Дорогие родители! У нас появилась новая рубрика: «Школьный вопрос». Здесь мы хотели бы обсуждать вопросы и проблемы, связанные с такой важной частью жизни наших детей, как школа. Ваш ребенок не хочет учиться, не понимает, зачем это нужно? Никак не может вылезти из троек? У него проблемы с одноклассниками или учителями? Пишите нам, задавайте вопросы, которые волнуют вас и ваших детей. А экспертами, которые постараются ответить на эти вопросы, будут преподаватели московской общеобразовательной школы «Знак».
Средняя общеобразовательная частная школа «Знак» основана в 1990 году. Это учебный комплекс, состоящий из школы, детского сада и групп раннего развития. Концепция образования школы «Знак» основана на православии, кроме основных предметов здесь преподаются основы православной культуры. Школа декларирует себя как «школа для тех родителей и детей, кто с доверием относится к Православию». Духовник школы -- иеромонах Тихон Батурин, клирик храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве. |
Если ребенок жалуется на учителя, мол, он то-то и то-то делает несправедливо, плохо объясняет, а много требует, или кричит и ругается, и родитель в этом убеждается, короче, если учитель плохой, нужно ли обсуждать это с ребенком? И как тут вообще быть родителю? (Речь не идет о каких-то вопиющих случаях.) Марина
Отвечает Константин КУСМАУЛЬ:
-- До кризиса девятилетнего возраста зачастую бывает, что неправ учитель. Однако, начиная с третьего--пятого классов, неправ бывает не только учитель, но и ваш ребенок или вы. Выслушав ребенка, ваша наиболее сложная задача -- выслушать учителя. Несмотря на суть претензий учителя к вашему ребенку, не надо обсуждать с ребенком, «какой несправедливый учитель». Это поможет избежать слухов, сплетен, поиска союзников среди других детей в классе. Делая ребенка соучастником конфликта, вы можете нарушить привычную иерархическую картину, где авторитет старшего, а тем более учителя, высок. Так что все вопросы с учителем решайте без ребенка.
Необходимо как можно быстрее встретиться с учителем и, избегая конфликтной ситуации, спокойно, без эмоций, выяснить, какие проблемы в поведении и учебе у вашего чада. На встречу приходите лично, не вызванивайте учителя по школьному телефону -- ему трудно будет с вами объясняться на переменке, в переполненной учительской.
Во время беседы лучше избегать общих слов «непослушный», «не учится», «ничего не делает». Выясните конкретно: какая тема не усвоена, кого он обидел в какой ситуации. Если вы видите, что учительница (а зачастую именно женщины-учителя наиболее эмоциональны) настроена по отношению к вам негативно, старайтесь не отвечать на вызов так же эмоционально.
В школах, где параллели по 5-10 классов, а количество детей в каждом из них 25-35 человек, учитель часто находится в стрессовой ситуации, что может приводить к поверхностным суждениям о способностях вашего ребенка. Единственный способ вашему чаду выделиться, «показаться умным» и единственная возможность для общения между педагогом и учеником в большом классе -- это устный ответ, причем по собственной инициативе ребенка. Возможно, тут вам придется особенно тщательно контролировать подготовку именно этого вида домашнего задания.
Для школ, в которых классы состоят из 5-15 человек, сотрудничать с учителем проще. К примеру, предложите педагогу написать основные проблемы или претензии к поведению ребенка и совместно в вами вести «работу над ошибками». Полезно будет обменяться с учителем номерами телефонов, электронной почтой. Попросить разрешение звонить и консультироваться: как там мой ребенок учится, ведет себя?
Если не получается решить конфликт -- ребенок страдает, а учитель продолжает его третировать, -- то вы должны побеседовать с завучем школы и попросить помощи в улаживании конфликта. Если улучшений не наступает, то через родительский комитет класса узнайте, есть ли у других детей проблемы с этим учителем? Если есть -- это повод создать инициативную родительскую группу. Ну а если конфликт остается, то следующий ваш шаг -- это звонок на телефон доверия вашего (либо районного, либо городского) Департамента образования.
И еще один совет: помните, что с «трудными» учителями нужно быть все время на связи.
Особенно если вы -- «легкий» родитель.
Ждем от вас вопросов, касающихся школьной жизни и обучения.
Версия для печати