На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Культура №0'0000

3D эффекты и фольклор


Версия для печати
09.02.12, 15:12

10 февраля 2012 года в прокат выйдет первая серия культовой саги «Звездные войны» - «Эпизод I: Скрытая угроза» - в новом формате 3D. И многие из тех, кто рассуждает об арт-хаусном и «другом» кино, о кино «не для всех» и прочих умных вещах, пойдут смотреть битву Квай-Гона, Оби-Вана и Дарта Мола. Мы смотрели этот фильм в кинотеатрах в 1999 году, когда наши дети были слишком маленькими или вовсе не родились. Теперь у нас есть прекрасная возможность отвести подросших детей на фильм, вновь посмотреть его на большом экране и насладиться новыми спецэффектами, прикрываясь родительскими чувствами.



Ковер-самолет маглу


Но ведь не только хореографичные бои на световых мечах, опасные гонки на подах, а также ушастый Джа-Джа Бинкс, протокольный дроид С-3РО и коварный сенатор Палпатин объясняют популярность фильма и его многомиллионные кассовые сборы. Все дело в том, что фильмы, подобные «Звездным войнам», просчитаны до мельчайших подробностей – что может быть привлекательным для зрителя, к каким источником его отослать, чтобы он захотел снова и снова пересматривать кино и разгадывать зашифрованные загадки.

В книге известного филолога и фольклориста В.Я.Проппа «Морфология “волшебной” сказки» на примере сотен сказок разных народов мира автор выстраивает морфологические закономерности, по которым существуют сказки разных народов. Понятно, что «Звездные войны» - это тоже сказка, и строится она по тем же самым фольклорным законам, по которым строились сказки во все времена, не только до появления кинематографа, но и до появления, собственно, письменности. При этом в угоду нам, современным людям, многосерийные и многотомные сказки нового времени композиционно устроены, конечно, сложнее, чем сказка времен устного народного творчества: одна повествовательная нить, история одного героя пересекается со множеством других, повествование нагружается отсылками к чему-то нам известному, каким-то реалиям истории или современной жизни. Но сам морфологический принцип композиции произведения не меняется, то есть, говоря словами Проппа, не меняются постоянные величины сказки.

Судите сами, любая сказка воссоздает какой-то волшебный, воображаемый мир, который наполнен волшебными предметами (сапоги-скороходы, ковер-самолет) и всевозможными волшебными и фантастическими тварями - как злыми (баба-яга, Кощей), так и добрыми (Василиса Премудрая, фея-крестная), помогающими или мешающими герою. В сказках конца XX – начала XXI веков в волшебном мире могут быть показаны бесконечные созвездия или это может быть край, населенный гоблинами, орками, хоббитами, троллями. В нем, параллельно миру людей (в «Гарри Поттере» - маглов), живут по своим законам волшебники, эта реальность – с волшебными палочками, заклинаниями, сакральными предметами и метлами - прописана до мельчайших подробностей. И в этом фантастическом, но при этом современном мире начинают действовать законы настоящей сказки.

Морфология сказки


Повествование начинается с экспозиции: «Сказка обычно начинается с некоторой исходной ситуации. Перечисляются члены семьи, или будущий герой просто вводится путем приведения его имени или упоминания его положения». Итак, посмотрим: мальчик-сирота, живущий с ненавидящими его дядей и тетей и их родным сыном – обожаемым Дадли («Гарри Поттер»), Бильбо Бэггинс празднуегт свое 111-летие, на котором присутствуют его односельчане, родственники и племянник Фродо («Властелин колец»), рыцари-джедаи назначаются послами для разрешения торгового спора («Звездные войны»).

В каждом отдельном случае мы узнаем что-то важное о героях, но это еще не главное. Из исследования В.Я.Проппа следует, что все действующие герои выполняют определенные функции, и этих «функций чрезвычайно мало, а персонажей чрезвычайно много. Этим объясняется двоякое качество волшебной сказки: с одной стороны, ее поразительное многообразие, ее пестрота и красочность, с другой – ее не менее поразительное однообразие, ее повторяемость». Функции героев, которые есть в вышеперечисленных киносказках, однотипны. Первая из них – кто-то из членов семьи отлучается из дому. Как в русских народных сказках - родители уезжают на базар, или умирают, или просто «надо было князю ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках». Так и в вышеперечисленных любимых сагах есть и гибель родителей, и обусловленная отлучка на планету Набу, и отъезд в связи с выполнением важного задания – отнести кольцо в обитель эльфов Ривенделл.

Второй важной функцией В.Я.Пропп называет «запрет» - герою запрещают что-то делать: «в этот чулан не моги заглядывать» или «береги братца, не ходи со двора». Тот же самый «запрет» мы видим и в современных сказках – Фродо не должен надевать кольцо, Энакин становиться учеником джедая, а Поттер вообще постоянно оказывается в ситуации нарушения запрета – нельзя ходить в лес, нельзя искать Тайную комнату, нельзя общаться со сбежавшим из Азкабана Сириусом Блэком и т.д. Как нам всем с детства известно, в сказке дальше будет внезапное наступление беды (гуси-лебеди все-таки утащат братца), но эта ситуация уже известным образом подготовлена. Так и в любимом кино – запрещено джедаям жениться, но Энакин нарушает закон. Беды не миновать. И третья функция, выделяемая в книге «Морфология сказки», - нарушение запрета.

После нарушения запрета в сказке должно появиться новое лицо – антагонист героя или попросту вредитель: «Его роль - нарушить покой счастливого семейства, вызвать какую-либо беду, нанести вред, ущерб. Противником героя может быть и змей, и разбойники, и ведьма, и мачеха и т.д. Итак, в ход действия вступил вредитель. Он пришел, подкрался, прилетел и пр. и начинает действовать». Антагонист должен произвести разведку, и он это делает в рассматриваемых нами сказках нового времени – на Фродо нападают черные всадники-назгулы, слуги Саурона, на джедаев – ситх Дарт Мол, Гарри Поттер противостоит Волан-де-Морту, который появляется в разных обличиях, в «Философском камне», первой части эпопеи, - через профессора Квиррелла.

Далее антагонист пытается обмануть свою жертву. И мы видим, что этот сюжет разыгрывается с теми или иными особенностями в рассматриваемых нами сказках. Но самый показательный обман принадлежит, пожалуй, «Звездным войнам». Энакина Скайуокера – главного героя всех шести эпизодов эпопеи мы впервые видим в 9-летнем возрасте. Он живет на планете Татуин со своей матерью; оба они невольники. Он помогает джедаям, попавшим в трудную ситуацию, и они выкупают его у хозяина. Энакин становится учеником джедая – самым талантливым и ярким, именно от него ждут исполнения пророчества, что ситхи будут побеждены. Но враг всего доброго – темный повелитель Дарт Сидиус, войдя в доверие к молодому человеку, начинает отравлять его вредными идеями о возможной смерти любимой жены. Следующая сказочная функция – жертва поддается обману и тем невольно помогает врагу – присутствует и здесь. Страх поселяется в сердце Энакина. А за ним следует и сомнение в ордене джедаев, и сомнение в учителе и друге. Обманув Скайуокера, Дарт Сидиус привлекает молодого человека на свою сторону, и тот становится Дартом Вейдером – убийцей и предателем.

После этого антагонист наносит одному из членов семьи вред или ущерб. Там, где в русских народных сказках, жар-птица съедала весь урожай, а мачеха выгоняла падчерицу в лес, в «Звездных войнах» главный злодей губит джедаев, их маленьких учеников, а заодно и Падме – беременную жену героя. В аналогичном сюжетном месте во «Властелине колец» Гэндальф падает в бездну вместе с древним демоном Балрогом, а в «Гарри Поттере» - Джинни Уизли, сестра друга и будущая жена Поттера, порабощена Волан-де-Мортом.

Примеры из фильмов, подтверждающие морфологическую связь с фольклором, можно приводить до бесконечности. Таким образом, мы видим, что сюжетная схема, схема персонажей и их функций в народных сказках, изученная в 20-ые годы прошлого столетия – Пропп подчеркивал, что она актуальна и для русских сказок, и для европейских, и для восточных - работает и сейчас. Изменился лишь тип восприятия – когда-то сказки «сказывались», потом читались, а теперь смотрятся. Но это никак не влияет на желание человека приобщиться к ним.

Отравленным Толстым и Достоевским


Современные сказки, помимо спецэффектов, скорости действия, разветвленного сюжета, обладают еще одним интересным для нас качеством. Их герои часто бывают неоднозначны. В древности людям важно было, что Иван-дурак – хороший, а его братья плохие и т.д., но мы, отравленные «большой» литературой, знакомые со сложными героями Льва Толстого и Достоевского, раздираемыми изнутри сомнениями, борющимися с соблазнами, падающими и вновь возрождающимися, уже не удовлетворяемся схемой «этот хороший – те плохие». Нам нужно что-то более сложное и изощренное. И современные сказки нам это предлагают.

Для человека XXI века важными являются герои сомневающиеся, которые в самый неожиданный момент могут изменить своим принципам и спасти положение. Или, наоборот, перейти на сторону врага, сделав сюжет еще более захватывающим и сложным. Такие герои делают эпическое произведение жизненным. Ведь любой человек сложнее, чем кажется на первый взгляд. Хан Соло в саге «Звездные войны», его играет молодой Харрисон Форд, - пилот-контрабандист. Он самовлюблен, пользуется развернувшейся в Галактике войной и безвластием в собственных целях. Согласившись подвезти Люка Скайуокера и Бена Кеноби на планету Алдераан на помощь повстанцам, он делает это исключительно ради наживы. Но потом в нем просыпается благородство, добрые чувства, оставаясь внешне грубоватым и порой циничным, капитан Соло начинает активно помогать «хорошим парням». Примерно ту же функцию в истории о Гарре Поттере играет сложный и неоднозначный профессор Северус Снегг. «Добрые» герои с самого начала начинают подозревать его в причастности к злым делам - Гарри узнает школьную легенду о том, что Снегг знает все о Темной магии. И действительно, будучи когда-то союзником главного злодея, Пожирателем Смерти, он отошел от темных сил, перешел на сторону Дамблдора, и стал тайным агентом добрых волшебников. Но об этом знают немногие. Его поступки, с точки зрения друзей Гарри, выглядят как однозначно подлые. Лишь после его смерти выясняется, что каждый его шаг был согласован с теми, кто восстал на Зло, и был направлен на защиту Гарри Поттера. Таким образом, каждый его поступок предстает перед героями в совершенно другом свете.

Эта нестатичность важна, конечно, и для главных героев произведений. Центральный персонаж всегда дается в развитии (вспомним Наташу Ростову или князя Андрея Болконского). Если взять величайшую экранизированную эпопею «Властелин колец», то главный хранитель кольца – Фродо Бэггинс – вначале представляется нам простым, даже недалеким сельским пареньком. Он берется доставить Кольцо Власти к эльфам, абсолютно не понимая, что именно он несет. Автор подчеркивает важную черту, которая есть у Фродо, – каждый раз он осознанно выбирает для себя путь всегда чуть более сложный, чем был бы ему по силам. Герой сталкивается с предательством и прощает его – Боромир, который дал обещание защищать Хранителя кольца, ослепленный жаждой власти, попытался отобрать кольцо. Фродо сам предает единственного оставшегося у него друга и раскаивается. Более того, он почти предает дело, за которое взялся. Вспомним, что герой не смог заставить себя выкинуть кольцо, лишь неожиданное появление Голлума в последнюю минуту спасло мир Толкиена от власти тьмы. Пройдя через все эти страшные испытания, Фродо становится мудрецом, который настолько глубоко познал этот мир, что ему нет уже в нем места.

Еще более сложно, с психологической точки зрения, выстроен образ Энакина Скайуокера-Дарта Вейдера. Он проделывает путь от самого талантливого джедая до буквального воплощения зла. Проходит много лет, практически весь огромный мир подчинен Темным силам. Но оказывается, что где-то на далекой планете появились те, кто не хочет мириться со злом, движение сепаратистов возглавляет дочь Энакина, а его сын становится джедаем. Рано или поздно ему придется вступить в бой с собственным отцом. Люк верит, что в его отце, где-то в глубине души осталось частица добра. Это очень важный момент – когда кто-то верит в тебя, для тебя не все потеряно. Сцена боя выстроена психологически очень тонко. Дарт Вейдер переходит обратно на сторону добра, когда сын отказывается убить его, пожертвовав, таким образом, собой.

Таким образом, все, что нам, читателям, всегда, с раннего детства, было важно в книгах – будь то истории, которые читали нам бабушки, или романы, которыми зачитывались в школе, так или иначе, воплощено в современных сказках. Они могут переносить нас в другие галактики или в школу Хогвартс, но законы построения будут все те же, привычные и комфортные нам, любой из нас любит и ждет именно то, что появляется в итоге на экране. И добро, в конце концов, побеждает зло.

Анастасия ОТРОЩЕНКО

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.