараемся сделать все для того, чтобы окружающие нас люди, да и администрация видели, что бывают и другие дети, и другие родители. Прошедшие годы показали правильность решения и дееспособность нашего начинания.
Такой сад особенно нужен для тех семей, где детей немного. Если семья многодетная, то воспитание, как правило, происходит в домашних условиях, но таких семей пока мало. Чтобы дети не росли эгоистами, такими «нарциссами», с детства их надо приучать к коллективу, к соборности. Школа и детский сад, а потом институт дают возможность почувствовать себя не одиноким. У нас в саду дети растут вместе, и родители растут вместе с детьми. Для родителей это тоже хорошо. Ведь, часто, каков наш круг общения? Дома с телевизором? А здесь родители (особенно это важно для людей, только воцерковляющихся) могут вместе потрудиться, сделать что-то сообща, обсудить, обменяться опытом. В храме сложно общаться, в храм мы идем молиться, а если есть какое-то место, где у нас есть общий интерес, общее дело, то это очень хорошо.

СПРАВКА
ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ: Чтобы открыть православную группу в детском саду, лучше всего найти заведующего, которому понравилась бы эта идея, предоставить в сад все программы, рассказать о своих предложениях. В вышестоящие органы образования уже должен обратиться сам заведующий с предложением о создании в саду группы с этнокультурным компонентом. Идти прямо в Управление образования, если там нет хороших знакомых, не имеет смысла. Но главное -- найти неравнодушных людей, и постараться заинтересовать сад в своем существовании, привлечь родителей, которые сами были бы готовы принимать активное участие в жизни группы.
Официально наша группа называется – «группа с этнокультурным компонентом». В светском обществе, где Церковь от государства отделена, религиозные образовательные учреждения не могут быть государственными. А определение - «этнокультурный» дает большую возможность для проведения православного воспитания и обучения.
Документом, который позволяет создание подобных групп, служит приложение 2 к постановлению правительства Москвы от 19 августа 1997 года №653:

Положение о дошкольном образовательном учреждении с этнокультурным (национальном) компонентом образования в г. Москве.
1. Общие положения. (привожу не все, а те, которые интересны).
1.3. Дошкольное образовательное учреждение с этнокультурным компонентом образования (ДОУ) – вид образовательного учреждения, реализующего программу дошкольного уровня образования в пределах стандарта и обеспечивающего изучение национального языка, культуры, традиций народа – носителя языка.
1.5.Основными задачами ДОУ с этнокультурным компонентом образования являются:
-- изучение национального языка, развитие лингвистических способностей
-- приобщение к культуре и традициям народа-носителя языка.
-- взаимодействие с семьей по принципу активного вовлечения родителей в жизнь дошкольного образовательного учреждения, оказание им консультативной помощи, формирование у родителей представлений об основных целях и задачах воспитания ребенка, роли этнической культуры в его развитии.

2. Порядок создания дошкольного образовательного учреждения с этнокультурным (национальным) компонентом образования.
2.1. ДОУ открывается приказом Комитета образования по согласованию с префектурой соответствующего административного округа.
2.2. Для открытия ДОУ в Комитет образования должны быть представлены:
-- устав,
-- образовательная программа,
-- штатное расписание с обоснованием необходимости дополнительных штатных единиц.
Эти положения дает достаточную свободу для организации православных групп в государственных детсадах.


ИНФОРМАЦИЮ О ПРАВОСЛАВНЫХ ДЕТСКИХ САДАХ И ГРУППАХ ВЫ МОЖЕТЕ НАЙТИ НА ЭТИХ САЙТАХ:http://www.rondtb.msk.ru/info/ru/pre-school_ru.htmhttp://pravbeseda.ru/arc/old_agora/pravbeseda_roditeli/1075972382.htmlhttp://pravbeseda.ru/arc/old_agora/pravbeseda_roditeli/http://bogorodsk.nm.ru/detsad/progr001.htmhttp://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&s=7&id=74

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.