На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Редакция Разное'2012

То, что не вошло в «НС» пользуется успехом в Дании


Версия для печати
02.09.08, 15:08

В начале лета в маленьком датском городе Виборге в галерее «Senko» открылась выставка «Русские перспективы. Новая русская фотография. Часть 1». В экспозиции приняли участие русские фотографы, среди которых - бильд-редактор «НС» Вячеслав ЛАГУТКИН.

Датский художник Сергей Святченко, работающий в живописи, с инсталляцией, фотографией, фотоколлажем и видео, уехал из Советского Союза в конце 1980-х. В годы перестройки он возглавлял Центр современного искусства в Киеве. Первые деловые связи Центра наладились с Данией. Чуть позже Сергея Святченко пригласили туда преподавать, а датские галереи начали выставлять его работы.


В мастерской Сергея Святченко


- Остаться в Дании было чрезвычайно сложно, - говорит художник. – В 1977 году там был аннулирован закон об иммиграции, и стать гражданином этой страны стало возможно лишь, будучи политическим эмигрантом или женатым на датчанке. Я не просил политического убежища, и супруга моя приехала со мной из Киева, поэтому мы не подходили под это правило. Возможно, я своим творчеством доказал, что достоин остаться в этой стране.

Семья Святченко поселилась в маленьком старинном городке Виборге. Здесь шесть лет назад художник основал свой некоммерческий проект-галерею «Senko». Галерея поместилась в маленьком угловом помещении с огромными витринами, так что с улицы хорошо видно то, что висит на стенах.

- «Senko» - сокращение от имени «СЕргей СвятчеНКО», - поясняет владелец галереи. – Еще «сенко» по-японски означает ароматическую палочку, которую поджигают, и она начинает пахнуть. Смысл в том, что нравиться вам ее запах или нет, остановить горение уже невозможно.

- «Senko» - проект, а не обычная галерея, - замечает художник. – У меня была задача – в том небольшом пространстве, которое находится в моем распоряжении, в маленьком городе выставлять произведения художников со всего мира, притом делать это так, чтобы галерея взаимодействовала со средой города. Проходя по улице, люди могут рассматривать экспозицию через окна.

Экспозиция видна из окна
Вид с улицы. Экспозиция видна из окна




Проект «Senko» некоммерческий, в галереи ничего не продают, только дают посмотреть. В будни - через стекло, а в выходные можно зайти и внутрь, потому что Сергей проводит там свой уик-энд, работая над коллажами и заодно присматривая за выставками.

За шесть лет существования галереи в ней прошло около шестидесяти выставок. Профиль «Senko» - инсталляция, фотография, видеоискусство. В ней можно было увидеть работы художников из Франции, Канады, США, Германии, Нидерландов. Например, в «Senko» был представлен фильм Йоко Оно, вдовы Джона Леннона, «Onochord». Задача галереи - показать свежие тенденции в искусстве высшей пробы. Только приглашая кураторов со всего мира, ориентируясь на свой вкус, безупречность которого подтвердили соучастники проектов Сергея – звезды современного мирового искусства и моды, Святченко удается сделать галерею полезной городу и интересной для сотрудничества художникам из разных стран. Галерея существует и в Интернете, это открывает выставки «Senko» тем, кто не может посмотреть их в реальном выставочном пространстве в Дании. Экспозицию «Русские перспективы. Новая русская фотография. Часть 1», подготовленную искусствоведом Ириной Чмыревой на сайте галереи уже посмотрели больше шести тысяч человек, из которых американцы составляют почти половину.

Идея познакомить датскую провинцию, а вместе с ней и мир с современным русским фотоискусством и с современной Россией возникла у Сергея Святченко и Ирины Чмыревой после их знакомства на фестивале фотографии в Берлине.

Сергей Святченко и Ирина Чмырева вывешывают объявление о выствке «Русские перспективы. Новая русская фотография. Часть 1»
Сергей Святченко и Ирина Чмырева вывешывают перед галерей объявление об открывающейся выствке «Русские перспективы. Новая русская фотография. Часть 1»


- Сначала мы хотели представить двадцать авторов, большую форму, наподобие романа в литературе, - смеется куратор Ирина Чмырева. – Но пространство галереи очень камерное, поэтому мы ограничились повестью с восемью героями. Часть художников с большими произведениями, развешанными по стенам, а часть представлена своими портфолио. Они сделаны в виде авторских книг, что мне близко, поскольку я преподаю в Московском государственном университете печати и работаю с молодыми художниками книги. Зрители, знакомящиеся с выставкой через витрины, на столах видят что-то интересное. Те же, кто живет в Виборге и имеет время прийти в «Senko» в выходные, надевают белые перчатки и просматривают альбомы, внутри которых другая Россия, какой ее не показывают по телевизору. Авторы, принявшие участие в выставке, молодые, но уже известные фотографы.

- Алексей Гога начал выставляться еще в 1991 году, - замечает Ирина Чмырева. - Он представитель первого поколения арт-фотографии, уже никак не связанной с фоторепортажем и жанровой фотографией советского времени. Пейзажи Александра Гронского в экспозиции – только кажутся иллюстрациями к «другой России», о которой европейцы не знают, на самом деле, это настоящие картины – отлично композиционно выстроенные и сумасшедшие по настроению. Алексей Кузьмичев, автор портретов, среди героев которого актер Мамонов и режиссер Герман-младший, писатель Сорокин; Алексей вначале состоялся в фотографии как художник, и лишь позднее стал работать в журналах. Они приглашают его потому, что у него есть своя интонация, свой стиль. Работы Алисы Никулиной из цикла «Generation» тоже в жанре портрета: девушки и юноши одного с автором поколения; парами с портретами расположены бурлящая вода, цветущий луг, кухня… фотограф стремится найти контрапункты во внешнем мире, позволяющие заглянуть внутрь души. Работы Евгении Слободник – фотографии на стыке с живописью. Слободник живописец, и в снимках она делается упор на цвет: расписывает ли она лица моделей, пишет ли «задник», как в старых ателье, она через цвет выражает эмоции, скрытую в людях внутреннюю экспрессию. Александр Русов выступает с циклом крымских фотографий, маленьких черно-белых новелл; Анна Гвирц – с книгой фотогравюр по мотивам строк Гарсия Лорки; Тата Саркисян общается со зрителями галереи ближе всех: ее прозрачные фотообъекты заполняют подоконники галереи, их можно рассматривать день и ночь.

Записала Софья ПУЧКОВА

Об экспозиции Вячеслава Лагуткина мы подробнее расспросили его самого:
- Это первая моя зарубежная выставка, – рассказал Вячеслав. - Мне предложила участвовать Ирина. Она увидела мои работы, разумеется, показала их Святченко, он, видимо, одобрил – так я попал в число экспонируемых авторов.

Мои работы лежали в коробках на столах, откуда их можно было достать, чтобы рассмотреть, одев белые печатки. Их разместили там (вместе с фотокнигами, лежащими на столах), потому что на стены поместили работы достаточно большого формата, цветные, яркие, заметные и сделанные, как правило, путем цифровой печати – то, что можно рассматривать с улицы сквозь окна. То, что требует более подробного и внимательного рассмотрения, что не может быть полноценно воспринято с расстояния – представлено на столе. Там есть фотогравюры, есть различные очень красивые ручные техники, и среди этих работ – мои. В основном это репортажные работы разного времени, исполненные в классической черно-белой технике, т.н. бромсеребряная печать.

Многие представленные на выставке мои работы в какой-то степени уже знакомы читателю журнала «Нескучный сад» и посетителю этого сайта – это съемки сэрвской свадьбы, новочеркасских рабочих (см. «НС» №8 за 2008 г.), съемка детского дома для детей-инвалидов и дома престарелых из того же Новочеркасска и др. – может быть, не именно те кадры, которые публиковались у нас, но из тех же серий.


Работы Вячеслава Лагуткина, представленные на выставке
Слева: новочеркасский рабочий
Справа: детского дома для детей-инвалидов в Новочеркасске


Бабки-кряшенки (крещенные татарки) из Казани

- Чем обусловлен выбор именно черно-белого формата, бромсеребряной печати и социальной тематики?
- Фотография, как и всякое изображение, предполагает композицию, и выстроить композицию в черно-белой фотографии - ритм, свет, тень, - если человек вообще знаком с правилами композиции, относительно несложно. А когда мы говорим о цветной фотографии, то предполагается еще и цветовая композиция, а это значит, что в кадре не должно быть абсолютно ничего лишнего по цвету. Цветную фотографию я только еще начинаю для себя открывать, и она не была представлена, потому что эта область мне представляется наиболее ответственной и сложной.

Бромсеребряная печать – это классическая черно-белая печать, с которой все мы, особенно люди за тридцать, знакомы еще по школьным временам. Помните, растворитель, закрепитель, фиксаж, красный фонарь, затемненная комната? То есть в этой технике сделать фотографии – это, так сказать, половина работы, пятьдесят процентов, а хорошо их напечатать – это другая половина. Смысл - в его рукотворности, когда с отпечатком работает не машина, не фотошоп - а человек руками и глазами печатает. И два отпечатка одной и той же работы могут стать совершенно разными фотографиями. Есть фотографы, которые раскрываются целиком только в хорошей печати, и я, наверное, отношусь к ним, потому что делаю фотографии под печать, изначально имею это в виду.

Тематика во многом продиктована форматом выставки. Сами рамки выставки предполагали представить сегодняшнюю Россию - свежий, неизбитый взгляд тех фотографов, которые в ней живут, развиваются и видят ее в ее новом, в ее переменах. Речь идет не о Советской России, которую могут знать или не знать, не о перестроечной России, не о временах раздела, а о чем-то совсем новом – и в самой стране, и во взгляде на нее - какова она, Россия, сегодня, в разных ее проявлениях. На этой выставке в принципе нет фотографов, похожих друг на друга хоть чем-то. Не так много народу – восемь человек – но даны самые разные срезы, разные грани, разные творческие взгляды.

С другой стороны, конечно, мне это интересно. Я - бильд-редактор «Нескучного сада», но иногда выступаю и как фотограф. И здесь получается такой парадокс: вот, фотограф по заданию редакции делает визуальный ряд для того или иного материала. Понятно, что только единичные кадры из отснятого могут быть представлены в журнале - как получилось у меня, например, с сэрвами: в журнал вошла только одна фотография. И во многих других случаях бывает подобное… Это, так сказать, извечная проблема, иногда редакторам бывает сложно и больно принимать решения – им нравятся эти фотографии, они хотели бы дать их как можно больше, но целый ряд причин диктует жесткость отбора, и представить хотя бы даже небольшой ряд, серию фотографий, соединенных одной концептуальной мыслью, историей, оказывается по тем или иным причинам невозможно. Я же всегда делаю работу по максимуму, снимаю историю: людей, отношения между ними, если угодно – мое отношение, которое у меня к ним появляется. И когда я снимаю, я не думаю специально, какой кадр встанет в журнал, а какой – нет: мне важен процесс. Хотя социальный репортаж - не единственная интересная мне область фотографии. Например, в экспозицию не вошли мои пикториальные работы (пикториализм – художественное направление фотографии, стремящееся к картинному, схожему с живописью фотографическому изображению – ред.): они совсем не укладывались на стол, а из стен - вырывались концептуально. Была мысль представить эти фотографии на пюпитрах - но очень скоро стало понятно, что это совершенно отдельная тема. Сейчас мы только придумываем, как, в каком формате можно их выставить.

- Дания – страна победившего социализма, в социальной сфере там все более чем благополучно. Датчане не были шокированы российскими реалиями?
- Насколько я мог наблюдать, в галерею приходили в основном люди старше среднего возраста, пожилые. Как я понял, это - представители местной фотографической элиты. Они надевали перчатки, рассматривали фотографии, подзывали меня, что-то спрашивали, уточняли…

Гости выставки, представительницы местного фотоклуба с интересовм обсуждаю увиденное
Гости выставки, представительницы местного фотоклуба с интересовм обсуждаю увиденное


Шоковой реакции я не видел. Вот интерес - может быть, какой-то даже жадный интерес – да. Потому что люди, которые имеют дело с фотографией активно, тем более сейчас, когда так широко развит Интернет - таких людей вряд ли можно так просто чем-то ошарашить, удивить, сейчас у любого человека, если он захочет, есть возможность увидеть самые различные фотографии на любую тематику. Но данные отпечатки, может быть, как-то особенно расположили их потому, что люди, живущие в кадре, не обращали внимания на фотографа; зритель хорошо чувствует это доверие внутри кадра. Если же нет доверия – нет и съемки, и говорить не о чем.

- Разве нельзя «выехать» на одной технике съемки?
- Техника достаточна для разных видов технической съемки: рекламной, научной, прикладной и т.д. Когда же речь идет о фотографии людей (а не моделей!), самым интересным, помимо формальной стороны фотографии, являются человеческие отношения, проявления человека как личности. И здесь техника почти бессильна, максимум, на что она способна – подчеркнуть что-то важное или скрыть вторичное и отвлекающее, но главное решается помимо техники. Снимает не камера, снимает фотограф.

Фотограф снимает, потому что он хочет снимать, и разные цели, которые фотографы могут при этом ставить – известность, коммерческий успех, какие-то новые творческие изыскания, - не отменяют главного: любви к самой съемке и к тому, кого и что снимаешь. Но, конечно, чем меньше таких целей – тем больше возможности совершенства для фотографа.

И для меня выставка в «Senko» не является целью, результатом чего-то или рубежом, но чем-то органичным и естественным на пути человека, просто любящего фотографировать. А если ты делаешь, то, что любишь – раньше или позже обязательно находятся люди, которые заметят это, захотят и смогут оценить.

Беседовал Михаил АГАФОНОВ
Фотографии Алисы НИКУЛИНОЙ и из архива Вячеслава ЛАГУТКИНА

Художник Сергей Святченко приглашает в свою галерею на выставку Русские перспективы. Новая русская фотография. Часть 1
Художник Сергей Святченко приглашает в свою галерею на выставку «Русские перспективы. Новая русская фотография. Часть 1»

На выставке


Датчане интересуются фотографиями Вячеслава Лагуткина
Датчане интересуются фотографиями Вячеслава Лагуткина

Ирина Чмырева подписывает футболки с номерами участников выставкиВячеслав Лагуткин с логотипом выставки

Слева: Ирина Чмырева подписывает футболки с номерами участников выставки
Справа: Вячеслав Лагуткин в футболке и с логотипом выставки

Слава Лагуткин





Зрители вечером смотрят и обсуждают увиденное
Зрители вечером смотрят и обсуждают увиденное

О выставке написали в датской прессе. Организаторы и участники читают статью
О выставке написали в датской прессе. Организаторы и участники читают статью

Сергей Святченко и Ирина Чмырева


Крыши Копенгагена
Крыши Копенгагена

Крыши Копенгагена


В Дании много ведосипедов. Это основной вид транспорта
В Дании много ведосипедов. Это основной вид транспорта

еще велосипед


Статуя короля Фредерика V, верхом на коне
Дворец Амалиенборг - резиденция королевской семьи начиная с 1794 года - состоит из четырех практически идентичных построек в стиле рококо, расположенных вокруг центральной мощеной булыжником площади с огромной статуей короля Фредерика V, верхом на коне.

Памятник принцессе Дагмар - российской императрице Марии Федоровне, матери последнего российского Памятник принцессе Дагмар - российской императрице Марии Федоровне, матери последнего российского императора









Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.