На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Куда денешься с подводной лодки?
Своим студенческим опытом делятся Петр Королев, студент 5 курса Московской Духовной Семинарии, и Николай Солодов, студент 4 курса МДС. Оба до семинарии окончили механико-математический факультет МГУ


Версия для печати
03.10.05, 16:13

Есть ли дедовщина в семинарии?
Петр Королев
: Здесь разделение происходит не по возрасту, а по курсам. 30-летние на равных с 18-летними. Никто не говорит: ты младше, поэтому пойди и сделай то-то и то-то. Хотя есть вполне естественный пиетет в отношении младших курсов к старшим. Старшие его стараются поддерживать.

Николай Солодов: Честно говоря, не замечал. В столовой, например, кто-то должен в конце трапезы отнести посуду. Когда сидят рядом академист и первокурсник, логично выходит, что это должен сделать первокурсник. Но я часто встречал, когда академисты уступают «первенство», делая все наравне.

ПК: Первенство чести, а не первенство власти…

НС: Я бы сказал, что дедовщины здесь нет. Если мы идем работать -- перетащить например мешки из пункта А в пункт Б, то никакой разницы нет. Попадаются люди с разных курсов.

Разве не бывает, что сюда приходят не учиться, а с желанием отсидеть пять лет учебы и скорее стать священником?
НС
: Нет, не думаю что таких много. Чтобы скорее стать священником, есть более простые пути. Не обязательно для этого поступать в семинарию, тем более в МДС. Здесь все же учатся.

ПК: Народ приходит сюда с основной целью -- учиться. Поэтому бывает, что свои определенные таланты стараются не раскрывать или даже утаить -- чтобы не пришлось тратить время на второстепенное.

Кого больше тех, кто после школы, или тех, кто с образованием?
НС
: Я думаю, что пополам.

ПК: В этом году стали принимать 17-летних. Раньше в уставе было строго прописано, что можно принимать студентов только после 18 лет. И многим ребятам приходилось целый год где-то пережидать до поступления. Теперь берут сразу после школы.
Много ребят после армии поступает. Некоторые уже где-то учились, некоторые работали и решили поступать. Есть у нас и заочное обучение, но туда берут исключительно священнослужителей.
Первый курс обычно тяжелый не в смысле учебы, а в том, чтобы вписаться в атмосферу, научиться ладить с братией. На первом курсе всех селят большими комнатами: от десяти до семнадцати человек. Если кто-то будет полуночничать до часу, до двух, а кому-то вставать в пять -- то волей не волей придется объяснять, что пора ложиться спать. Потом все это утрясается и появляются дружеские отношения, которые сохраняются уже на протяжении всей учебы.

НС: Мне было проще, потому что я был старше большей части народа. По-моему, почти никаких ссор не было, я во всяком случае не замечал. Все, конечно, очень разные люди, но уживаемость гораздо лучше, чем в светском вузе. Все пришли со своими привычками, со своими особенностями, но все стараются работать над собой.
Здесь в семинарии я встретил некоторых людей такой замечательной жизни, что только ради общения с ними уже стоило сюда поступать. Это конечно особенность семинарии… Ведь к нам поступают лучшие люди изо всех приходов Русской Православной Церкви.

ПК: Бывают и тяжелые ситуации. Как говорят -- нет ничего хуже, чем ссора на подводной лодке, потому что никто никуда не денется. Постоянно сталкиваешься с человеком и волей-не волей приходится разрешать конфликт, просить прощения.
Первый курс -- это не столько учеба, сколько научение человека научно мыслить, учиться в другой системе образования. Но к концу первого или второго курса человек становится как бы частью организма. И к нему относятся как к части самого себя. Самого себя всегда накажешь как- то мягче, отношение уже другое. И доверия больше.

Подрясник -- это привилегия?
ПК
: Всех семинаристов к концу обучения поставляют во чтецов. Поэтому кто-то раньше, кто-то позже получает право на ношение подрясника. Первыми чтецами становятся те, у кого есть какие-то храмовые послушания, -- они первыми и носят подрясник. Подрясник -- это и привилегия, и ответственность. На улице подрясник превращает своего владельца в «ходячее справочное бюро».

Ваша alma mater -- это семинария или мехмат?
НС
: Интересно, что когда я учился на мехмате, мне были совершенно безразличны все эти сантименты старых выпускников. Золотую медаль, которую мне выдали вместе с красным дипломом, я чуть не продал милиционеру в столовой за 300 рублей. В день получения. Но сейчас я с большим воодушевлением прихожу в университет, на мехмат. Даже выпросил у одной знакомой желтый плащ, который выдавали на 250-летие МГУ. А раньше ни за что бы не обратил на это внимания. Теперь очень приятно вспоминать учебу в университете. Думаю, будет еще более приятно вспоминать семинарию. Но сейчас, будучи погруженным в учебу, я еще не знаю, что вызовет самые теплые воспоминания. Об этом надо спрашивать года через три.

ПК: Для меня alma mater -- скорее семинария, чем мехмат. На мехмате я очень специфично учился. У меня там образовалось не очень много друзей. Я подолгу отсутствовал, приезжал сдавать сессию и опять уезжал. Поэтому до семинарии все мои друзья были в основном из школы. А здесь совсем иное дело, тут полное погружение -- братство.

Alma mater -- это то место, которое формирует людей в молодости…
НС
: По тому, как семинария формирует людей, ее можно сопоставить только с военной службой. Ну что такое светский вуз, ты пришел, пообщался часа четыре, потом пошел домой. А в семинарии ты весь здесь.

ПК: В светском вузе на некоторое время погружаешься в науку, потом обсуждаешь немного все изученное с однокурсниками, а в общежитии уже кипит своя жизнь, там совершенно не до учебы. Зачастую москвичам было легче учиться. Не было этой горячей жизни общежитской.

Как у вас прошел переход от математики к гуманитарному богословию?
ПК
: Нельзя сказать, что сильно что-то меняется в учебе. Даже, наверное, из гуманитарных вузов в семинарию реже приходят чаще, чем из технических. Естественные науки приучают работать с определенными абстракциями. К тому, что результат нельзя подгонять под ответ, это не метод, все дыры будут видны. Для меня никакого диссонанса не возникло при переключении с одних наук на другие.

НС: Я бы сказал, что разница есть. Церковная наука во многом все же гуманитарная и переход от негумантарной к гуманитарной науке все же есть и он не простой. Я на 4 курсе сейчас, и этот переход я для себя еще не осуществил. Я понимаю, что у специалиста историка другое понимание науки, другой подход. Я все же пока исхожу из своего опыта. В беседах с другими людьми я себя ловлю на этом. Это проявляется и в смыслообразовании: я вкладываю в слова несколько другой смысл, чем мои собеседники. Само слово наука значит для меня немного другое. Мне, скажем, нужны семинары, конференции, монографии, но на сегодня в церковной науке такого практически не существует.

В вашей среде Московская семинария считается самым престижным вузом для получения богословского пастырского образования?
ПК
: Да безусловно. Московская считается одной из самых здоровых.

Куда идут выпускники закончив? Они все становятся священниками?
ПК
: Не знаю статистику… Но думаю, что есть определенный процент тех, кто не становится священником или становится спустя некоторое время. Например, молодой человек поступил в 18, в 24 закончил, но не женился и поэтому некоторое время не в сане.

А чем он занимается в это время? Ищет невесту?
НС
: Кто-то находит работу при храме, правда, там сложно заработать денег. Иногда устраиваются на стороне.

Невесту найти трудно? Вы обсуждаете это?
НС
: Девушек красивых много, но хороших -- мало. И все же больной я бы эту тему не назвал.

ПК: Обсуждения редки. Все-таки это слишком личные вещи. Может быть, с лучшим другом. Но бытуют вот такие истории, например: один семинарист пошел в Троицкий собор, помолился там преподобному Сергию, попросил, чтобы та девушка, которую он встретит на выходе и стала его женой. Так все и произошло. Они благополучно поженились. Есть и страшные истории. Молодые люди выходят за ворота Лавры, видят каких-то девушек. Знакомятся. Сразу в лоб предложение. Обе соглашаются. Потом одна пара так и живет, другая распалась сразу после хиротонии. И получается, что молодой священник должен навсегда отказаться либо от семейной жизни, либо от священства.

Как отдыхают семинаристы?
ПК
: Футбол, волейбол -- в городе есть площадки. С местными играем.

А проблем с местными не возникает?
ПК
: Изредка возникают. И для этого не обязательно идти по улице в подряснике -- как ни оденься, семинариста все равно можно узнать.

НС: Семинаристы удивительно разнообразно отдыхают. Я однажды видел ребят из Лавры, которые шли в город на роликах кататься. Отдыхаем очень разнообразно. На каникулы можно домой.

ПК: Летом куча народа на великах гоняет. Бывают концерты. Приезжают разные исполнители, оркестры. Была правильная кафешка в Посаде, где стоит шкаф со святоотеческой литературой -- там можно собираться, там и концерты устраивают неофициальные.

НС: Мне представляется не совсем правильным, что у семинаристов обычно не остается постоянной связи со своим приходом -- разве что на каникулах. Ведь это приход направляет человека учиться, а он теряет с ними связь на пять лет полностью. Тем более что ушел часто молодым человеком, мальчиком, а возвращаться должен священником.

Расскажите местную легенду семинарскую…
ПК
: Когда реставрировали лаврскую колокольню, двое семинаристов решили приложиться к кресту. Поднялись по лесам и приложились! На нашу высоченную колокольню…

ПК: Много смешных случаев бывает во время чтения житий на трапезе. На трапезе собираются все семинаристы, и поэтому в это время обычно делают всякие объявления: кто на какие заступает послушания. Эти вещи иногда очень смешным образом переплетаются. Например, чтец читает об искушении какого-нибудь подвижника. В это время входит начальство, останавливает чтеца и зачитывает объявление. После объявления, чтец продолжает с того места, где его остановили: «…сказал бес и удалился». Весь зал лежит, конечно!

С однокурсниками в светском вузе были проблемы, ведь они знали, что ты верующий?
НС
: Проблем у меня не было. Учеба как-то не затрагивала проблем веры. Единственно были сложности в аспирантуре, когда мы изучали философию. Для меня была проблема, я не понимал точно границу. Когда речь шла о вере, когда я должен промолчать, а когда нельзя молча слушать и надо возвысить голос. Эта граница не очень проста. Иногда хочется отсидеться промолчать, когда этого делать уже нельзя.

ПК: У нас на курсе была достаточно заметная часть студентов верующих. И в нашей группе было человека четыре позиционирующих себя как верующих. Кстати с моего курса еще один молодой человек учится здесь в семинарии.
Но удивительным образом, не совсем корректное поведение, нежелание четко разделять учебу от проповеди своих религиозных убеждений (все же неуместной на уроках) я чаще замечал со стороны верующих, чем со стороны «воинствующих атеистов».

Когда молодой человек хочет стать священником, куда он скорее поступит: в МДАиС или в ПСТГУ?
ПК
: Мне кажется, что в ПСТГУ учеба в большей степени нацелена на научную деятельность, там чуть иная атмосфера. У нас здесь множество иных нагрузок, но при этом происходит полное погружение: учеба, службы, послушания, влияние Лавры. Нас здесь кормят, крыша есть над головой. В ПСТГУ нужно ездить в разные здания, домой, еду себе готовить, бывает, и зарабатывать надо. Так что выбор во многом будет зависеть и от семейных обстоятельств.

Уходят из семинарии?
НС
: Бывает, как везде. Поучился - не понравилось, ушел. Но очень редко.

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.