На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Культура №0'0000

«А где у вас тут атеизм?»


Версия для печати
31.01.12, 18:49

Одним из самых интересных культурных событий нынешней зимы в Санкт-Петербурге стала выставка «Искусство Италии XIV - ХХ веков в собрании Музея истории религии». Надо сказать, что на этой выставке представлены по большей части именно религиозные или околорелигиозные произведения – в основном живопись, но есть также образцы скульптуры, графики и прикладного искусства. Экспозиция собрана из запасников музея, который ныне располагается на Почтамтской улице, но многие жители Санкт-Петербурга помнят его прежнее месторасположение – поруганный в советское время Казанский собор. В те времена учреждение называлось Музеем истории религии и атеизма… И хотя на самом деле не все так просто с историей музея, надо признать, что и по сей день его экспозиции – это взгляд на религию с точки зрения светского гуманизма. Рассказывает ведущий научный сотрудник Музея истории религии Раиса РАШКОВА:



Наш музей был создан в 1930-е годы прошлого века учеными, которые вышли еще из русской исторической школы, из школы русских этнографов, как Музей истории религии Академии наук СССР, для сравнительного изучения религиозных систем. И под названием «Музей истории религии Академии наук СССР» он существовал до времен правления Хрущева. В 1960-е годы начался очередной виток совершенно бессмысленной и ничем не оправданной борьбы с религией, и тогда на фронтоне Казанского собора сделали надпись «Музей истории религии и атеизма». Именно Хрущев вывел многие научные институты из системы Академии наук. Но в самом начале перестройки мы вернулись к первоначальному названию. Надо сказать, что с самого начала существования музея и экспозиции, и экскурсии строились на научной основе, у нас было научное учреждение. А в 1960-е годы упор стал делаться на пропаганду атеизма, но не столько в экспозициях, сколько в устных и печатных вариантах. Очень трудно показать атеизм. Когда к нам приезжали иностранцы (а они воспринимали наш музей, как идеологическое учреждение), они часто спрашивали: «А где у вас тут атеизм?» Им показывали плакат времен Гражданской войны «Поп, царь и кулак». Но музей оставался на научных позициях, на таковых остается и сейчас. Когда я выступала на телеканале «ВОТ» («Ваше общественное телевидение»), мне задали вопрос: «Будете ли вы показывать историю атеизма?» Я ответила: «Да. Потому, что без этого показывать историю религии нельзя».

— Много ли среди сотрудников музея верующих людей?

— Р. Р.:
Не знаю, насколько много, но есть.

— Носят ли какие-либо ваши экспозиции миссионерский характер?

— Р. Р.:
Нет, только научный, никакого миссионерства. Это не наша задача.

— Как вы полагаете, надо ли сравнительную историю религиозных систем преподавать в школе?

— Р. Р.:
Мы же часто говорим, что религия – это часть культуры. Поэтому мне кажется, что это нужно преподавать в школе. И чем более это будет делаться квалифицированно и объективно, тем лучше.

— А разве не наоборот, культура – часть религии?

— Р. Р.:
Нет. Культура – это возделывание. Сначала была агрокультрура, потом появилась культура, как возделывание духа.

Но вернемся к выставке итальянского искусства. На ней можно увидеть более семидесяти произведений итальянских мастеров эпохи Треченто (буквально это переводится как «триста», но также это можно понимать и как период 1300-е гг.), Раннего Возрождения, Контрреформации и барокко: живописцев Карлетто Кальяри, Пьетро Домини, Гверчино, Марчелло Венусти, Мазо да Сан Фриано, Пьетро делла Веккиа, скульпторов Джузеппе де Фабрис, Пьетро Тенерани, Луиджи Бьенеме, графиков Сильвестра Маррони, Джованни Баттиста Пиранези и его учителя Джузеппе Вази и других. Выставка приурочена к перекрестному году Италии в России и России в Италии.

— Р. Р.:
Концепция выставки заключается в том, чтобы показать характерные особенности итальянского искусства. Оно всегда было синтетическим. Архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство всегда в Италии были в ансамбле. Наша выставка состоит из произведений живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и менее характерного жанра для религиозного искусства – графики. Здесь представлены работы разных итальянских школ: флорентийской, венецианской, феррарской, римской и других. Венецианская школа в нашем собрании представлена наиболее полно, может быть, потому, что Петербург всегда был тесно связан с Венецией. Вообще, очень интересно получилось: выставка итальянского искусства организована в музее, который расположен в бывшем доме Павла Ягужинского, одного из «птенцов гнезда Петрова», т. е. ближайших сподвижников императора Петра Первого. Именно Ягужинский в 1717-м году привез из Италии девять итальянских картин – это были первые итальянские картины, которые появились в России. Хотя к этому времени в России уже было достаточно много западноевропейских произведений искусства, но дело в том, что Петр Первый очень любил голландскую живопись, а вельможи, как правило, ему подражали. И вот так получилось, что первые в России итальянские картины оказались именно в этом доме, где сейчас проходит наша выставка.

Центральный экспонат выставки - «Распятие с Девой Марией и Иоанном Евангелистом» школы Джотто.– это Распятие школы Джотто, т. е. мастеров, работавших вместе с мастером в Римини – Джулиано и Джованни да Римини. Они создали конструкцию этого Распятия, а само изображение, вероятно, принадлежит мастеру из Веруккьо, художнику, известному под таким условным именем. Это начало XIV века. Конечно, в Италии достаточно много Распятий того времени, сделанных мастерами, связанными с Джотто, но в России это единственный экземпляр, тип и иконографию которого создал Джотто. Ни в одном музее нашей страны нет подобного памятника.

Величавый образ Св. Екатерины Александрийской - картина миланского мастера конца XV – самого начала XVI веков Джироламо Джовеноне. На этой картине есть дата – 1517-й год. Святая Екатерина изображена на фоне пейзажа, который может быть понят, как бесконечная даль мира. То есть здесь показывается человек на фоне природного универсума.

Картина, изображающая Мадонну с Младенцем, неподписанная и не датированная, но необычайно интересная. Вероятно, это начало XV века. Принадлежит картина кисти художника ферраско-венецианской школы. Феррарская школа вобрала в себя множество самых разных влияний. Вот автор этой картины – скорее всего, далматинец, то есть славянин. В Италии он был известен, как Джорджио Скьявоне, что по-итальянски значит «славянин». На самом деле его фамилия была Чулинович. Он учился в мастерской Скварчоне в Падуе. А вот Скварчоне был очень увлечен античностью, был собирателем античных древностей. Именно ему принадлежит изобретение такого мотива – гирлянды из цветов и плодов, которую можно видеть и на этой картине. А в левой части картины изображен монастырь Антония Падуанского – одного из самых популярных в Средние века, да и позже католических святых. Обратите внимание: картина во многом близка византийской традиции, Православию: великолепные позолоченные нимбы, красное платье Девы Марии, да и выражение лица Девы Марии здесь очень характерное для византийского искусства, которое оказало заметное влияние на венецианскую живопись.

Гверчино, «Мадонна с Младенцем, листающим книгу». Этот образ был очень популярен в эпоху контрреформации, после Тридентского собора. Надо сказать, что Гверчино был необычайно набожным человеком. Прежде чем приступить к работе, он вставал рано утром, выходил на улицу, взяв с собой кошелек с деньгами – все деньги он раздавал нищим. Он наставлял своих учеников, что, не помолившись, не подумав о божественном, нельзя приступать к работе.

Подробный рассказ о выставке мог бы быть издан в качестве отдельной брошюры. Некоторые произведения ранее находились в собраниях князей Юсуповых, Лейхтенбергских, графов Вяземских-Шереметевых, Строгановых. Многие произведения были подарены музею жителями Санкт-Петербурга (в то время называвшегося Ленинградом), многие – переданы по распоряжению большевистских властей.

— Р. Р.:
Интересна история нашего собрания. Ведь музей не собирал эти картины специально. Все наши коллекции мы получили так, как получали их и другие музеи в СССР: была государственная политика перераспределения художественных ценностей из национализированных частных собраний в музеи, из одних музеев в другие. Была очень широкая практика обмена художественными ценностями. Как вы понимаете, когда в какой-то музей приходит распоряжение из комиссариата по просвещению передать в недавно созданный Музей истории религии несколько предметов, для передачи выбирались предметы не самого большого значения и находившиеся, мягко говоря, не в самом лучшем состоянии. Но мы реставрировали и атрибутировали эти произведения (а многие произведения, которые вы здесь видите, поступили безымянными) – итальянские художники редко подписывали свои произведения и тем самым задавали головоломки историкам искусства последующих веков. Подписанные и датированные произведения – большая ценность любой коллекции. В процессе реставрации мы обнаружили несколько подписей.

Текст: Игорь ЛУНЕВ, Фото: Илья ТОЛКАЧЕВ

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.